Текст лекции 3.

Тема лекции3: Психолого педагогические основы программы нравственно духовного образования «Самопознание»

План лекции:

1.  Классики о духовно-нравственном образовании

2.  Принципы программы духовно-нравственного образования «Самопознание»

3.  Обучение через сознание

4.  О структуре сознания

5.  Очищение сознания

6.  Условия преподавания дисциплины «Самопознание»

Литература:

1.Уилбер К. Вечная психология: спектр сознания // Пути за пределы «эго». Под ред. Уолша Р. и Воонг Ф.Б. Пер. с англ. М.Папуша и др.– М.: Открытый мир, 2006.

2.Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990.

3. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени / пер. с нем. – М.: Инициатива, 1994.

4. Jumsai A., Burrows L. Sathya Sai Education in Human Values. Handbook for teachers. – Bangkok, 1991.

5. Шеховская Н.Л. Ильин А.И. и Ушинский К.Д.: «диалог» о духовности // Педагогика. – 2005. – №10.

6. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. – СПб.: Евразия,1997.

 


Классики о духовно-нравственном образовании говорили, что существует только вечное и неизменное Бытие.

Добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Воспитывающее к мудрости обучение должно помогать обучаемому самому формировать свои знания.

На уроках самопознания применяется сократический метод  – это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой и постепенного подведения его к познанию “всеобщего” в нравственности как основы истинной морали.

В объяснении целостности личности Шакарим Кудабердиев выделяет гармонию между духовным и физическим телом человека.

Он считает, что ...Человеком движут два интереса - телесный и духовный.

    Кто преследует только интересы телесные, тот эгоистичен, самолюбив, близок к бахвальству.

    Кто дорожит честью и живет честным трудом, тот движим духовными интересами.

Карл Густав Юнг отмечает, что взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формах.

Гуманистический психолог Карл Роджерс, изучая целостность личности, в свою очередь отмечает взаимодействие между телесным и духовным телами человека. По его мнению, «Каждый из нас состоит из двух отдельных частей, отчаянно пытающихся соединиться в одно интегрированное целое, в котором различия между душой и телом, чувствами и интеллектом были бы стёрты».

Абрахам Маслоу, также объясняет природу целостности личности как взаимовлияние двух начал в человеке – духовного и телесного. По мнению, Абрахам Маслоу, каждому человеку свойственны высшие потребности в вечных духовных ценностях (метапотребности). Если они не удовлетворяются, то развиваются метапатологии.

2. Принципы реализации программы

Важным условием эффективной реализации программы является ориентация на общие принципы воспитания нравственно-духовной личности.

- Принцип гуманистической направленности предполагает выдвижение на первый план гуманистических идей и ориентиров.

    - Принцип общечеловеческих ценностей, согласно которому, содержание предмета «Самопознание» следует основывать на вечных общечеловеческих ценностях, понимаемых как проявление высшей духовной природы человека. Здесь следует особо подчеркнуть, что нравственно-духовное образование, осуществляемое в процессе преподавания предмета «Самопознание» - это не религиозное, а светское образование, рассматривающее в единстве физическую, психическую и духовно-нравственную природу человека.

    - Принцип социального взаимодействия предписывает обращение к дополнительной специальной внеучебной деятельности.

    - Принцип национального наследия актуализирует необходимость познавать общечеловеческие духовные ценности через призму национальной духовной культуры.

    - Принцип природсообразности учитывает возрастные и индивидуальные особенности личности.

Психологические основы методики преподавания предмета «Самопознания». Процесс нравственно-духовного образования (образование для сердца) существенно отличается от процесса интеллектуального образования (образование для ума). Прежде всего, тем, что нравственно-духовное образование это – внутреннее образование. Внешнее образование означает успех во внешней жизни. Внутреннее образование означает нравственность в жизни. Успех – это наше осознанное или неосознанное возвеличивание самих себя. Успех приходит и уходит. Нравственность приходит и возрастает.

