Текст лекции 1.
Тема лекции 1: Приоритетность нравственно-духовного образования в современном мире.
План лекции:
1. Глобальные проблемы современности
2. Общепланетарное единство человечества
3. Духовно-нравственный характер глобальных проблем человечества
Литература:
1. Основы гуманной педагогики и самопознания:
Учебник /П. Ш. Амонашвили, Г. А. Омарова, Н. Анарбек. – Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2019. – 278 с.
2. Нысанбаев А.Н., Соловьева Г.Г. Изменимся вместе с детьми (философское обоснование предмета «Самопознание»). Алматы, 2002.
3. Духовное наследие человечества. Методическое пособие для учителей. /Омарова Г.А., АхметоваА.И., АбдрахмановаА.М., БагадаеваЖ.А./– Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2014. – 128 стр.
4. Общечеловеческие ценности. Методическое пособие для учителей/ Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2014.
5. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» // Казахстанская правда, 28.01.2012 г.
1.Глобальные проблемы современности
Вопросы актуализации нравственно-духовного развития казахстанцев поставлены на повестку дня целым рядом программных выступлений Главы государства. Данная Программа разработана в целях реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, посланий Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства», «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», типового комплексного плана по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования. В свете вышеназванных программных документов, определяющих приоритеты развития казахстанского общества, основным направлением образовательной политики должно стать совершенствование системы подготовки педагогических кадров в аспекте усиления роли и значимости нравственно-духовных основ в национальной системе образования.
В Послании Президента нашей страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана (27.01.2012г.) говорится: «…Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание – эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности… Нашей молодежи это жизненно необходимо»[1].
Решать поставленные Президентом задачи призван, основанный на многовековой народной педагогике и мировом опыте обучения детей общечеловеческим ценностям проект Сары Алпысқызы Назарбаевой по нравственно-духовному образованию, который занял достойное место в системе образования РК. Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» не имеет аналогов в мировом образовательном пространстве. Она обеспечивает непрерывность и преемственность всех уровней образования в нравственно-духовном образовании детей и учащейся молодежи.
Начиная с 2010-2011 учебного года, в Казахстане осуществляется массовое внедрение предмета «Самопознание». Он включен в инвариантную часть учебных планов организаций образования. Предмет «Самопознание» позволяет человеку обрести истинное счастье, удовлетворенность жизнью и спокойствие духа, способствует совершенствованию характера и развитию целостной гармоничной личности. Нравственно-духовное образование детей и молодежипризвано быть основой утверждения в обществе высоких нравственно-духовных идеалов, воспитания достойных граждан, обладающим благородным характером и нравственными качествами.
К сожалению, главный упор в современном образовании делается на интеллектуальном развитии, которое нацеливает ребенка лишь на успех в обретении высокого социального статуса и материальных ценностей, но не учит его задумываться о том, какой ценой может быть оплачен успех, принесет ли он ему истинное счастье и что такое истинное счастье человека. Реальная ситуация, сложившаяся в образовательной среде, свидетельствует о девальвации нравственных ценностей, смещении приоритетов в сторону материального благополучия. Стремление к личному материальному благосостоянию, развитию интеллекта и высокому социальному положению – скорее признаки слабости, а не силы. Только проявление хорошего характера и хорошие поступки человека являются истинной силой человека. Действительно, несмотря на растущие удобства современной цивилизации в мире отсутствуют спокойствие и надежность. Причина этого в порочных поступках человека. Приобретая сумму знаний, но все меньше задумываясь о духовном, о добре и зле, о любви и милосердии, человек не может чувствовать себя счастливым.
Действительно, во второй половине ХХ века человечество столкнулось с глобальными кризисами, которые затронули все стороны жизни общества и поставили под угрозу само существование человека (экологические катастрофы, социально-экономический кризис, террористические акты, межнациональные конфликты). Одним из ведущих центров, занимающихся поиском путей выхода из глобального кризиса, является «Римский клуб», объединяющий в своих рядах видных учёных, политиков, бизнесменов всего мира. По заказу «Римского клуба» были проведены широкомасштабные исследования и построены глобальные модели развития кризисных тенденций во взаимоотношениях между человеком и средой его обитания. Результаты исследований показали, что глобальные проблемы современности – это не чисто экономические, политические или научные проблемы, а прежде всегодуховно-нравственныепроблемы. И их решение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, переориентации людей с мирских ценностей на ценности духовно-нравственные.
