Тематический план
- Психологические основы самопознания
- Тема 1: Приоритетность нравственно-духовного образования в современном мире
Тема 1: Приоритетность нравственно-духовного образования в современном мире
План лекции:
1. Глобальные проблемы современности
2. Общепланетарное единство человечества
3. Духовно-нравственный характер глобальных проблем человечества
Курс: Методика преподавания самопознания (kaznpu.kz)
Литература:
1. Основы гуманной педагогики и самопознания:
Учебник /П. Ш. Амонашвили, Г. А. Омарова, Н. Анарбек. – Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2019. – 278 с.
2. Нысанбаев А.Н., Соловьева Г.Г. Изменимся вместе с детьми (философское обоснование предмета «Самопознание»). Алматы, 2002.
3. Духовное наследие человечества. Методическое пособие для учителей. /Омарова Г.А., АхметоваА.И., АбдрахмановаА.М., БагадаеваЖ.А./– Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2014. – 128 стр.
4. Общечеловеческие ценности. Методическое пособие для учителей/ Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2014.
5. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» // Казахстанская правда, 28.01.2012 г.
Курс: Психологические основы самопознания (kaznpu.kz)
1 Проведение «круглого стола». Обсудить в пяти группах вопросы, выполнить задания:
А группа. Глобальные проблемы современности и пути их решения. Примеры. Инсценировка.
В группа. Необходимость обновления образовательной сферы в сторону духовности и гуманизации. Инсценировка.
С группа. Группа представляет небольшую сценку об одном из видов кризиса и выходе из него с помощью духовно-нравственного образования.
2 Просмотр и обсуждение фильмов «Искушение цивилизацией» (0:10-7:00), «Ю.Куклачёв. Уроки доброты. Часть 3»
- Тема 2: Историко-философские основы программы нравственно-духовного образования "Самопознание"
Тема 2: Историко-философские основы программы нравственно-духовного образования "Самопознание"
План лекции:
1. Духовно-нравственное образование в мировой исторической ретроспективе
2. Духовно-нравственное образование в казахской культуре
3. Единство всех религий, как исторического наследия человечества
Курс: Психологические основы самопознания (kaznpu.kz)
Литература:
1. Основы гуманной педагогики и самопознания:
Учебник /П. Ш. Амонашвили, Г. А. Омарова, Н. Анарбек. – Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2019. – 278 с.
2. Нысанбаев А.Н., Соловьева Г.Г. Изменимся вместе с детьми (философское обоснование предмета «Самопознание»). Алматы, 2002.
3. Духовное наследие человечества. Методическое пособие для учителей. /Омарова Г.А., АхметоваА.И., АбдрахмановаА.М., БагадаеваЖ.А./– Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2014. – 128 стр.
4. Общечеловеческие ценности. Методическое пособие для учителей/ Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2014.
5. Назарбаева С.А. Путь к себе. А.1999.
6. Нерсесянц В.С. Сократ. - Москва: Наука, 1984 - с.192
7. Платон. Диалоги Сократа – М.: Мысль, 2007.
8. аль-Фараби. Социально-этические трактаты – Алма-Ата: Наука, 1973.
9. Педагогическое наследие. Коменский Я.А. Великая дидактика (Избранные главы). - М.: Педагогика, 1989. - 416 с., С.108-114
10. И.Алтынсарин Избранные произведения (на каз.яз.). Алма-Ата, 1943, С. 357
Приведите примеры бесед Сократа. Написать эссе на тему: «Сократ и современность». Выбрать одного из представителей казахской культуры и написать эссе о его жизни и творчестве в свете нравственно-духовных идей. Подготовить доклад на одну из тем: «Как можно применить искусство бесед Сократа на уроках самопознания?»
Вопросы:
1.Почему Сократа можно было назвать учителем самопознания?
2.Чем отличались диалоги Сократа от диалогов софистов?
3.Почему своё искусство ведения беседы Сократ сравнивал с искусством повивальной бабки?
4.Что рождалось в слушателях во время беседы?
5.Что есть внутри нас, откуда рождается истина?
6.Что такое душа по Сократу?