Для того чтобы понять психологические основы методики преподавания предмета «Самопознание», мы рассмотрим структуру сознания и то, каким образом наше сознание получает и перерабатывает информацию, поступающую из внешнего мира.

Структура сознания.

В мировой психологии накоплен богатый материал по исследованию духовного аспекта личности, существует несколько подходов, основанных на различных трактовках структуры сознания. Структура сознания, его природа – один из кардинальных вопросов психологии, который наиболее тесно связан с вопросом духовности человека. Основной вопрос философии: «Что первично – дух или материя?», часто формулируется как: «Что первично – сознание или бытие?». Ученые подчеркивают сложность научного осмысления сознания: «Сознание – это эпифеномен, который ускользает от научного исследования и концептуального анализа, подобно воде, протекающей сквозь сито».

З.Фрейд впервые структурировал сознание человека, выделив область бессознательного. Исследуя неврозы, он обнаружил вытесненные из области сознания эмоции и назвал эту область подсознанием. Чувства, эмоции, темперамент, закрепляются и накапливаются в подсознании человека. Так как З. Фрейд рассматривал в основном патологические случаи, то универсализация его теории привела к умалению возможностей человека.

К.Г. Юнг расширил понимание бессознательного, выделив помимо низших, личностных уровней, высшие уровни сознания (сверхсознание). Также он показал, что переживание высших уровней имеет терапевтический эффект и более того облагораживает человека, пробуждая в нем творческую энергию.

Процесс обучения, мысли и понимание – все это происходит внутри сознания. Самое главное влияние на сознание происходит через пять органов чувств, два из которых - зрение и слух являются важнейшими путями получения информации и образуют важную часть процесса образования. Через пять органов чувств информация из внешнего мира попадает в подсознание (иногда сознательно, иногда минуя сознательный уровень), где приобретает психоэмоциональную окраску.


Эмоциональная реакция сознания вызывает посылку в подсознание дополнительных сигналов и закрепляет эмоциональное содержание прошлых впечатлений. Каждый раз, когда мы переживаем эмоциональное состояние, мы тем самым закрепляем более сильную эмоциональную реакцию на будущее. Из этого механизма мы видим, что совершенно необходимо научиться контролировать сознание (ум), чтобы оно не усиливало эмоциональный характер предыдущих впечатлений.

Теперь понятно, что все эмоции, такие, как гнев, жадность, ненависть, страх, зависть и т.д., находятся в подсознании, то есть внутри нас все время. Они часть нашего прошлого. Их нельзя уничтожить, поэтому нам приходится учиться жить с ними.

Важно убедиться, что информация получена правильно через органы чувств, что ее можно использовать для позитивного развития сознания ребенка. К сожалению, современных школьников не учат воспринимать информацию правильно (позитивно). Возьмем для примера наши глаза. Свет - это электромагнитная волна, входящая в наши глаза и преобразуемая в импульсы, идущие через нервную систему в наш мозг, и сознание получает изображение, проходящее перед глазами. Посмотрим на рисунок 3:

Что мы видим? Практически каждый человек скажет: «Я вижу черную точку». Этот ответ показывает причину, по которой человек приходит в замешательство и несчастен. Посмотрим на рисунок еще раз. Настоящая картина такова: «Большое белое пространство с маленькой черной точкой посредине». Проблема в том, что мы в других видим только черную точку и не видим то белое, что окружает все вокруг.

Например, современные средства массовой информации интересуются в основном негативными событиями, а о хороших событиях пишут очень мало. Но в действительности есть очень много «белого», а мы этого не замечаем. Мы привыкли концентрироваться на своих проблемах и трудностях и не осознаем то позитивное, что окружает нас, и совсем не видим ту пользу, которую мы можем извлечь из трудностей, ведь именно благодаря трудностям мы растем и совершенствуемся.

Поэтому, следует учиться видеть хорошее во всем, везде, в любое время. Современные психологи ясно заявляют: что мы думаем, тем мы и становимся. Какие мы есть сегодня – это результат того, что мы думали прежде. Значит, когда мы видим плохое и, следовательно, думаем о плохом, мы становимся плохими!

