Текст лекции 4.

Тема лекции 4: Вечные общечеловеческие ценности

План лекции:

1.    Иерархия ценностей личности.

2.    Абсолютные общечеловеческие ценности.

3.    Общечеловеческие ценности и структура человеческой личности.

 

Литература:

1. Общечеловеческие ценности. Методическое пособие для учителей/ Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2014.

2.Зорина Л.Я. Проблемы содержания базового образования и реформа школы // Дидактические проблемы построения базового содержания образования / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. – М.: ИТП и МИО, 1993. – С. 22 38.

2. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: Дисс. … д.п.н., 13.00.06. – Р/нД, 1999.

3.Толстова О.С. Методы реализации гуманистически направленного обучения в образовательных учреждениях США: Дис. …к.п.н., 13.00.01. – Самара, 1999.

4.Петракова Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся. // Образование: исследовано в мире – М.: OIMRU, 2000.

5.Marantz R., Flaig B. Sathya Sai Education in Human Values. – Tustin, California, 2002. – 410 p.

6.Jumsai A., Burrows L. Sathya Sai Education in Human Values. Handbook for teachers. – Bangkok, 1991. – 162 p.

7.Маллаев Д.М. Духовно-нравственное возрождение России на основе общечеловечсеских ценностей //Поиск истины. – Махачкала, 2003. – №9 – 10. – С.46 – 50.

8.Назарбаева С.А. Этика жизни. – Алматы, 2001. – 96 с.

9.Петракова Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся. // Образование: исследовано в мире – М.: OIMRU, 2000.

10. Гаряев П. П. Лингвистико-волновой геном: теория и практика. – Киев: Институт квантовой генетики, 2009.

 

Основополагающим аспектом нравственного образования личности является ее ценностная ориентация. Под ценностным содержанием знаний понимается их субъективная значимость для личности, обусловленная рядом причин.

Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых непростых, затрагивающих интересы разных социальных групп. Огромное многообразие точек зрения по этому вопросу можно сгруппировать следующим образом:

а) общечеловеческие ценности – это явление только материальное, т. е. физическое или биологическое: (богатство, удовлетворение физиологических потребностей и т. п.);

б) общечеловеческие ценности – это чисто духовный феномен (абстрактные мечты об Истине, Добре, Справедливости…);

в) общечеловеческие ценности – это сочетание как материальных, так и духовных ценностей.

При этом, как уже отмечалось, некоторые ученые считают ценности неизменными, стабильными, а другие – изменяющимися в зависимости от смены политических, экономических, социальных и других условий, от политики управляющей верхушки или партии, от смены общественного строя и т. д.  Например, в нашей стране господство частной собственности сменило господство общественной. Соответственно изменились и ценности общества.

Проблема целенаправленного включения общечеловеческих ценностей в содержание образования была обозначена в педагогической науке в конце 80-х – начале 90-х годов XX столетия (И.Я. Лернер В. Оконь, Л.Я. Зорина и др.)

В настоящее время намечаются некоторые направления ее решения: определено, что содержание образования должно включать опыт эмоционально-ценностного взгляда на мир; выяснены ценности, которым нужно отвести особое место в ходе воспитания и обучения; подчеркнута роль эмоциональности в процессе усвоения образовательного материала с позиций восприятия учеником базовых ценностей. Проблема интегрирования ценностного материала в основное содержание образования стала особо актуальной вследствие процесса изменения общественных ценностей, отказа от классовых ценностей и признания ценностей духовно-нравственных, общечеловеческих. Следовательно, возникла задача выявления, структурирования и дидактической обработки скрытого нравственного потенциала в уже имеющемся в содержании образования материале. Для выполнения этой задачи необходимо более подробно раскрыть сущность понятия «ценность». В справочной литературе обычно под ценностями принято называть предметы, явления, свойства, состояния, имеющие положительную значимость для личности. Ценность объекта определяется в ходе его оценивания, при этом объект рассматривается с точки зрения того, насколько и как он удовлетворяет интересы и потребности личности. В ходе оценивания происходит взаимодействие объекта с оценивающим субъектом, в результате чего объекта признается или не признается ценностью. В жизни человека ценности играют ориентировочную роль.

