Текст лекции 6.
Тема лекции 6: Структурно-содержательный и методический аспекты планирования урока самопознания
План лекции:
1.Структура урока
2.Духовно-нравственная глубина урока
3.Формы позитивного настроя на уроке
4.Цитата урока
5.Мониторинг урока
Литература:
1.Мукажанова Р.А, Омарова Г.А. Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2013. – 128 с.
2. Мукажанова Р.А, Омарова Г.А. «Самопознание» и другие учебные предметы: возможности интеграции содержания и методов обучения». Учебно-методическое пособие для учителей./- Алматы: ННПООЦ «Бобек»,2013.– 96 с.
Структура и содержание урока самопознания выстраивается на принципе выявления общечеловеческих ценностей.
Принцип выявления подчеркивает, что в процессе преподавания предмета самопознание мы не формируем личность под заказ общества, а лишь выявляем, раскрываем уже имеющийся, нравственно-духовный потенциал личности учащегося.
Заметим, что духовно-нравственное образование – это внутреннее образование, направленное на выявление высшей духовной сущности человека, вектор которого исходит изнутри вовне. Учитель самопознания не учит, не предлагает знания в готовом виде, он лишь направляет вектор развития учащегося от изучения внешнего мира на открытие бесконечной красоты своего внутреннего мира. Поэтому нравственно-духовное образование сродни процессу выявления, раскрытия, взращивания того, что уже заложено в человеке изначально.
Учитель самопознания является садовником, а не скульптором в воспитании подрастающего поколения. Приведем пример, растение вырастает из семени. В семени содержится вся информация о будущем растении, человек не формирует растение, его формируют внутренние силы развития, заложенные в семени. Но человек может создать условия, благоприятствующие или препятствующие внутренним силам саморазвития. Также и учитель может создать условия, благоприятствующие или препятствующие выявлению внутренней духовной красоты каждого ученика.
Условия преподавания дисциплины «Самопознание»:
1. Создание атмосферы любви, доверия, вдохновленного творчества, создание условий для самоисследования, развития интуитивного постижения себя
2. Интеграция нравственно-духовного образования в целостный педагогический процесс школы
3. Необходимость использования только позитивных и гуманных методов в процессе нравственно-духовного образования
Существуют разнообразные методы и приемы преподавания самопознания, помогающие раскрытию содержанию уроков. Опыт практической работы в школах позволил выделить наиболее значимые из них, без которых не обойтись на уроках: позитивный настрой, цитаты, рассказывание историй, творческая, групповая деятельность, музыка и пение хором. Их применение вместе с любовью учителя, его педагогическим мастерством и глубоким нравственно-духовным чутьем позволят испытать чудо урока и ученикам, и самому педагогу.
Именно умение воспринимать хорошее и отталкивать от себя плохое является основной целью позитивного настроя, а методические приемы позитивного настроя позволяют быстрее перейти к позитивному мышлению и гармонизировать свою жизнь в целом.
Данный прием направлен на преодоление состояния эмоционального возбуждения, гиперактивности ученика после интеллектуальных или физических нагрузок (если учащиеся пришли на урок самопознания после математики или физкультуры, их необходимо успокоить и настроить на позитивный лад). Во время применения позитивного настроя сосредоточение остается только на самом себе. Учащийся сохраняет адекватное восприятие реальности на протяжении всего упражнения. Время, отведенное на позитивный настрой – от 2-х до 5-ти минут. За это время невозможно погрузиться в состояние глубокого транса, однако можно настроиться на позитивные мысли, успокоить ум, сделать его ясным. Также необходимо отметить, что при проведении практики позитивного настроя важно, чтобы позвоночник был прямым и в вертикальном положении. В согнутом состоянии чувствуется усталость и боль, которая вернёт нас к мысли о том, что мы – не только наше тело. Вертикальное положение способствует поддержанию постоянной связи с сердцем.
К основным видам позитивного настроя на уроках самопознания относятся «Настрой на свет», «Мысленная прогулка в лесу», «Мысленное путешествие в подводное царство», «Концентрация на дыхании».