Давайте посмотрим на этот процесс с научной точки зрения. Свет – это энергия, состоящая из электромагнитного поля, колеблющегося с очень высокой частотой. Когда мы спрашиваем ученого: «Содержат ли колебания электромагнитного поля зло?» Ответ, очевидно: «Нет, свет – это только энергия». Почему же мы тогда видим зло, если в наши глаза не входит никакого зла? Причина в том, что это зло является только оценкой воспринимаемой информации, которую дает сам зритель. Когда мы смотрим через красные очки, нам все кажется красным. Не все вокруг красное, но, тем не менее, мы видим все таким.

Есть интересная притча, иллюстрирующая этот закон восприятия. В одном городе жили муж с женой. Жена любила смотреть, в окно во двор соседки и каждое утро сообщала мужу, что она увидела: «Наша соседка не умеет стирать. Ее белье всегда грязное!» Все время она только это и говорила. Так продолжалось около месяца, пока однажды она не прибежала к мужу и сказала: «Я не знаю, что произошло, соседское белье такое чистое! Интересно, каким порошком она стирала?» Муж засмеялся и ответил: «Мне надоело слушать одно и то же каждый день, поэтому сегодня я вымыл наши окна. Окна были грязными, поэтому и белье тебе казалось грязным. Сегодня наши окна чистые, поэтому и белье ты видишь чистым и белым!»

Эмоции можно сравнить с темнотой. Когда появляется свет, темнота исчезает. Но на самом деле темноту не уничтожить, только кажется, что она ушла. Подобным образом, если свет исчезает, снова становится темно. Также и наша жизнь должна быть похожа на свет, сиять лучами мира, любви, истины и ненасилия. Мы должны быть постоянно настороже, контролируя свое сознание, и понимать, что эмоции таятся в отдаленной части нашего мозга – в подсознании.

Они всегда готовы выйти оттуда, как только «свет» тускнеет или, когда мы теряем самоконтроль. Путь к преодолению эмоций лежит через поиск спокойствия. Спокойствие может быть достигнуто, только когда мы научимся контролировать себя, когда мы утихомирим наш ум. Когда наш ум совершенно спокоен, эмоциональные отклики из подсознания не могут оказать воздействия на сознание.

Эмоция похожа на волну: в первый момент мозг возбуждается, а затем наступает чувство подавленности. Таким образом, чувства счастья и страдания все время сменяют друг друга. Секрет в том, чтобы уменьшить пик и впадину, пока волны не перестанут существовать, и мы не достигнем спокойствия. Преодолеть эмоции – это не значит подавить гнев, жадность, ревность и др., так как, когда мы их подавляем, эмоции накапливаются и, в конце концов, вырываются на поверхность.

Многие люди, подавляющие свои эмоции, становятся совершенно подавленными, приходят в замешательство, их сознание становится разбалансированным, происходят нервные срывы. Итак, никогда не подавляйте эмоции.

Но когда подсознание посылает эмоциональный отклик, следует улыбнуться и осознать, что, хотя и кажется, что он идет извне, на самом деле он находится внутри нас. Поскольку нам приходится жить с эмоциями, то, чем скорее мы признаем их и станем друзьями с ними, и не будем с ними бороться, тем скорее мы сможем жить в мире с ними.

Таким образом, в процессе преподавания предмета «Самопознание» важно использовать современные психологические знания и учить детей правильно воспринимать информацию, то есть учить контролировать эмоции, развивать позитивное и различающее мышление. Также очень важно очищение и расширение сознания всех участников педагогического процесса изучения самопознания.

Очищение сознания. Как очистить наше сознание? Приведем пример.

- Как очистить грязную воду в стакане, если нельзя сразу всю её вылить?

- Надо подставить стакан под поток чистой воды и постепенно вода в стакане очистится.