Наличие традиционных, общепринятых ценностей дает возможность каждой личности в процессе своего совершенствования усваивать уже данные в готовом виде, принятые в его культуре основные ценности. Присвоенные ею, они будут являться самыми важными составляющими поведения человека, его выборов и решений. Поскольку определенный набор основных ценностей, имея отношение к целостной природе человека, выработан культурной средой, он исторически является относительным. С позиций же духовного миропонимания имеет место наличие абсолютных ценностей.

Также важно заметить, что все ценности личности выстраиваются в определенную иерархию. При этом одни из них обладают большей значимостью для человека, другие – меньшей. Первые места могут занимать одна или несколько базовых, жизнеопределяющих ценностей. Человек может и не осознавать, скорее всего, существующую взаиморасположенность личных ценностей, но эта их иерархическая зависимость обязательно будет всегда проявляться в жизни: в различных ситуациях человек действует в соответствии со своими жизненными приоритетами.

Иерархия ценностей не может являться застывшей и неподвижной для личности: в течение жизни одни ценности находятся на первом месте, другие занимают последние места, происходит смена значимости ценностей. Поэтому решение одной и той же проблемы в разные периоды жизни может быть разным.

Практика показывает, что выбирая в жизни определенную сферу деятельности, человек выбирает и соответствующие ценности. Перемена в сфере деятельности повлечет за собой, скорее всего, также и изменения в ценностной ориентации личности. Конечно, данный процесс не может пройти быстро и безболезненно, однако, чаще всего, он бывает нужен для внутреннего духовного роста человека, для переоценки самого себя и своих ориентиров в жизни.

Известно, что на пересмотр норм поведения и системы жизненных ценностей могут повлиять различные факторы, к примеру, неизлечимая, тяжелая болезнь, утрата жилища и имущества, смерть близкого человека и т.п. Конечно, также на жизненные ориентации человека может оказать значительное влияние и система общепринятых ценностей в социуме, заставляя даже зрелых людей изменять свои жизненные кредо. Огромное влияние на человека могут оказывать ценностные установки другой авторитетной личности. Следовательно, индивидуальный комплекс ценностей человека не остается неизменным, он претерпевает большие изменения из-за влияния разных ситуаций на протяжении всей человеческой жизни. Поэтому справедливо ставить вопрос, какие же именно ценности необходимы подрастающему поколению.

Новейший философский словарь дает следующее определение общечеловеческих ценностей: «это система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности… В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. Среди общечеловеческих ценностей следует специально выделить нравственные ценности, традиционно представляющие общезначимое в его взаимосвязи с этнонациональным и индивидуальным. В общечеловеческой морали сохраняются некоторые единые формы общежития, отмечается преемственность моральных требований, связанных с простейшими формами взаимоотношений людей. Общечеловеческой в морали является, и форма предъявления нравственного требования, связанная с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности».

Ученые отмечают, что ценности могут группироваться по различной степени обобщенности. Для человека важны как базовые (глобальные) ценности, которые имеют высокую степень обобщенности (Истина, Добро, Красота), так и оперативные (ситуативные) ценности (например, первые шаги ребенка, интересная книга), имеющие, скорее всего, более низкую степень обобщенности (Власова Т.И., Толстова О.С., Петракова Т.И.)

Необходимо отметить невозможность предусмотреть все ценности, которыми личность будет руководствоваться в своей жизнедеятельности, и определенным образом включать их в ценностную систему личности в процессе ее обучения в школе, тем более, что шкала ценностей в течение жизни может неоднократно пересматриваться для отдельно взятой личности и, безусловно, она различна для людей разного возраста, менталитета, религиозной принадлежности и т.д.

При выборе содержания учебного материала, служащего основой программы духовно-нравственного образования, необходимо опираться на ценности, которые отличаются нравственной ориентацией, общечеловеческой значимостью, наивысшей степенью универсальности, обобщенности (Р.Маранц, А.Джумсаи, Д.М.Маллаев, С.А.Назарбаева). Поэтому для нас представляет интерес некоторая совокупность базовых, неизменяемых ценностей, которые формируют структуру личности и становятся фокусом ее ценностной ориентации, т.е. абсолютные общечеловеческие ценности.

Наиболее продуктивным для нашей программы является классификация системы ценностей, предложенная Т.И.Петраковой, согласно которой ценности можно разделить на три вида: природные, приобретенные и абсолютные.