7.Почему дельфийская пророчица сказала: «В мудрости никто не сравнится с Сократом»?
8.Приведите примеры того, что Сократ жил в единстве мысли, слова и дела.
9.Какими качествами характера обладал Сократ?
10. Повлияло ли на вашу жизнь знакомство с жизнью и учением Сократа?
Самостоятельная работа студента с преподавателем
1.Подготовить 10-мин. доклад, отражающий влияние мудрости Сократа на тех, кто считал себя его учеником, несмотря на столетия разделявшие их. Возможные темы: «Сократ и аль-Фараби», «Сократ и Абай», «Сократ и я», «Беседа Сократа как пример глубокой нравственно-духовной беседы».
2.Работа в группах. Обсудить в группах вопрос: «Спор или беседа. В чем разница, что общего, что быстрее приводит к истине и почему?»
3. Написать эссе об одной из работ педагога-гуманиста Ш.А.Амонашвили.
Студент выбирает одно из произведений педагога-гуманиста Ш.А.Амонашвили, написанное не ранее 2000 года. Студент должен полностью прочитать выбранное произведение, чтобы вдохновиться идеями духовного гуманизма, которые развивает Ш.А.Амонашвили в своих последних работах, таких как «Учитель», «Спешите, дети, будем учиться летать», «Учитель, вдохнови меня на творчество», «Почему не прожить нам жизнь героями духа?», «Улыбка моя, где ты?», «Манифест гуманной педагогики» и т.д.
Недопустимо чтобы студент использовал отрывки из готовых рефератов и эссе о творчестве Ш.А.Амонашвили, представленных в Интернете.
В эссе следует отразить своё впечатление от прочитанного произведения, которое важно осмыслить с духовно-нравственной точки зрения. Также в эссе следует выразить собственное мнение об актуальности данного произведения в современной педагогической деятельности и в частности отметить, как можно применить идеи Ш.А.Амонашвили в своей жизни и в школьной практике. Эссе должно быть объемом не менее двух страниц формата А-4, шрифт 14.
Студент должен учесть все рекомендации преподавателя и откорректировать эссе.
Критерии оценивания
· Переосмысление прочитанного произведения с духовно-нравственной точки зрения, то есть с позиций идей Программы.
· Проявление собственной позиции по отношению к прочитанному.
· Описание и анализ аспектов изученного произведения, которые учитель может применить в своей личной жизни и педагогической деятельности.
· Использование качественного дополнительного материала по теме эссе, со ссылкой на источники информации.
· Авторская оригинальность текста, отсутствие плагиата, отсутствие некачественного материала, заимствованного из Интернета.
· Своевременная сдача эссе для проверки.
Подготовить презентацию по историко-философским основам программы НДО "Самопознание"
Критерии оценивания презентаций по первому модулю:
· Понимание концептуальных основ Программы.
· Знание теоретических основ программы и ознакомление с рекомендуемой литературой.
· Духовно-нравственная глубина и полнота раскрытия темы.
· Творческий подход к раскрытию темы, использование добротного дополнительного материала по теме, со ссылкой на источники информации.
· Отсутствие некачественного материала, заимствованного из Интернета.
· Умение грамотно отвечать на поставленные вопросы по теме презентации.
· Грамотное, четкое и аргументированное изложение, соответствующее академическим требованиям.
· Общая культура личности, духовно-нравственный и интеллектуальный уровни студента, соблюдение этических норм в общении с коллегами и стиле одежды.
· Культура речи, ораторское искусство, соблюдение делового стиля в оформлении слайдов (без излишних отвлекающих эффектов, удобное для зрительного восприятия).
- ТЕМА 3: Психолого педагогические основы программы нравственно духовного образования «Самопознание»
ТЕМА 3: Психолого педагогические основы программы нравственно духовного образования «Самопознание»
План лекции:
1. Классики о духовно-нравственном образовании
2. Принципы программы духовно-нравственного образования «Самопознание»
3. Обучение через сознание
4. О структуре сознания
5. Очищение сознания
6. Условия преподавания дисциплины «Самопознание»
Курс: Психологические основы самопознания (kaznpu.kz)
Литература:
1.Уилбер К. Вечная психология: спектр сознания // Пути за пределы «эго». Под ред. Уолша Р. и Воонг Ф.Б. Пер. с англ. М.Папуша и др.– М.: Открытый мир, 2006.