Действительно, к сожалению, сознание современных школьников загрязнено негативной информацией, идущей с экранов телевизоров, компьютеров, а иногда из уст сверстников, родителей, и что греха таить, зачастую и учителей. Мы не можем сразу убрать всю эту информацию. Но мы можем постепенно вносить свет вечных общечеловеческих ценностей в сознание детей. Когда мы вносим эти ценности в нашу жизнь, то негативные качества и эмоции теряют свою силу и власть над нами и постепенно исчезают. Таким образом, подобно стакану воды под краном сознание учащихся будет очищаться. Вот несколько практических способов, чтобы достичь спокойствия и преодолеть наши эмоции:

1.Практикуйте позитивный настрой каждый день. Это прямой, непосредственный метод для успокоения и контролирования сознания и для осознания мира.

2.Попробуйте излучать любовь ко всем людям на протяжении дня.

3.Перед тем как лечь спать, потратьте несколько минут на то, чтобы вспомнить, что вы сделали за день, и примите решение достичь большего.

4.Контролируйте гнев. Всегда помните, что когда человек ругает, оскорбляет нас, он помогает нам научиться на собственном опыте контролировать свой гнев. Он – наш учитель. Когда начинаете чувствовать злость, то:

- выпейте стакан холодной воды

- посмотрите на свое лицо в зеркало

- спокойно полежите

- покиньте место, где вы испытываете гнев.

5.Произнесите вслух какое-нибудь имя или слова, являющееся священными или утешительными для нас.

6.Пойте песни, возвышающие и облагораживающие душу, и песни, проникнутые общечеловеческими ценностями.

7.Найдите хорошую компанию.

8.Научитесь давать спокойствие другим, служите и утешайте других.

9.Научитесь хранить тишину. Говорите мягко и с доброй интонацией. Говорите только хорошее. Если мы не можем сказать ничего полезного, лучше помолчать.

10. Следите за дыханием: дышите медленно, глубоко и ритмично все время и будьте бдительны ко всему, что мешает следовать этому образцу. Спокойствие очень сильно связано с дыханием: злой или слишком эмоциональный человек будет дышать очень быстро, в то время как человек, умеющий созерцать и проникнутый спокойствием, будет дышать медленно. Глубокое и ритмичное дыхание поможет нам обрести самоконтроль, хладнокровие и спокойствие.

11. Старайтесь придерживаться общечеловеческих ценностей в повседневной жизни.

12. Развивайте различающее мышление.

Это только некоторые способы для достижения спокойствия. Следует проанализировать их и выбрать те, что подходят для нас. Как говорили древние мудрецы: «Пусть будет мир и пусть он начнется с меня!»

Расширение сознания. Необходимо расширять сознание учащихся от я до мы. От мы – семья, до мы – общество; от мы – общество, до мы – государство; от мы – государство, до мы – человечество.

Методические приемы, которые мы можем для этого использовать, подробно описаны во второй части данного методического пособия.

Позитивное мышление подразумевает развитие позитивного отношения к себе, людям, различным жизненным ситуациям. Сила позитивного мышления описана в психологической литературе (А.Г. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн). Нравственно-духовное образование должно способствовать развитию позитивного мышления, так как дает понимание осмысленности происходящего. Действительно, если все взаимосвязано, и внешние события отражают внутренний мир человека, то когда происходит что-либо нежелательное в жизни, следует подумать о том, что позитивно в данной ситуации, в чем смысл происходящего и каков обучающий урок для человека. Во всем есть мораль, способная научить нас, и мы должны правильно все видеть, чтобы помочь себе развиться. Если мы видим черную точку, окруженную белым пространством, мы должны разобраться в этом, а не давать сразу отрицательный ответ. Мы не должны поспешно порицать и судить то, что нам показалось плохим, т.к. мы не только омрачаем наше сознание, но и упускаем шанс познать что-то. Мир – это великий университет. В природе все может научить нас – облака, дождь, солнце, горы, океан, животные, ветер, деревья и т.д. Все вокруг может учить нас.

Описание: http://im0-tub-kz.yandex.net/i?id=482265483-49-72Заметим, что если мы указываем в осуждение пальцем на кого-то, мы теряем возможность совершенствоваться. Следует всегда помнить, что если мы указываем одним пальцем на других, тремя другими пальцами мы указываем на себя (рисунок 4). Фактически, мы порицаем самих себя.

