Текст лекции 5.

Тема лекции 5: Роль учителя в программе духовно нравственного образования «Самопознание»


План лекции:

1.  Высокий дух учителя.

2.  Родители и учителя как пример для подражания.

3.   Виды педагогического стиля.

4.  О важности позитивного настроя в жизни учителя.

 

Литература:

1.   Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. Роль учителя в программе НДО «Самопознание». Учебно-методическое пособие для учителей. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2013. С.5

2.   Азбука семейной жизни(9-11 кл.). Методическое пособие для учителей./Омарова Г.А., Сакенова Е.Н., Лосева Е.М./– Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2014. – 88 стр.

3.   Манифест гуманной педагогики.- Бушети,2011.

 

Слово «педагог» произошло от греческого слова «пейдагогос» («пейда» – ребенок, «гогос» – вести) и обозначало «детоводитель» (действительно, таковыми были первоначальные обязанности педагога – это были рабы в Древней Греции, которые присматривали за детьми, водили их на прогулки, в школу). Только спустя определенное время основными обязанностями педагога стали обучение и воспитание ребятишек. Позднее появилось слово «учитель», и это связано с тем, что люди  осознали ценность знаний. Учителем был человек, который наставлял, обучал, преподавал. Поэтому учителя выбирались из числа самых уважаемых, знающих, мудрых граждан окрестности. В Древнем Египте, Сирии, Вавилоне учителями становились жрецы, в Древней Греции - самые способные вольнонаемные граждане; в Древнем Риме учителей назначал сам император: эти люди хорошо знали разные науки, много путешествовали, а потому знали также много языков, различные культуры и традиции. В Древнем Китае, как правило, должность учителя занимали самые мудрые представители общества. Первый философ-афинянин Сократ, живший в 470-399 до н.э. был интересен не столько своим учением, сколько своей жизнью, которая была образцом претворения в жизнь учения Мастера. А.Дистервег предъявлял следующие требования к учителю: он должен постоянно заниматься собственным самообразованием, любить профессию и детей, в совершенстве владеть своим предметом. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием. Еще одним примером Учителя, оставившего след в мировой педагогике, является образ Р. Штайнера (1861-1925), разработавшего основы Вальдорфской педагогики. Атмосфера любви и доброжелательности является главным принципом и основой вальдорфской педагогики. В советское время идеи гуманизма практически реализовывались многими педагогами, среди них особое место занимает известный украинский педагог В.А. Сухомлинский (1918 –1970).Те же идеи гуманистической направленности в педагогике нашли отражение и в деятельности выдающегося гуманиста современности Ш.А.Амонашвили. Основа основ в школе Амонашвили — «уроки духовной жизни». Ради чего мы живем? Что такое жизнь и как она могла возникнуть? Что такое любовь? Что такое бессмертие? Первый принцип — это любить ребенка. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке.

Ш.А.Амонашвили говорил об этом так: «Все реформы начинаются не там, где они должны быть начаты, а там, где они изначально обречены на провал. Реформа начинается только в учителе. Если я – плохой учитель, дайте мне лучшие программы, во что они превратятся в моих руках? Если я хороший учитель, дайте мне плохие программы, что я с ними сделаю? Попытайся увидеть методику по-своему, и дай самого себя детям. Так кто реформирует школу? Министр со своей программой? Или я со своими личными истинами? Надо воспитывать учителя – мыслящего, творческого, свободного. Не ругать учителей, а возвысить их. Это же художники жизни. Нынешние учителя рисуют середину 21 века».

На 11 международных педагогических чтениях в Москве (2012 г.) по гуманной педагогике «Учитель, вдохнови меня на творчество!» Ш.А. Амонашвили в своем выступлении подчеркнул важность введения понятия «духовный гуманизм»: «Очень важно принять в свое сознание измерение духовности и мыслить на его основе. Материалистическая философия в качестве основы мышления приемлет три измерения – время, материю, пространство. Расширенное сознание во главу этих измерений ставит ещё одно – духовность, ядром которого является вера в Высшее Начало. Духовное измерение наполняет педагогику мудростью и направляет её в будущее. Новое в педагогике, к чему мы пришли – это духовный гуманизм, который должен пронизывать всю систему образования. Только через изменение педагогического сознания на основе понятий духовности, гуманности, любви, добра, мира, блага – можно будет преодолеть «бич» образования – авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном обществе».

 

Учитель – это тот, кто, устраняя ограниченность ума, способствует миру на земле и учит самообладанию. Если плохо ведет себя ученик, страдает характер одного человека, но если неправильно ведет себя учитель, это повредит характеру многих учеников.Если учитель предан своему делу и чист, то тысячи его учеников будут улучшаться, и страна получит образованных мужчин и женщин совершенного характера.