2.Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990.
3. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени / пер. с нем. – М.: Инициатива, 1994.
4. Jumsai A., Burrows L. Sathya Sai Education in Human Values. Handbook for teachers. – Bangkok, 1991.
5. Шеховская Н.Л. Ильин А.И. и Ушинский К.Д.: «диалог» о духовности // Педагогика. – 2005. – №10.
6. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. – СПб.: Евразия,1997.
СРСП 2 Консультация и прием СРС. Изучить работу одного психолога-гуманиста: например, К.Г.Юнга и подготовить доклад.
СРС Изучить работу психолога-гуманиста: А.Маслоу, К.Роджерса, и подготовить презентацию.Обсуждение в группах принципов Программы духовно-нравственного образования «Самопознание» и условий преподавания дисциплины «Самопознание». Обсуждение в группах структуры сознания, оценки воспринимаемой информации и способов очищения сознания. Обоснование и осознание необходимости очищения сознания.
- Тема лекции 4: Вечные общечеловеческие ценности
Тема лекции 4: Вечные общечеловеческие ценности
План лекции:
1. Иерархия ценностей личности.
2. Абсолютные общечеловеческие ценности.
3. Общечеловеческие ценности и структура человеческой личности.
Курс: Психологические основы самопознания (kaznpu.kz)
Литература:
1. Общечеловеческие ценности. Методическое пособие для учителей/ Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2014.
2.Зорина Л.Я. Проблемы содержания базового образования и реформа школы // Дидактические проблемы построения базового содержания образования / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. – М.: ИТП и МИО, 1993. – С. 22 – 38.
2. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: Дисс. … д.п.н., 13.00.06. – Р/нД, 1999.
3.Толстова О.С. Методы реализации гуманистически направленного обучения в образовательных учреждениях США: Дис. …к.п.н., 13.00.01. – Самара, 1999.
4.Петракова Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся. // Образование: исследовано в мире – М.: OIMRU, 2000.
5.Marantz R., Flaig B. Sathya Sai Education in Human Values. – Tustin, California, 2002. – 410 p.
6.Jumsai A., Burrows L. Sathya Sai Education in Human Values. Handbook for teachers. – Bangkok, 1991. – 162 p.
7.Маллаев Д.М. Духовно-нравственное возрождение России на основе общечеловечсеских ценностей //Поиск истины. – Махачкала, 2003. – №9 – 10. – С.46 – 50.
8.Назарбаева С.А. Этика жизни. – Алматы, 2001. – 96 с.
9.Петракова Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся. // Образование: исследовано в мире – М.: OIMRU, 2000.
10. Гаряев П. П. Лингвистико-волновой геном: теория и практика. – Киев: Институт квантовой генетики, 2009.
СРСП: Консультация и прием СРС. Практика общечеловеческих ценностей как основа внутренней культуры человека.
СРС: «Что такое интуиция и как её развивать» (сообщение). Прочитать произведение Ш. Кудайбердиева «Три истины».Ценности личности. Универсальность общечеловеческих ценностей. Обсуждение в группах вопроса о важности и способах включения общечеловеческих ценностей в содержание образования. Раскрытие вопроса: "Общечеловеческие ценности и структура сознания". Обсуждение в группах вопросов: Истина абсолютная и относительная, в чем разница? Беседа о значении правды. Творческая работа в группах: написать стихотворение или песню на тему: «Настоящая правда – это совесть».
- Тема лекции 5: Роль учителя в программе духовно нравственного образования «Самопознание»
Тема лекции 5: Роль учителя в программе духовно нравственного образования «Самопознание»
План лекции:
1. Высокий дух учителя.
2. Родители и учителя как пример для подражания.
3. Виды педагогического стиля.
4. О важности позитивного настроя в жизни учителя.