Наши уши также должны слышать только хорошее, не обращая внимание на то, какие звуки поступают в них. Также как зрение - это видимый глазами свет, так и звук - всего лишь воздушные колебания (волны), поэтому они не содержат зла как такового. Какой бы звук мы ни слышали, мы можем использовать его для своего воспитания и развития.

Когда кто-то использует нецензурные выражения или критикует нас, нельзя позволять этому нарушать внутренний покой. Если это происходит, то только из-за эмоций, возникающих в нашем подсознании. Таким образом, нам надо преодолеть свои эмоции. Человек, критикующий нас, фактически, предоставляет нам возможность контролировать наши эмоции. Без его помощи у нас не было бы необходимого опыта, чтобы преодолеть собственные слабости. Итак, на самом деле, он - наш учитель, и мы должны думать о нем с любовью и не злиться на него.

Метод позитивного мышления подробно описан во второй главе данного методического пособия. В третьей главе пособия приведен пример урока на развитие позитивного мышления.

Различающее мышление подразумевает способность к различению между истинным и ложным, между вечными ценностями и временными с предпочтением истинного и вечного. И.А. Ильин полагал, что каждый человек духовен, так как он живет не только внешним, чувственно-материальным миром, но и внутренним опытом, умеет отличать нравящееся, приятное от того, что на самом деле хорошо, объективно истинно, и, различая, «прилепляться» к совершенному, предпочитать его, и в случае надобности умереть за него.

Таким образом, преподавание самопознания происходит через изменение сознания, то есть осознание того, что наша истинная природа – это духовность, общечеловеческие ценности и что жить в соответствии этими ценностями для нас естественно, как дышать.

Сверхсознание

Это еще один важный фактор, воздействующий на нашу личность, и который надо развивать в учащихся. У всех нас есть что-то внутри, что помогает, ведет нас, дает нам понятие совести, позволяет отличать хорошее от плохого. Это «что-то» и есть наша истинная высшая духовная природа (сверхсознание), которая дает нам знание и мудрость (рис. 1). В сознание информация из сверхсознания приходит через интуицию и голос совести.

Многие величайшие научные открытия делаются не во время напряженного обдумывания или сложных расчетов, а в те минуты, когда мозг расслаблен. В этот момент пробуждается интуиция, которая помогает обнаружить истину, как для себя, так и для вселенной. Например, сэр Исаак Ньютон долгое время думал над эффектом тяготения, но не мог решить эту задачу. Однажды он пошел погулять, чтобы расслабиться. Отдыхая, ни о чем ни думая, он сидел спокойно под яблоней. Он увидел, как упало яблоко, и, во вспышке озарения, Ньютон понял закон всемирного тяготения, управляющий движением как мельчайших предметов, так и звезд, и планет.

Действительно, всякий раз, как мы не можем найти решение для какой-то проблемы, мы спокойно садимся и успокаиваем свой мозг. Очень часто ответ нам подсказывает интуиция. Например, А. Маслоу, описывая приемы, помогающие человеку приблизиться к самоактуализации, одним из важнейших полагал умение «слушать себя» – погрузиться в себя, отключить голоса внешнего мира, посидеть в тишине ума. Он подчеркивал важность этого умения именно для образования: «Внутренний голос, способность прислушиваться к глубинному, его реакции, прислушиваться к тому, что происходит внутри помогает нам в обнаружении своей идентичности. Этот способ может стать основой новой педагогики, и если мы найдем время говорить о ней, то мы придем к выводу о необходимости создания новой системы образования, школы нового типа».

Таким образом, в духовно-нравственном образовании выделяются три способа познания:

-эмпирическое познание (опытное знание), опирающееся на чувственный опыт;

-рациональное познание (логическое мышление), то есть познание с помощью разума, образующее определенную систему знаний, умений, компетенций;

-интуитивное познание (интуиция, голос совести), осуществляющее трансляцию с духовного уровня бытия и открывающее вечную истину, мудрость, а часто и принципиально новое, значимое для всего человечества.