Учеными установлено, что продолжительность жизни зависит от частоты дыхания.
Как видим из таблицы, чем чаще дыхание, тем короче продолжительность жизни. У человека беспокойного, взволнованного учащается дыхание, т.е. сокращается срок жизни. Если с учениками будет вестись работа в этом направлении, они научатся концентрироваться на дыхании, управлять своими эмоциями, состоянием здоровья и, в конечном итоге, характером и судьбой.
Опыт использования приемов позитивного настроя в начале урока в ряде алматинских школ показал, что существенно улучшаются следующие показатели:
· Дисциплина
· Самоконтроль
· Здоровье
· Уравновешенность ума
· Память
· Способность концентрироваться
· Интуиция
· Проявление любви по отношению к другим
· Внутренний покой.
На уроках цитаты также важны для практики позитивного мышления, и они не должны становиться просто ритуалом или напоминать заученную наизусть фразу, а должны быть методическим приемом усвоения ценностей. Они могут следовать как после позитивного настроя, так и до или после рассказывания историй, притч. Не зря мудрые люди говорили: «То, о чем думает человек, тем он и становится».
В план урока необходимо включить несложную, но глубокомысленную цитату или пословицу из учебника, содержащем порой очень много цитат для одного урока. Из них учитель может выбрать наиболее подходящую к теме урока одну цитату. Эта цитата может быть короткой, но емко и глубоко выражающей суть главной ценности, которую проходим на уроке. Иногда учитель может проявить творческий подход и подобрать собственную цитату, подходящую по его ощущениям к уроку.
В старину, когда письменность и книги не были так распространены, рассказывание историй было главным методом обучения и развития характера. Современным рассказчиком является телевидение, и еще большой вопрос, нужно ли нашим детям впитывать те ценности и морально-нравственные критерии, которые оно нам представляет.
Рассказ в уроке играет огромную роль и имеет большую значимость для выявления внутренне присущих каждому человеку ценностей. В Казахстане богатая сокровищница рассказов, сказок, легенд, уходящих корнями в нашу культуру и традиции, которые могут украсить своей нравственной глубиной любой урок.
Рассмотрим технику рассказа:
1.Учитель должен уметь пересказать историю, не читая ее по книге, очень артистично, с паузами и сменой интонаций в нужных местах, чтобы помочь игре воображения учеников.
2. Рассказчик должен приспосабливаться к уровню слушателей.
3. Чтобы история дошла до сознания школьников и увлекала их, учитель должен не только в совершенстве знать и понимать ее, но она должна нравиться и ему самому.
4. Для того, чтобы сделать рассказ более живым, необходимо использовать для иллюстрации жесты и мимику.
5. Пользуйтесь учебными пособиями, чтобы увлечь, заинтересовать, пробудить воображение у слушателей. Наглядные пособия также помогут школьнику надолго запомнить историю.
Исходя из вышеизложенного, с уверенностью можно сказать, что применение положительного мышления и цитат, как в качестве методики обучения, так и в повседневной жизни, приведет к очищению подсознания школьников и, в конечном итоге, коллективного мышления всего общества, принесет спокойствие и гармонию в социум.
Заученные наизусть и продекламированные возвышенные цитаты, пословицы или стихи - все это останется в подсознании и будет способствовать развитию хороших мыслей, правдивой речи и здоровых привычек в повседневной жизни подрастающего поколения.
Мудрые цитаты рождают любовь, сострадание и чувство благодарности. Позитивные слова и мысли помогают развить уверенность в своих силах, устранить страх, пробуждают мудрость, дают здоровье и счастье.
Можно соединить рассказывание историй, притч с творческой деятельностью в виде инсценировок, ролевых игр, рисованием, лепкой по сюжету рассказанной истории.
Групповая деятельность – один из методов преподавания курса «Самопознание». Она имеет двойную цель, соответствующую двум частям названия – «групповая» и «деятельность».