Курс: Психологические основы самопознания (kaznpu.kz)
Литература:
1. Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. Роль учителя в программе НДО «Самопознание». Учебно-методическое пособие для учителей. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2013. С.5
2. Азбука семейной жизни(9-11 кл.). Методическое пособие для учителей./Омарова Г.А., Сакенова Е.Н., Лосева Е.М./– Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2014. – 88 стр.
3. Манифест гуманной педагогики.- Бушети,2011.
Обсуждение в группах вопроса: Профессия учителя – ремесло или творчество?
Творческое задание «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»
Обсуждение в группах правил для учителей и важности позитивного настроя в жизни учителя.
Примеры жертвенности учителей. Оформить в группах плакат на тему: «Учитель»
СРСП 5 Консультация и прием СРС.
Практика общечеловеческих ценностей как основа внутренней культуры человека.
СРС Написать эссе-размышление на тему «Роль учителя в нравственно-духовном образовании».
- Тема лекции 6: Структурно содержательный и методический аспекты предмета «Самопознание»
Тема лекции 6: Структурно содержательный и методический аспекты предмета «Самопознание»
План лекции:
1.Структура урока
2.Духовно-нравственная глубина урока
3.Формы позитивного настроя на уроке
4.Цитата урока
5.Мониторинг урока
Курс: Психологические основы самопознания (kaznpu.kz)
Литература:
1.Мукажанова Р.А, Омарова Г.А. Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2013. – 128 с.
2. Мукажанова Р.А, Омарова Г.А. «Самопознание» и другие учебные предметы: возможности интеграции содержания и методов обучения». Учебно-методическое пособие для учителей./- Алматы: ННПООЦ «Бобек»,2013.– 96 с.
Проведение «круглого стола». Обсудить в малых группах три взаимосвязанных вопроса:
1. Практикую ли я позитивный настрой ежедневно?
2. Что мне мешает практиковать позитивный настрой ежедневно?
3. Как помогает мне позитивный настрой в моей ежедневной жизни?
Составить план урока самопознания по теме из учебника, в котором будет выявлена заданная группе ценность. Придумать и включить в план урока тестирование учащихся.
1 группа. Истина
2 группа. Любовь
3группа. Праведное поведение
4 группа. Внутренний Покой
5 группа. Ненасилие
Просмотр и обсуждение видео уроков, проведенных в 5 классе школы № 73, г. Алматы.
- Тема лекции 7: Интеграция самопознания и других дисциплин
Тема лекции 7: Интеграция самопознания и других дисциплин
План лекции:
1.Гармоничное развитие двух аспектов образования
2.Особенности внешнего и внутреннего образования
3.Целостное образование
4. Виды и пути интеграции
Курс: Психологические основы самопознания (kaznpu.kz)
Литература:
1.Мукажанова Р.А, Омарова Г.А. Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2013. – 128 с.
2. Мукажанова Р.А, Омарова Г.А. «Самопознание» и другие учебные предметы: возможности интеграции содержания и методов обучения». Учебно-методическое пособие для
Примеры интеграции общечеловеческих ценностей в школьные предметы
В течение этапа практики ценностей студент должен представить не менее пяти примеров интеграции самопознания и других дисциплин. Три примера из них должны быть примерами интеграции самопознания и предметов естественнонаучного цикла, а два должны быть примерами интеграции самопознания и предметов гуманитарного цикла.
Форма представления примеров может быть произвольной, объем работы тоже не ограничивается. Интеграция должна быть внутренней, сущностной, глубокой. В работе следует отметить, какие общечеловеческие ценности выявляются в том или ином примере.
Критерии оценивания
· Умение видеть единство духовно-нравственных законов и законов естественнонаучного мира.
· Умение выявлять общечеловеческие ценности в законах, правилах и понятиях различных учебных дисциплин.
· Духовно-нравственная глубина приведенных примеров.
· Все примеры должны быть авторскими, то есть не заимствованными из других источников.
· Отсутствие плагиата, отсутствие некачественного материала, заимствованного из Интернета.
· Своевременная сдача работы для проверки.