Издревле роль учителя была велика у всех народов мира, учительские обязанности были в почете наряду с обязанностями правителей и родителей. В древности учителей называли мастерами, тем самым подчеркивая уважительное отношение к людям, взявшим на себя ответственность за образование подрастающего поколения. Учителя востребованы в любом обществе, ведь в их руках формирование социальной среды, они готовят к жизни будущие поколения столетие за столетием.

Важно не забывать, что кроме приобретения учебных знаний, педагог несет ответственность за духовно-нравственное развитие личности. Именно в этом и заключается главная миссия учителя, в воспитании духовного мира подрастающего поколения, в определении моральных норм и правил человеческого сосуществования в обществе. Учитель с детства раскрывает общечеловеческие ценности в ребенке, прививает правильное отношение к миру, учит корректировать свое поведение в соответствии с нормами морали и голосом совести, учит жить по идеалам гуманности, уважения, милосердия, доброты и терпимости по отношению к окружающему миру.

Небольшие подвиги учителей, совершаемые ими ради воспитанников, способствуют тому, что ученики помнят их всю жизнь. Настоящий учитель, спешащий на зов о помощи своего ученика в любой ситуации, сыграет в судьбах детей огромную роль, и его облик навсегда останется в глубине сердца даже самых непослушных учащихся.

Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих произведений: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Разные жизненные ситуации также могут быть нашими учителями, поскольку сама жизнь учит нас многому... Поэтому не надо желать избегания неприятных проблем, ситуаций, ведь, преодолевая их, мы растем в духовном плане. Как же облегчается путь ученика, когда рядом умудренный опытом, поддерживающий и словом, и делом учитель. При этом учитель сам не перестает учиться, поскольку сама жизнь – это великая школа.

Трудно переоценить роль учителя в жизни любого человека. Истинный учитель, который воспитывает в своих учениках умение жить и работать в обществе, различать между добром и злом, жить в согласии со своей совестью, несомненно, останется навсегда в памяти учеников и их родителей.

Ведущая роль в реализации Программы НДО «Самопознание» принадлежит учителю. Важно реформировать не школу, а духовный мир учителя. Процесс нравственно-духовного образования будет успешен только при условии единства мысли, слова и дела учителя.

По мнению, А.Дистерверга «Учитель для школы – это то, что солнце для вселенной. Он источник той силы, которая приводит в движение всю машину». В «Руководстве к образованию немецких учителей» он объединил правила, касающиеся учителя, в особую группу. Требования к педагогу высоки, они включают в себя общечеловеческие и профессиональные качества. Вместе с тем, А. Дистервег считал любовь учителя к детям и своей профессии важнее блестящего знания предмета.

Януш Корчак, великий польский педагог и гуманист, погибший вместе со своими воспитанниками в газовой камере фашистского концлагеря, писал: «Прежде всего следует научить ребенка смотреть, понимать и любить, а потом только учить его читать».

          "Как любить ребенка" (1918) - одна из главных педагогических книг Корчака. Книга, ставшая во многом жизненным кредо автора.

          По мнению, Януша Корчака «Одна из грубейших ошибок - считать, что педагогика считается наукой о ребенке, а не о человеке. В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение. В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта».

В Манифесте гуманной педагогики было предложено вдохновляющее созвездие священных для каждого педагога понятий (Манифест гуманной педагогики.- Бушети,2011.).

Учитель – душа, носитель и даритель Света.

Ученик – душа, ищущая, жаждущая Свет.

Их встреча рождает Урок (педагогический процесс) – особую полосу совместной возвышенной жизни, при которой растущий человек-ученик наполняется Светом от Учителя, воодушевляется и направляется дальше для распространения по миру своих даров духа.

Воспитание – питание духовной оси растущего человека, а питается она духовной пищей.

Образование – это таинство раскрытия высшего образа в человеке.

Школа (лат. scalae) – это лестница для восхождения души человека.

Вдохновение – вдох нового.

Попробуем также вдохновенно и четко определить понятие «урок самопознания».

Самопознание – это глубокое и целостное познание себя, познание не только своей физической и психической природы, но и, прежде всего, осознание своей высшей духовной природы. В процессе самопознания важно не накопление информации, а качество трансформации личности.

Урок самопознания – это особая полоса совместной возвышенной жизни, в которой происходит преображение не только ученика, но и учителя. Растущий человек-ученик наполняется Светом от мыслей, слов и дел учителя, открывает свою истинную духовную природу, воодушевляется и распространяет по миру свои дары духа. Урок самопознания позволяет раскрыть сердце и дать питание духу ученика и учителя.

Если родители и учителя будут служить примером, ученики непременно станут образцом совершенства и приведут общество к процветанию…

Поэтому, Дмитрий Иванович Менделеев, говорил, что к педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение.