Природные ценности – это ценности естественных сил и способностей души, то есть ума, чувства, воли. Они даются человеку от рождения. Природными ценностями являются ясность ума, быстрота мысли, надежность памяти, искренность чувства, стойкость воли. Можно также выделить такие природные добродетели, как одаренность, талантливость, творческие способности, открытость, честность, целомудрие, великодушие. Каждый человек обладает определенной мерой природных ценностей, которые он должен развивать и обогащать.

Приобретенные ценности – это ценности, усвоенные человеком в процессе интеллектуального и нравственного формирования, они являются результатом полученного образования и воспитания. Приобретенной интеллектуальной ценностью является мощь разума как совокупность мудрости, знаний и компетенции. Приобретенными эмоциональными ценностями являются качества, коренящиеся в положительных естественных склонностях человека и получившие свое оформление через постоянный контроль нравственного сознания и воли. К ним относятся: умеренность, выдержка, корректность, вежливость, уважение, симпатия к человеку, забота о его благе, отзывчивость, благодарность, великодушие, благосклонность. Приобретенными ценностями являются: верность, мужество, стойкость, терпение, постоянство, целеустремленность. Приобретенные ценности становятся второй природой человека, они позволяют ему действовать в любых ситуациях наиболее плодотворно. Когда приобретенные ценности глубоко укореняются в личности, ослабевает и уменьшается возможность отклонения человека от естественной нравственной нормы. Абсолютные общечеловеческие ценности – этоценности, не изменяющиеся во времени и значимые не для какого-то ограниченного круга людей (политической партии, социальной группы, класса, государства или коалиции государств), а имеющие значение для всего человечества.Согласно вышесказанному, они и представляют интерес для нашей программы. Эти ценности общие для всех народов, содержат внутренний глубинный смысл и представляют не просто внешние моральные правила, а являются объектами внутреннего непосредственного опыта, то есть в их основе лежит Совесть человека как воплощение Истины, Праведного поведения, Мира, Любви, Ненасилия. Следовательно, об абсолютных общечеловеческих ценностях можно сказать, что человек рождается с ними, они заложены в сердце каждого человека от рождения, ими пронизано все сущее, они едины для всех людей, не зависят от национальности, расы, среды обитания и конфессиональной принадлежности и неизменны во времени. Они неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и, проникая друг в друга, создают единую основу духовности человека и его культуры. Применение в практике повседневной жизни перечисленных ценностей ведет к приобретению таких качеств, как мудрость, чистота сердца, радость, мир, спокойствие, удовлетворенность, истинная любовь, милосердие и уверенность.

Абсолютные общечеловеческие ценности включают в себя и природные и приобретенные ценности, которые при рассмотрении через призму общечеловеческих ценностей становятся качествами человека. Выявление общечеловеческих ценностей ведет к проявлению добродетелей. Общечеловеческие ценности пронизывают собой все ценности человека.

Если рассматривать ценности в порядке их проявленности во внешнем мире, можно сказать, что абсолютные общечеловеческие ценности пронизывают собой все стадии духовного роста человека и содержатся в нем с самого начала его рождения в менее или более проявленном виде. Степень проявленности общечеловеческих ценностей свидетельствует о духовном уровне личности.

Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать общечеловеческим ценностям, которым соответствуют следующие уровни структуры человеческой личности:

Ненасилие – духовный уровень.

Истина – интеллектуальный уровень (уровень различения, разум).

Любовь – нравственный уровень (ментальный, мысли, слова).

Покой – эмоциональный уровень (чувства).

Праведное поведение – физический уровень.

Все общечеловеческие ценности – грани одной человечности. Праведное поведение – это любовь в действии, любовь пронизывает все ценности:

Любовь в действиях – Праведное поведение.

Любовь в чувствах – Покой.

Любовь в мыслях, словах – Истина.

Любовь в понимании – Ненасилие.

Развитие в себе общечеловеческих ценностей – это само по себе уже образование. Любого, кто старается, как следует, понять общечеловеческие ценности: истину, праведное поведение, покой, любовь, ненасилие, кто применяет эти ценности на практике и распространяет их с усердием и искренностью, уже можно назвать по-настоящему образованным человеком.