- Тема лекции 8: Самопознание через внеучебную деятельность
Тема лекции 8: Самопознание через внеучебную деятельность
План лекции:
1.Виды внеучебной деятельности
2.Пример учителя
3.Правила проведения благотворительной акции
4.Примеры инсценировок в драмкружке
5.Проект внеучебной деятельности на основе Общечеловеческих ценностей
Курс: Психологические основы самопознания (kaznpu.kz)
Литература:
1. Мукажанова Р.А., Сакенова Е.Н., Исмаилова О.Г., Абулхасанова Г.Е. Организация внеклассной работы в пилотных школах с интеграцией программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в единое образовательное пространство. Методическое пособие для учителей – Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2014.
2. Общечеловеческие ценности (5-11 кл.). Методическое пособие для учителей/ Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2014.
- Тема лекции 9: Нравственные качества истинного лидера
Тема лекции 9: Нравственные качества истинного лидера
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1.Почему актуально лидерство в современном мире?
2.Великие духовные учителя о лидерстве
3. Великие и истинные (достойные) лидеры
4. Истинное лидерство — побочный результат нравственно-духовного развития личности
5. Качества истинного лидера
6. Примеры истинных лидеров
Курс: Психологические основы самопознания (kaznpu.kz)
Литература:
1. Культура лидерства. Методическое пособие для учителей. / Омарова Г.А., Мукажанова Р.А./–Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2014.–97с.
2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. – М.: Высш, школа, 1981. - 374 с.
3. «Книга о Дао и Дэ» («Дао-дэ цзин»). Абсолютное Дао. Беседы о трактате Лао-цзы "Дао Де Цзин": Ошо — Москва, ИГ "Весь", 2008 г.- 352 с.
4. Джон Хейдер. Дао лидера
5. «Конфуций. Луньюй. Изречения». - Издательство: Эксмо - Пресс, 2009. – 400 с.
1. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1. — М.,1972.
Задание
1. Обсудить в группах следующие вопросы:
1.1 Какие качества истинного лидера отражают ценность Любовь?
1.2 Какие качества истинного лидера отражают ценность Истина?
1.3 Какие качества истинного лидера отражают ценность Праведное поведение?
1.4 Какие качества истинного лидера отражают ценность Внутренний покой?
1.5 Какие качества истинного лидера отражают ценность Ненасилие?
2. Нарисовать в группах плакат на тему: «Нравственные качества истинного лидера».
3. Написать в группах стихотворение на тему «Истинный лидер»
4. Выберите несколько качеств истинного лидера, которыми вам бы хотелось обладать, составьте программу по развитию этих качеств. Реализуйте эту программу!
СРСП 6 Консультация и прием СРС. Выбрать одного из казахских педагогов-гуманистов: прочитать его труды, акцентируясь на духовно-нравственном аспекте, познакомиться с его жизнью и написать.
СРС. Написать эссе на тему «Истинный лидер в моей жизни».
- Тема лекции 10: СВЯЗЬ С РОДИТЕЛЯМИ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ САМОПОЗНАНИЯ
Тема лекции 10: СВЯЗЬ С РОДИТЕЛЯМИ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ САМОПОЗНАНИЯ
План лекции:
1.Ответственность и роль родителей в воспитании
2.Роль матери в воспитании ребенка
3.Роль отца в воспитании ребенка
4.Воспитание в сотрудничестве
5.Качества хорошей семьи
Курс: Психологические основы самопознания (kaznpu.kz)
Литература:
1.Азбука семейной жизни. Методическое пособие для учителей./ Омарова Г.А., Сакенова Е.Н., Лосева Е.М./– Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2014. – 88 стр.
2.Духовное наследие человечества. Методическое пособие для учителей. / Омарова Г.А., Ахметова А.И., Абдрахманова А.М., Багадаева Ж.А./ - Алматы, ННПООЦ «Бобек», 2014. – 130стр.
- Анализ урока самопознания
Анализ урока самопознания
- Техника позитивного настроя
Техника позитивного настроя
- Тема 13
Тема 13
- Тема 14
Тема 14
- Тема 15
Тема 15
- Тема 16
- Тема 17
- Тема 18
- Тема 19