Основой появления глобальных проблем человечества является широкое распространение идеологии потребительства. Каждое удовлетворение определённой потребности рождает у человека новую потребность. Таким образом, человек попадает в бесконечный, неисчерпаемый круг растущих потребностей. Следовательно, необходимо, прежде всего, подумать об изменении самого человека, о переориентации человечества с идеологии растущего потребления материальных ценностей на духовное самоусовершенствование. Речь идёт об изменениях социальных и нравственных установок общества и ведущая роль в этом процессе принадлежит системе образования.
О важности духовно-нравственного образования говорили великие казахские классики. Например, ШакаримКудайбердыулы предлагал ученым разработать и ввести, как обязательную для всех образовательных организаций «науку Совести». Можно сказать, что сегодня мечта ШакаримаКудайбердыулы осуществилась, так как уроки самопознания, которые ведутся во всех общеобразовательных школах Казахстана, – это и есть уроки совести.
Программа НДО «Самопознание» может стать основой нравственно-духовного возрождения нашего общества. Рассматривая основные идеи Программы как фундаментальные для целостного гармоничного развития личности человека, как нравственное ядро для оздоровления общества в целом, мы понимаем, что глобальные изменения в обществе нужно осуществлять именно через систему образования, которая через свои институты может воздействовать не только на изменение учебного процесса в направлении нравственно-духовных ориентиров, но и через систему внеурочной работы, через взаимодействие с семьей влиять уже на внешние структуры, социальную среду в целом. Таким образом, нравственно-духовное возрождение казахстанского общества возможно через создание единого образовательного пространства на основе общечеловеческих ценностей.
Глобальные проблемы – это проблемы, касающиеся (в той или иной степени) всех стран и народов, решение которых возможно лишь объединенными усилиями всего мирового сообщества. С решением этих проблем связано само существование земной цивилизации или, по крайней мере, ее дальнейшее развитие. Общая позиция Римского клуба по поводу перспектив решения глобальных проблем человечества выражена в заглавии книги А.Печчеи «Человеческие качества» (1977). Успех возможен, прежде всего путем изменения качеств человека, чего можно добиться путем воспитания «нового гуманизма», включающего глобальность (Истина, Покой), любовь к справедливости (Любовь, Праведное поведение), отвращение к насилию (Ненасилие).
1. Определение глобальных проблем человечества.
2. Виды кризисов. Причина кризисов.
3. Главное противоречие развития современной цивилизации, которое установил Римский клуб.
4.Пути решения глобальных проблем человечества, предложенные Римским клубом.
КРИЗИС ДЕЛИТСЯ НА:
• Индивидуальный
• Общественный
• Экологический
. Индивидуальный кризис делится на:
• Интеллектуальный
• Эмоциональный
• Физический
Общественный кризис делится на:
• Экономический
• Политический
• Культурный
• Семейный
• Образовательный
Экологический кризис делится на:
• Климатический
• Ресурсный
• Природный
Таким образом, глобализация породила ряд проблем: экологическую, демографическую, политическую и т.д. Философы рассматривают их под углом зрения возможностей и перспектив выживания человечества. Глобализация означает общепланетарный характер тех или иных процессов.
Возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью.
Как отмечают, американские социологи Д.Белл, З.Бжезинский, А.Тоффлер, возникла необходимость нового планетарного стиля мышления.
Информатизация общества, микроэлектроника, компьютерные средства массовой информации объединяют человечество в единую социо-культурную целостность.
Явления, которые принято называть «глобальными проблемами», возникли в середине 20 в., осознаны научной общественностью спустя 20 лет.
Глобальные проблемы – это проблемы, касающиеся в той или иной степени всех стран и народов, решение которых возможно лишь объединенными усилиями всего мирового сообщества. С решением этих проблем связано само существование земной цивилизации или, по крайней мере, ее дальнейшее развитие.
Для осознания глобальных проблем современности и поиска путей их решения первостепенную роль сыграл Римский клуб. Свою деятельность Клуб начал в 1968 году в Риме, откуда пошло название этой некоммерческой организации. Пост президента клуба последовательно занимали А.Печчеи (1968-1984), А.Кинг (1984–1991) и Р.Диес-Хохлайтнер (с 1991). Среди членов Клуба преобладают деятели науки и политики из развитых стран. Россия в начале 2000-х годов была представлена в Клубе тремя людьми:
- почетным членом клуба являлся М.Горбачев,
-действительными членами – Д.Гвишиани и С.Капица. Ранее членами Клуба были Е.К.Федоров, Е.М.Примаков и Ч.Айтматов.
Клуб готовит доклады, посвященные приоритетным глобальным проблемам и путям их решения.