Необходимо научиться получать только облагораживающие мысли для того, чтобы мы могли устремить наше сознание выше, в область сверхсознания. Этот путь можно пройти только с помощью любви. Но это не эмоциональная любовь, не эгоистические желания, а чистая любовь неэгоистического сердца. Переживая такую любовь, мы задействуем более тонкую духовную энергию, которая совершенствует наше сознание. Это позволит нам найти спокойствие, сделает поведение правильным, даст возможность обрести мудрость.

Условия преподавания дисциплины «Самопознание» в школе

Успех нравственно-духовного образования осуществляемого в процессе преподавания предмета «Самопознание» обусловлен единством цели, принципов, задач, содержания и условий осуществления преподавания. Это единство видится в том, что преподавание самопознания – это, прежде всего, процесс трансформации не только ученика, но и учителя,

В словаре условия понимаются как требования, правила, существующие в той или иной области жизнедеятельности, обеспечивающие нормальную работу чего-либо. В этом плане необходимо заметить, что вечные общечеловеческие ценности присутствуют в человеке потенциально, поэтому очень важно создать наилучшие условия для их выявления, в процессе преподавания дисциплины «Самопознания».

Условия преподавания дисциплины «Самопознание»:

·     Создание атмосферы любви, доверия, творческого самораскрытия, создание условий для самоисследования, развития интуитивного постижения себя и мира

·     Необходимость использования только позитивных и гуманных методов в процессе нравственно-духовного образования

·     Интеграция нравственно-духовного образования в целостный педагогический процесс школы

Создание атмосферы любви, доверия и творческого самораскрытия.

Учителю самопознания важно создать благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного нравственно-духовного развития учащихся, предоставить разнообразные возможности для позитивного настроя, контроля за умом и эмоциями, общения, творческой деятельности, пения, осуществления социального служения.

На уроке следует создать атмосферу любви и доверия. Переживание энергии любви – это особый духовный опыт, который делает процесс образования личностно значимым и пробуждает внутренние силы саморазвития и самовоспитания учащихся. Когда атмосфера наполнена энергией любви, то совершение бескорыстных поступков становится естественной потребностью, и проявляются такие качества, как щедрость, всепрощение, сострадание, сопереживание. В процессе обучения учащийся должен почувствовать вкус, радость от нравственных поступков.

Как показали исследования современных психологов, только 10% информации передаётся вербальным путем, а 90 % – это метапослание (скрытое послание). Метапослание – это выражение лица учителя, тон его голоса, одежда, настроение и даже мысли и образ жизни. Например, учитель говорит о здоровом образе жизни, а сам курит. Каково метапослание его урока? Или, учитель говорит о важности позитивного мышления, а сам не применяет принципы позитивного мышления в своей жизни. То есть учитель говорит одно, а думает и делает совсем другое. Но учащиеся воспримут и сохранят в душе именно метапослание.

Когда в душе учителя покой и мир, то вибрации его мыслей создадут атмосферу покоя на уроке, и ученики будут тихи и сконцентрированы. Когда на лице учителя сияет доброжелательная улыбка, то ученики почувствуют доверие и будут позитивно настроены.

Ш.А. Амонашвили в небольшой книге: «Улыбка моя, где ты?» пишет: «Педагог, лишенный улыбки может только навредить своим воспитанникам… Они не знают ещё и о том, что улыбка, которая от сердца, преобразует жизнь, делает её красивой. Не жизнь питает улыбку, а улыбка питает жизнь…

Улыбка – есть огромная духовная сила, которая проходит через сердце и проявляется внешне как выражение лица, излучающее внутренний свет и тепло. Всё, что ею выражается, служит поддержке, поощрению, вдохновению, успокоению тех, к кому она обращена.

Что может сотворить энергия улыбки?