Профессия учителя – вдохновенный труд. Высшее достижение мастерства – вовлечь ученика в увлекательный процесс познания, побудить его к поиску, открытиям!

 

Слова известного педагога Шалвы Александровича Амонашвили, чей педагогический авторитет признан далеко за пределами СНГ подтверждают мысль о том, что учитель является образцом поведения для всех.

Ш.А.Амонашвили говорит об этом так: «Все реформы начинаются не там, где они должны быть начаты, а там, где они изначально обречены на провал. Реформа начинается только в учителе. Если я – плохой учитель, дайте мне лучшие программы, во что они превратятся в моих руках? Если я хороший учитель, дайте мне плохие программы, что я с ними сделаю? Попытайся увидеть методику по-своему, и дай самого себя детям. Так кто реформирует школу? Министр со своей программой? Или я со своими личными истинами? Надо воспитывать учителя – мыслящего, творческого, свободного. Не ругать учителей, а возвысить их. Это же художники жизни. Нынешние учителя рисуют середину 21 века».

Важно не забывать, что кроме приобретения учебных знаний, педагог несет ответственность за духовно-нравственное развитие личности. Именно в этом и заключается главная миссия учителя, в воспитании духовного мира подрастающего поколения, в определении моральных норм и правил человеческого сосуществования в обществе.

Что посеешь, то пожнешь (Сэлли Фельдман)

Дети, привыкшие к КРИТИКЕ,
Учатся осуждать.
Дети, ВРАЖДОЮ воспитанные,
Знают, как нападать.
Дети, в НАСМЕШКАХ выросшие,
Впитывают робость.
Много и часто СТЫДИМЫЕ –
С виною
своей неразлучны.
Те, кто воспитан ТЕРПИМОСТЬЮ,
Постигают науку терпения.
Воспитанные ободряющим словом
Умеют верить в себя.
Дети, взращенные похвалою,
Умеют видеть хорошее.
А воспитанные справедливостью
Учат детей доверию.
Дети, воспитанные одобрением,
Живут с собою в ладу.
Одаренные дружбой, душевным теплом –
Находят в мире любовь.

    Из этого стихотворения понятно, что поведение детей зависит от стиля воспитания учителя. Различают авторитарный, демократический, либерально-попустительский стили.

Приверженцы авторитарного стиля считают учеников не равноправными партнерами учебного процесса, а объектами воздействия. Этот подход характеризуется широким использованием поучений и приказов, исполнение которых всегда контролирует сам педагог.

Учителя, которые выбирают демократический стиль педагогической деятельности, уважительно и доброжелательно относятся к ученикам, стремятся построить с ними равноправные отношения. Они терпеливы и терпимы, создают на уроках спокойную, теплую и в то же время деловую атмосферу. Все это обеспечивает условия для успешного развития детской личности, формирует уважение и любовь к педагогу.

Либерально-попустительский стиль деятельности учителя отличается тем, что учебную и личностную инициативу проявляют дети. Педагог практически не использует методы контроля, не заботится о поддержании дисциплины. В первое время ощущение свободы радует детей, но это быстро проходит, ведь для эффективного учебного процесса необходим образец для подражания, наставник, который несет ответственность за себя и учеников.

    Очень важен позитивный настрой в жизни учителя.  Известно, что учителя, имеющие положительный настрой на содержание курса, как правило, передают свои позитивные эмоции восприимчивым ученикам. Эти учителя стараются найти всё новые и свежие материалы для своего курса. Особенность этого подхода заключается в том, что учитель должен постоянно заниматься своим совершенствованием, выходить за рамки даже учебного плана, и, поэтому ученикам всегда интересно рядом с такими вдохновленными учителями. Школьники, как правило, выше оценивают учителей, полных энтузиазма и вдохновения, чем учителей, которые никак не проявляли энтузиазма по материалам преподаваемого ими курса. Учителя, проявляющие энтузиазм и вдохновение к своей работе, могут вызвать у учеников заинтересованность и тягу к изучению предмета.

           Небольшие подвиги учителей, совершаемые ими ради воспитанников, способствуют тому, что ученики помнят их всю жизнь. Настоящий учитель, спешащий на зов о помощи своего ученика в любой ситуации, сыграет в судьбах детей огромную роль, и его облик навсегда останется в глубине сердца даже самых непослушных учащихся.

           Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих произведений: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

           Таким образом, роль учителя состоит в  создании условий для раскрытия внутреннего потенциала ученика, его высокого человеческого предназначения на основе духовно-нравственных ценностей.

Нравственно-духовное образование основано на взаимодействии учитель-ученик, в котором должна происходить трансформация не только ученика, но и учителя как субъектов собственного духовного поиска. Учитель стимулирует личностное восхождение ученика посредством своего примера и создания условий для духовно-нравственного развития – это является основой методики преподавания самопознания, как нравственно-духовного образования.