Групповая работа способствует развитию следующих качеств:
· Сотрудничество;
· Творчество;
· Инициативность;
· Согласованность;
· Умение делить что-то с другими;
· Единство;
· Гармоничность (гармония);
· Уверенность в себе;
· Работа командой.
Иногда ребята перевозбуждаются во время урока, особенно после игр, групповой работы, и может немного нарушиться дисциплина. Но на уроках самопознания очень важны 5 факторов «Д», о которых мы постоянно должны напоминать учащимся (можно их назвать 5 «Д»):
· Дисциплина
· Долг
· Доброта
· Дружба
· Доверие
Поэтому, чтобы снова вернуть ребят в спокойное состояние ума и тела, можно провести прием позитивного настроя.
Творческую и групповую деятельность желательно провести после рассказывания учителем истории. Если не успели ее провести, можно ей посвятить следующий урок.
Музыка и пение хором – это также действенные методы, помогающие детям как запомнить ценности, так и укреплять чувства спокойствия, любви и радости. Если песни тщательно подобраны для занятия, их использование повышает эффективность усвоения ценности, которой в настоящий момент учат.
Домашняя работа может представлять собой какое-нибудь простое задание, которое ученики выполнят в течение недели дома или в школе, имеющее отношение к той ценности, которой в данный момент учат.
Для заключительной минуты урока учащихся желательно снова сконцентрировать на позитивных мыслях. Очень эффективно, когда они сидят в кругу, думая о том хорошем, чему научились на уроке, выражая свою любовь ко всем людям, рассылая эти мысли вокруг, желая спокойствия всему миру.
Рассмотрим следующие рекомендации по планированию урока:
1. Тема из учебника, остальной материал подбирает учитель. Важен творческий подход учителя. Важно сердцем понять, что взять из учебника, а что внести нового, как подарок от учителя.
2. В цели урока должна быть отражена общечеловеческая ценность, связанная с темой урока.
3. В задачах урока (обучающая, развивающая, воспитательная) должны быть отражены качества, соответствующие выбранной общечеловеческой ценности.
Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных по программе нравственно-духовного образования «Самопознание».
Важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия.
Мониторинг урока осуществляется по анализу следующих компонентов: плана урока, стиля учителя, дисциплины на уроке, раскрытие нравственно-духовной глубины темы урока, анализ творческого подхода учителя, ведение рабочих тетрадей.
Мониторинг урока самопознания
Школа ___________________ Дата __________ № _____ Педагог ______________
Класс _______ Кол-во уч-ся _______ Тема __________________________________
Ценность ____________________ Качества_________________________________
Ход урока: 1. Орг.момент. Позитивный настрой. 2. Проверка домашнего задания.
|
Анализ проведения урока: |
1. Позитивное высказывание (цитата).
|
|
2. Рассказывание истории (беседа).
|
|
3. Творческая деятельность, групповая работа.
|
|
4. Групповое пение.
|
|
5. Домашнее задание.
|
|
6. Заключительная минута тишины.
|
|
1. Стиль учителя (авторитарный, либеральный, гуманный).
2. Дисциплина на уроке.
3. Раскрытие нравственно-духовной глубины темы урока.
4. Творческий подход учителя.
5. Ведение рабочих тетрадей.
6. Наличие поурочного плана.
Планирование и проведение трех уроков самопознания с использованием
ключевых идей Программы
В течение этапа практики ценностей студент должен провести не менее трех уроков самопознания в одном классе в соответствии со школьной программой. К каждому уроку учитель заранее составляет план урока и высылает составленный план преподавателю для проверки. Преподаватель проверяет план урока и высылает свои рекомендации и пожелания, которые слушатель должен учесть и откорректировать свой план. Только после того, как куратор полностью примет план урока, урок самопознания может быть проведен. После проведения урока студент в течение 2-3 дней должен прислать преподавателю краткий рефлексивный отчет по проведенному уроку. Рефлексивные отчеты должны быть объемом не менее одной страницы формата А-4, шрифт 14. В отчете студент должен представить рефлексивный анализ урока, в котором следует отразить:
· как были реализованы методические приёмы самопознания на уроке;
· как воспринимали учащиеся материал урока;
· наиболее важные, с духовно-нравственной точки зрения, ответы учащихся;
· интерес учащихся к содержанию урока, удалось ли вдохновить учащихся;
· что получилось и пока не получилось на уроке;
· предложения по изменению и улучшению уроков;
· изменения, наблюдаемые в поведении и характере учащихся после одного или нескольких уроков самопознания.