Вот на что она способна:

·                        поднимает настроение тому, кто улыбается, и тому, кому улыбается;

·                        закрепляет устремленность к благу в том, кто улыбается, и в том, кому он улыбается;

·                        иначе говоря, облагораживает того, кто улыбается, и того, кому он улыбается;

·                        усиливает доверие людей друг к другу, способствует возникновению и закреплению духовной общности;

·                        помогает зарождению и усилению в людях веры, надежды, любви;

·                        зовет и ведет людей по пути сотрудничества, облагораживает их общность;

·                        служит целебной эманацией;

·                        гармонизирует характер людей, делает их более терпеливыми и уступчивыми;

·                        облегчает и сокращает путь сближения людей, служит взаимопониманию;

·                        служит накоплению даров духа;

·                        гасит злобу, вражду, неприязнь, ненависть;

·                        делает жизнь людей красивой, радостной.

Так улыбка несет мощь.

Улыбка есть духовное даяние. Она связанна с духовной щедростью и самопожертвованием. Может быть тебе самому плохо, но улыбнись другому, чтобы ему было лучше. Это есть жертвенная улыбка».

Нравственно-духовное образование – это внутреннее событие, происходящее глубоко в душе. А душа любого человека раскрывается только навстречу Любви.

Также одним из важных условий достижения результата в деле нравственно-духовного образования учащихся является подготовленность педагогической среды для создания атмосферы взаимного сотрудничества, взаимопомощи и обмена опытом, чему способствуют семинары, практикумы, тренинги для учителей на темы духовно-нравственного воспитания. Причем эти мероприятия не должны быть формальными, «для отчета», а должны заинтересовывать и вдохновлять педагогов, наполнять их светом, а также снабжать методической поддержкой. Вся атмосфера в школе должна быть пронизана высоким духом служения обществу, стране, человечеству, а также идеей долга, чести, справедливости.

К.Г.Юнг расширил понимание бессознательного, выделив помимо низших, личностных уровней, высшие уровни сознания (сверхсознание). Также он показал, что переживание высших уровней имеют терапевтический эффект и более того облагораживают человека, пробуждают в нем творческую энергию.

На современном этапе развития философии, психологии и педагогики восстанавливается целостность понимания человека как триединства «тело-душа-дух». Основные положения гуманистической психологии:

1) холический (целостный) подход к человеческому существованию;

2) подчеркивает фундаментальное убеждение в том, что все люди от природы добродетельны;

3) ориентирована на раскрытие внутреннего потенциала каждого человека;

4) подчеркивает важность самопознания и самосовершенствования;

5) утверждает существование Сверхсознания или Высшего надличностного «Я» человека. Таким образом, в структуре человеческой личности можно выделить пять уровней: физический, эмоциональный, ментальный, уровень различения (разум) и духовный уровень.

Устремленность к этим высшим уровням требует очищения, облагораживания подсознания человека, и на это направлена вся методика программы НДО «Самопознание». Следовательно, важно соблюдение главных условий:

а) создание атмосферы любви, доверия, вдохновленного творчества в организации образования;

б) интеграция нравственно-духовного образования в целостный педагогический процесс;

в) необходимость использования только позитивных и гуманных методов в процессе нравственно-духовного образования.

ВЫВОДЫ:

Богатейшее наследие гуманной педагогики (Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Я.Корчак, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.), проникнутое духовно-нравственными идеями и любовью к детям составило научно-педагогическую основу Программы.

Исследования гуманистической психологии, рассматривающие высшие уровни сознания (А.Маслоу, К.Г.Юнг, В.Франкл, К.Роджерс, Э.Фромм и др.), составили психолого-педагогическую основу Программы.

В современной психолого-педагогической науке происходит изменение общей парадигмы духовно-нравственного воспитания: переход от модели, основанной на редукции человеческой личности к биологическому и социальному уровням, на модель целостного понимания человека, признающую существование духовного уровня бытия (Ш.А.Амонашвили, А.Джумсаи, В.И.Волынкин, В.П.Зинченко, Д.М.Маллаев, М.Щетинин, Е.В.Бондаревская, Т.И.Петракова и др.).