Очевидно, что включение в процесс обучения общечеловеческих ценностей способствует формированию гуманистических качеств личности и ведет к духовному росту человека. Стремление личности к совершенству подразумевает ее возрастание в добродетелях. Отсюда следует, что изменения духовного роста и совершенствования личности реально осуществляется в системе ценностей, составляющих разнообразный и богатый мир нравственных качеств. Присвоение какого-либо одного добродетельного качества является критерием, позволяющим рассматривать личность в общей системе ценностей. Обладание нравственной чертой характера выражает степень продвижения человека на пути к утверждению в его высоком достоинстве.

Система ценностей, основанная на выявлении добродетельных качеств, может стать фундаментом для осуществления ценностного подхода к содержанию образования. В этом случае при отборе материала будет приниматься во внимание не столько познавательная значимость материала, сколько, прежде всего, его влияние на формирование и развитие нравственно-духовных качеств личности.

Таким образом, в основе содержания образования должны лежать вечные абсолютные духовно-нравственные ценности, составляя его ядро.

В плане нашей программы необходимо еще раз подчеркнуть важную роль учителя, который учит, прежде всего, примером собственной жизни. И в этом смысле представляют интерес мотивы, основанные на чувствах ответственности и долга, являющихся ведущими в деятельности педагога. В школе существует много различных настойчивых попыток сделать мотив ответственности и долга доминирующим, чуть ли не единственным. В своей практической деятельности учитель нередко обращается к школьникам: «Вы должны ..., вы обязаны ...». Призывы на словах к чувству долга в учебно-воспитательном процессе, не подкрепленные личным примером учителя, как правило, не приводят к ожидаемым результатам, так как сердца другого человека можно достичь только через искренность, основанную на собственных переживаниях. И только тогда эти призывы становятся личностно притягательными для воспитанников.

 

Истина как цель самопознания

Люди всегда, так или иначе, ощущали потребность искать, обретать, иметь истину. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, умения (знания, как что-то сделать), предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Но высоко ценилась истина всегда. Особым уважением пользовались её носители: пожилые люди, мудрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились и заботятся о развитии науки и образования… Значит, истина встаёт в один ряд с другими исходными главными для всех людей ценностями. Это – высшая духовно-нравственная ценность человека.

Истина – это вечная суть первичной реальности, это свойство, лежащее в основе творения, это первозданная природа человека. Она не ограничена пределами времени в его трех ипостасях – прошлом, настоящем и будущем и не подвержена изменениям в материальном и духовных измерениях.

На уровне человеческой морали истина подразумевает выявление подлинной сути и причины вещей и поступков, правдивость, верность своим словам и обещаниям.

По существу, истина – это основополагающий жизненный принцип: духовное начало, пронизывающее все творение, единая суть, присущая всему мирозданию. Опыт ее постижения, созвучный биению сердца, дыханию легких и голосу совести, возможен только изнутри. Поэтому народная мудрость гласит, что опыт – величайший учитель истины, и совершенство в истине может быть достигнуто только через слияние с жизнью идеалов правды, праведного поведения, мира, ненасилия и любви.

Человек обладает врожденной интуицией, или способностью отличать добро от зла. В благоприятных условиях он применяет этот дар, основываясь на своей истинной природе. Но в критических ситуациях, одержимый страхом или сознанием вины, он сбивается с верного пути и, нимало не заботясь об истине, действует по своему усмотрению прямо противоположно тому, что велит ему совесть, оказываясь затем лицом к лицу с последствиями. При этом, однако, в глубине души он знает, что, в конце концов, правда восторжествует.

Помимо всего прочего, в жизни нередко складываются ситуации, когда человек поставлен перед проблемой выбора: считать ли истиной писаный закон, устоявшийся обычай или неоспоримый факт. Именно поэтому Махатма Ганди провозглашал, что эта истина исходит от внутреннего голоса, голоса человеческой совести.

Истина – это знание об изначальной природе всего сущего, разумной вечной всепроникающей энергии жизни, которая, уплотняясь, проявляется как материальный мир. Эйнштейн выразил этот процесс в своей гениальной формуле E, которая означает, что материя – это уплотнённая энергия.

Истина – это осознание единства в многообразии, восприятие себя частью неделимого целого, сопричастной всему и ответственной за всё. Есть лишь одна абсолютная истина, являющаяся источником всех остальных. Когда ты ее находишь, твои действия со настраиваются с ней.