Для формирования портфолио необходимо также сделать фотографии творческих работ учащихся.
Критерии оценивания
· Раскрытие духовно-нравственной глубины темы урока.
· Творческий подход к составлению плана урока, использование дополнительного материала по теме урока, соответствующего выявляемой ценности, со ссылкой на источники информации.
· Соответствие урока требованиям программы нравственно-духовного образования «Самопознание».
· Своевременная сдача планов урока и отчетов по проведенному уроку.
Критерии оценивания презентации плана урока самопознания:
· Знание методики урока самопознания.
· Раскрытие духовно-нравственной глубины темы урока.
· Творческий подход к составлению плана урока, использование дополнительного материала по теме урока, соответствующего выявляемой ценности, со ссылкой на источники информации.
· Соответствие выбранной для разработки слушателем темы урока школьной программе по самопознанию;
· Соответствие урока требованиям программы нравственно-духовного образования «Самопознание»:
1. грамотная постановка цели и задач урока (в цели должна быть отражена ценность, выявляемая на уроке, и её связь с темой урока; в задачах (обучающая, развивающая, воспитательная) должны быть отражены качества, присущие данной ценности).
2. структурная и содержательная цельность урока, основанная на выявлении общечеловеческой ценности, указанной в цели урока и на развитии качеств, указанных в задачах урока.
3. правильное проведение позитивного настроя (спокойная музыка, без слов; негромкий, неспешный, мягкий голос учителя; во время позитивного настроя учащиеся должны сидеть с прямыми спинами; текст позитивного настроя должен быть взят из «Методики преподавания дисциплины «Самопознание» в школе»);
4. правильно построенная работа с цитатой (использование одной цитаты, выявляющей ценность и подходящей к теме урока; применение различных методических приемов для запоминания цитаты, например, повторение цитаты хором, запись в тетрадь и т.д.);
5. наличие опережающего домашнего задания из учебника (текст для домашнего чтения должен быть выбран из материала учебника для следующего урока; на уроке учащиеся пересказывают текст и учитель проводит беседу, на основе правильно подобранных вопросов к тексту, от вопросов по содержанию текста до глубоких духовно-нравственных вопросов по выявлению общечеловеческих ценностей);
6. правильный подбор и рассказывание учителем притчи или истории (духовно-нравственная глубина рассказа или притчи; соответствие рассказа выявляемой ценности и теме урока; правильный подбор вопросов к тексту, от вопросов по содержанию текста до глубоких духовно-нравственных вопросов по выявлению общечеловеческих ценностей; мастерство рассказывания истории);
7. грамотное ведение учителем глубокой духовно-нравственной беседы (построение беседы на основе логически связанных между собой вопросов; умение дослушать ответ ученика, не перебивая, не навязывая своё мнение, но в тоже время умело направляя беседу в нужное русло через глубокие духовно-нравственные вопросы, задаваемые по ходу беседы);
8. правильное проведение творческой или групповой деятельности (ценностная направленность творческой или групповой деятельности, способствующая развитию навыков практики общечеловеческих ценностей; проведение творческой или групповой деятельности спокойно, без слишком шумного обсуждения, под спокойную музыку, без слов; по окончании деятельности важно чтобы учащиеся представили свои работы классу и затем выставили их в уголке творческих работ);
9. использование музыки и пения на уроке (ценностная направленность песни, обсуждение смысла и духовно-нравственной глубины песни, пение хором, вместе с учителем)
10. проведение заключительной минуты урока (под сопровождение спокойной музыки).