В 1972 году Римский Клуб выпустил первый отчет под названием «Пределы Роста», выполненный по его заказу группой системологов из Технологического Института Массачусетса
«Большой Взрыв»: очень быстро Римский Клуб доказал противоречие неограниченного и беспредельного роста расхода материалов в мире, где ресурсы безусловно являются ограниченными. Отчет сконцентрирован на долгосрочных перспективах и был распродан тиражом, превышающим 12 миллионов копий на более чем 30 языках во всем мире. В начале 21 века международные проблемы подтвердили, что безграничное потребление и рост на планете с ограниченными ресурсами не могут продолжаться вечно и становятся действительно опасными.
В последние годы обязательство Римского Клуба – найти новые и практические пути понимания глобальных проблем и обращать мышление в действие.
В начале 2008 года Римский Клуб перенес свой международный секретариат из Гамбурга (Германия) в Винтертур (кантон Цюрих) в Швейцарии. Он ищет новые способы заинтересовать общественность. С мая 2008 года он также приступил к выполнению новой программы «Новый путь мирового развития».
Общая позиция Римского клуба по поводу перспектив решения социальных глобальных проблем выражена в заглавии книги А.Печчеи «Человеческие качества» (1977).
Успех возможен прежде всего путем изменения качеств человека, чего можно добиться путем воспитания «нового гуманизма», включающего
Ø глобальность,
Ø любовь к справедливости,
Ø отвращение к насилию.
Идеология потребителя наносит ущерб духовному развитию личности.
Выход: принятие идеологии «нового аскетизма». Необходима переориентация с мирских на ценности духовные.
А.Печчеи, считает, что надо думать об изменении самого человека. Переориентация с идеологии роста производства и потребительства на духовное самоусовершенствование. Решение проблем – только изнутри человека.
В СВОЕ ВРЕМЯ Максим Горький (1868-1936) ОТМЕЧАЛ:
«Вспомним еще раз о парадоксах сегодняшнего мира. Нам кажется более легким познавать и осваивать внешний мир, чем исследовать и осознавать свой внутренний мир, т.е. самих себя».
М.Горький был замечательным оратором и любил говорить о чудесах и передовых достижениях в науке и технике. И однажды, во время поездки по сельской глубинке, он выступал перед большой толпой крестьян. По ходу этой лекции он разъяснял величие науки, давшей людям возможность летать по воздуху подобно птице и плавать по морю подобно рыбе.
«…Кажется, мы можем делать то, что делают птицы и рыбы, но почему-то мы никак не можем поступать так, как полагается людям!"
В этом и состоит затруднение, в котором сегодня находится мир! Самый ценный дар, который мы можем дать детям - это способность найти внутреннюю удовлетворенность и спокойствие духа.
Как говорили древние мудрецы: "Пусть будет мир на Земле и пусть он начнется с меня!"
Страны, в системе образования которых имеет место приоритет нравственного воспитания личности, и в экономическом плане развиваются более быстрыми темпами. К примеру, Япония, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Финляндия. Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слаженно работать в коллективе. Построение единой комплексной воспитательной системы, ее целей и содержания с учетом культурных ценностей, и традиций, ментальных особенностей в гармонии с опытом передовой мировой практики, современными прогрессивными течениями и инновациями.
Гуманистическая парадигма образования работает во благо человечества, создает нравственную и экологическую гармонию в мире.
В социальном плане, понятие «гуманизация» есть одновременно и явление, и деятельность распространения воспитания и становления в обществе идей гуманизма, иначе, духовно-нравственных ценностей.
А в педагогическом же контексте - это процесс формирования гуманных качеств личности или просто гуманности в человеке.
Это императив, который стоит перед любой страной с точки зрения ее выживаемости в ближайшем будущем и на перспективу в XXI веке.
Ш.Амонашвили рассматривает три этапа развития гуманной педагогики:
Гуманно-личностная педагогика
Гуманная педагогика
Духовно-гуманная педагогика
Согласно, духовно-гуманной педагогике, цель образования заключается во всестороннем целостном и гармоничном развитии личности, основанном на раскрытии не только её физических и интеллектуальных аспектов, но и, прежде всего, раскрытии высшей духовно-нравственной природы человека.
Сущность гуманизации учебно-воспитательного процесса состоит в повороте системы образования к личности учащегося.
Реализация принципа гуманизации образования предполагает создание особой модели учебно-воспитательного процесса, ее технологию, организацию, охватывающую все этапы становления гуманно ориентированных качеств ученика.
Об этом говорил и В.А. Сухомлинский:
«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь… Такова духовная и философская основа нашей профессии: чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».
[1] Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» // Казахстанская правда, 28.01.2012 г.