Качества честности, правдивости, приверженности справедливости являются проявлением в человеке общечеловеческой ценности – истина. Очень важно для человека говорить правду. Произношение неправды ведёт к разрушительному, негативному влиянию на человека. Подробное описание происходящих процессов на молекулярно-клеточном уровне во время произнесения неправды опубликованы в работах по волновой генетике профессора П.П.Гаряева, которого выдающийся педагог Ш.А.Амонашвили часто приглашает выступать на Международные педагогические чтения по гуманной педагогике. Древние говорили, что надо всегда говорить правду, и правду надо говорить очень мягко. Если эта правда может ранить человека, то лучше ее не говорить.

Человек наделён интеллектом, позволяющим с помощью различения отличать правильное от неправильного, хорошее от плохого, доброе от злого. Важно развивать в детях способность различать, создавая предпосылки для развития следующего уровняполучения достоверной информации – интуиции.

Истина не ограничена пространством и временем. Для всех стран, всех эпох, для всех и каждого истина – одна и та же. Истина неизменна. Она – одна, хотя принимает форму множества.

Мы переносим истину на мирские дела и отождествляем ее с внешним миром. Правда в мирском или материальном смысле: это сообщение того, что на самом деле произошло или правдивое изложение мысли. Считается, что следовать Истине – это в точности передавать то, что было сказано, сделано, увидено, или услышано. Однако, настоящая правда – это совесть. Например, в дом проник вор и что-то украл. По подозрению в краже полиция на следующий день задерживает этого человека. Вор заявляет, что не совершал кражи. Но его совесть всегда будет напоминать ему о содеянном. Слова полны фальши, но совесть всегда правдива.

Когда слова следуют за совестью, они превращаются в истину. Из-за истины можно столкнуться с трудностями. Но нельзя предаваться лжи ради того, чтобы избежать трудностей. Обманывая, вы можете избежать наказания, но в свое время подвергнетесь серьезным испытаниям.

 

Праведное поведение

Как уже говорилось в предыдущем разделе, праведное поведение – это поведение, исходящее из приверженности Истине. Из следования Истине естественно проистекает Праведное поведение, главный принцип которого заключается в непричинении вреда ни самому себе, ни другим людям, ни природе. Для этого необходимо знать, уважать и выполнять законы природы, морали и государства. Праведное поведение – это то, что рождается в сердце, а затем выражается в форме слов и практикуется.

Праведное поведение – основа процветания человечества, это нерушимая истина во все времена. Если Праведное поведение «ослабевает» и перестает управлять человеческой жизнью, весь мир погружается в отчаяние и страх, и его сотрясает дисгармония отношений. Праведное поведение – это свет жизни, рассеивающий тьму внутреннюю и внешнюю, дарующий покой и счастье. Когда человеческие отношения не озаряются сиянием Праведного поведения, весь мир скрывается под мрачным покровом непонимания. Праведность не сводится лишь к раздаче милостыни и предоставлению крова странникам и нищим. Все, что делается с чувством полной самоотдачи и посвящается другим людям, ведет к внутренней самореализации. Путь праведной жизни – это стремление превратить каждый миг, каждое слово, каждую мысль и каждое движение в возвышенный шаг, приближающий человека к постижению своего истинного «Я».

Это внутренняя культура, или верность долгу, целью которой является как процветание всех окружающих, так и собственное благополучие. Такое служение, где нет места личным интересам и ожиданию похвал и выгод, открывает человеку путь к источнику внутреннего покоя и радости, не говоря уже о том, что согласно естественному закону природы и духовно-нравственному закону правильного поведения – это внутренняя гармоничная жизнь человека.

В способности видеть красоту, высоко ценить простые вещи, получать удовольствие от пребывания в компании с самим собой или относиться к людям с любовью и добротой – во всем этом есть общий элемент. Этот общий элемент – удовлетворенность, покой и жизненность, составляющие невидимый фон. Когда мы видим красоту, доброту, признаем ценность имеющихся в нашей жизни простых вещей, надо поискать фон этих ощущений внутри себя.

Цель образовательного процесса в обучении праведному поведению заключается в пробуждении заложенной в каждом человеке способности различать и слышать голос совести, укреплять те мысли, слова и действия, которые развивают и реализуют в повседневной жизни качества праведного поведения.

Качества, присущие Праведному поведению:

а) Привычки

Праведное поведение, основанное на осознании своей истинной природы, должно стать главным в жизни человека. Даже небольшие дела, которые совершаются многократно и еженедельно, закрепляются в привычках.

б) Управление желаниями

Желание побуждает человека к действиям и обуславливает его поведение в жизни. Только ограничив желания, человек может стать свободным.

в) Сотрудничество

Чтобы научиться жить и идти по пути с людьми различного возраста, социального и экономического положения, учащиеся в школе вместе учатся дисциплине, взаимоуважению, сотрудничеству.

г) Дисциплина

Дисциплина – основа успеха человеческой деятельности. Это чувство уважения к себе и окружающим людям, дает возможность получать знания и мирно сосуществовать в социуме на основе взаимопонимания, терпимости, любви. Правила соблюдения дисциплины должны прививаться ещё в детстве.

д) Правильная мысль

Нужно иметь чистые и возвышенные мысли, которые ведут к праведным поступкам.

е) Правильная речь

Язык – это показатель истинной воспитанности. Спокойная, полная любви к окружающим речь гармонизирует пространство вокруг людей. Громкая речь, необразованная, полная гнева и ненависти – отрицательно влияет на здоровье человека.

ж) Долг и благодарность

И самое главное, педагоги должны всегда помнить: мы должны сами исполнять то, чему учим других, жить в общечеловеческих ценностях, которые содержатся в каждой клетке тела, иначе мы не смогли бы быть людьми. Они – сама наша природа, дарующая нам счастье. А счастливые люди, как правило, не беспокоятся о том, что другие думают о них; стараются видеть во всём плюсы; всегда дружелюбны и благодарны; часто улыбаются и позитивны; знают, что не всё в этом мире совершенно и вносят посильный вклад в позитивные изменения окружающего мира; продолжают учиться; живут в настоящем мгновении. И эта жизнь в настоящем моменте также является качеством Праведного поведения.

В связи с этим приведем пример. Допустим, две утки столкнулись в пруду и устроили небольшую потасовку, «какие у них никогда не бывают долгими, а затем расплылись в противоположных направлениях. После этого каждая несколько раз энергично взмахнула крыльями, высвобождая избыточную энергию, накопившуюся во время потасовки. Похлопав ими, утки продолжили плавать так же мирно, как и до выяснения отношений, словно ничего и не было.

Имей утка человеческий ум, она продолжала бы драться мысленно, сочиняя различные интерпретации пережитого. Одной из подобных утиных историй могла бы быть такая: «Даже поверить не могу, что она сейчас сделала. Она приблизилась ко мне меньше чем на пять дюймов. Она, наверное, думает, что весь этот пруд принадлежит ей. У нее нет никакого уважения к моему личному пространству. В следующий раз она попытается сделать что-нибудь еще, просто чтобы досадить мне. Я уверена, она уже что-то замышляет. Но я не собираюсь это терпеть. Я проучу ее так, что она этого не забудет». И так далее и тому подобное, ум раскручивает свои сказки, думая и рассказывая их спустя дни, месяцы и даже годы. Что касается тела, то для него драка все еще продолжается, и в ответ на все эти мысли и эмоции генерируется соответствующая энергия, порождающая еще больше мыслей. Физически законченное действие превращается у эго в эмоциональное думанье. Легко понять, насколько трудной была бы жизнь утки, будь у нее человеческий ум. Но большинство людей живут так постоянно. Никакая ситуация или событие никогда не приходят у них к реальному завершению. Ум и созданное им «я и то, что со мной случилось» постоянно поддерживают эти события в активном состоянии.

Поэтому важно всегда следить за своими мыслями, словами, действиями, характером, сердцем. И быть наблюдателем своего ума – как своих мыслей и эмоций, так и своих реакций в различных ситуациях. Необходимо обращать на свои реакции как минимум столько же внимания, сколько на ситуацию или человека, который их вызывает.

Наши многочисленные желания – еще одна причина, по которой мы зачастую впадаем в состояния беспокойств и волнений, подталкивающих нас, в свою очередь,к совершению необдуманных, неправедных поступков. Что же делать для уменьшения беспокойства? Необходимо установить потолок для своих желаний:

- бережно относиться к пище;

- бережно относиться к деньгам;

- бережно относиться к энергии;

- бережно относиться к времени.

 

Любовь – основополагающий принцип самопознания

Многие философы, великие духовные учителя, поэты, писатели, педагоги размышляли о том, что такое Любовь, какова её сущность, в чем её сила, каково её значение в жизни человека и как она связана с познанием человеком самого себя. В чем-то их подходы отличались, но в одном, большинство из них приходили к поразительно схожим выводам. В чем же заключается это сходство, каковы эти выводы?

Безусловно, понятие «любовь» имеет очень много разных значений, но есть высшее духовное понимание любви, с высоты которого все остальные трактовки этого понятия являются частными и неполными. Существует много разных видов любви: любовь к Родине, любовь к матери, любовь к родственникам, любовь между мужчиной и женщиной, любовь к науке, природе, искусству т. д. любовь к кому-то или чему-то отдельному. И если этот кто-то или что-то исчезают из нашей жизни, или меняются, становятся не такими, как мы ожидали, мы испытываем страдания.

Но есть любовь всему – ко всем людям, не только к близким, ко всем матерям, не только к своей собственной, ко всем странам, не только к родной стране. Это любовь – расширение. Тогда мы любим не кого-то за что-то, а просто осознаем, что мы все едины, осознаем высшую Духовную Природу в себе и в других людях. Это любовь – безусловное принятие. Тогда мы не делим мир и людей по принципу «нравится – не нравится», хороший или плохой, свой или чужой. В каждом человеке мы можем видеть его высшую духовную природу и любить её. Это чистая бескорыстная любовь. Мы любим, не ожидая ничего взамен, просто потому что наша истинная природа – любить!

Общечеловеческая ценность Любовь – это то, что объединяет все сердца, все жизни, все времена, все нации, все религии, всю природу, всю вселенную.

Такое понимание любви, как вечной общечеловеческой ценности можно найти у большинства великих духовных учителей, поэтов, писателей, педагогов. Каждый из них переживал такую Любовь в своем сердце, и это глубинное переживание чистой духовной Любви давало им силу, вдохновение на создание своих творений, целью которых было бескорыстное служение Истине и человечеству. Это переживание чистой духовной Любви к людям и миру также давало им силу переносить все испытания и тяготы жизни с благородством, достоинством, внутренним смирением и радостью. Эту Любовь они вкладывали в свои произведения, и мы через века можем наполниться этой Любовью, пережить её в своем сердце и воплотить в жизни.

Великий казахский Духовный Учитель Абай Кунанбаев в «Словах назидания» говорил о Любви как о вечной общечеловеческой ценности: «…в человеческой душе должны быть два качества, два чувства – Справедливость и Любовь…», «Люби брат всех людей на земле».

Абай также различал плотскую и духовную любовь: «…любовь и страсть – это разные пути…».

Часто, изучая духовное наследие человечества, мы анализируем и выделяем различия и частности. Такова природа научного ума. Но когда сердце постигает духовное наследие, то оно стирает различия, объединяет и получает целостное знание. Наука – разъединяет, духовность – объединяет прошлое и будущее в единое Настоящее Духовное Пространство-Время, в котором мы можем встретиться с великими учителями прошлого, поговорить с ними от сердца к сердцу, пережить то, что переживали они. Вспомним "Маленького принца" Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Человек рождается в любви, всю свою жизнь поддерживается любовью и в конце своей жизни погружается в любовь. Эта любовь является самой основой человеческой жизни. Но мы забываем эту истинную любовь. Нас увлекает то, что называется физической любовью, которая в настоящем смысле слова не является любовью. То, что истинно называется любовью – чистая любовь. Действительно, ниточка чистой любви объединяет всё человечество. В этом заключено единство в многообразии проявлений жизни. Любовь – это основа единства.

Основа всего, единственный фундаментальный принцип всех проявлений жизни – это Любовь.

Любовь связывает все общечеловеческие ценности между собой, она как нить, на которую нанизаны прекрасные жемчужины ценностей:

Любовь в мыслях и словах – Истина.

Любовь в поступках – Праведное поведение.

Любовь в чувствах – Покой.

Любовь в миропонимании – Ненасилие.

Действительно, только если наши мысли будут пропитаны любовью, они станут истиной.

Значение слова «любовь» претерпело много изменений за прошедшие годы, но в современной научной литературе оно обретает особый смысл. Например, современные физики приходят к выводу, что любовь это не просто эмоция, желание или привязанность. Любовь – это мощная энергия, которая способна преображать окружающий мир, это энергия, рождающая и поддерживающая жизнь. Человек является проводником энергии Любви. На самом деле это энергия, которая передается от одного человека к другому. Эта энергия любви не может быть изменена, она не меняется.

Ученый-физик и педагог АртонгДжумсаи описывает опыты, показывающие, как влияют на растения мысли и чувства людей. Если, поливая растения, человек думает об обидах, проблемах, злится, то растения растут медленно, иногда начинают увядать. Если мысли и чувства человека полны любви, то растения начинают бурно расти и цвести, даже если не пришло биологическое время для их цветения.

Многочисленные исследования физиков, биологов, медиков, психологов подтверждают чудодейственное влияние энергии Любви на все сферы человеческой жизни.  Все живые существа в этом мире, все растения, животные и, конечно, люди, их жизнь, поддерживаются энергией любви. Когда этой энергии не хватает, мы ощущаем недостаток этой энергии, это приносит нам вред.

Как сказал великий физик Альберт Эйнштейн: «Все вещи представляют собой одну большую мысль. Что это за мысль? Эта мысль – Любовь!».

Человек является проводником энергии любви, подобно тому, как металл является проводником электрической энергии. Недостаток энергии любви приводит к душевным и физическим расстройствам. Многие проблемы во взаимоотношениях людей связаны с недостатком энергии любви. Были проведены научные исследования на эту тему во многих странах. И в результате были получены результаты показывающие, что дети, которые недополучили достаточное количество энергии любви по каким-то обстоятельствам, выросли с различными дефектами нервной системы.

Недостаток энергии Любви создает все проблемы в обществе. Воссоединение с энергией Любви необходимо во всех областях жизни: социальной, экономической, политической жизни. Конечно, прежде всего, это воссоединение должно произойти в области образования.

Как же воссоединиться нам с энергией Любви? Попытаемся ответить на этот вопрос через ряд вопросов-ответов:

1.Как можно передать энергию Любви другим людям, животным или растениям?

-Словом, взглядом, улыбкой, прикосновением, делом, пониманием. Но самое главное то, что каждый человек может передать энергию Любви мыслью!

2.Что является источником энергии Любви?

-Источником энергии Любви является наше Духовное Сердце, осознание своей высшей духовной природы.

3.Если каждый человек потенциально обладает могущественным источником Любви в своем Духовном Сердце, то почему в реальной жизни мы не видим этого, что мешает человеку проявить свой духовный потенциал?

-Все маленькие дети, приходя в этот мир, уже имеют в сердце любовь. Эта чистая любовь находится в нашем сердце с самого детства, но по мере того, как мы растем, развиваемся, у нас появляются разные негативные качества, такие как обида, ненависть, раздражение и т.д. Часто мы думаем только о себе, о своих интересах и становимся эгоистами. Мы не принимаем точку зрения других людей, мировоззрение становится очень узким, мы становимся упрямыми. Таким образом, именно эгоизм, осознание себя на уровне тело-ум, и все связанные с этим внутренние враги человека: зависть, жадность, вожделение, ненависть, гнев закрывают источник любви в сердце человека. Для того, чтобы сердце снова вернуть в первозданное состояние полное любви, важно что-то сделать, трансформировать себя. И здесь естественно возникает следующий вопрос.

4.Как это сделать? Что способствует цветению Любви в наших сердцах? Как выявить потенциальную возможность Любить?

-Необходимо применять на практике идею Любви. Это единственно правильная духовная практика. Делитесь любовью с все большим и большим количеством людей. Только таким образом, осознаётся опыт единства между людьми. Если каждый начнет делиться своей любовью с окружающими людьми, то мир постепенно станет одной большой семьей.

Поэтому любовь и служение – это два очень близких понятия. Для того чтобы развить в себе эти два качества, любовь и служение, нужно иметь тройственную чистоту: чистоту мысли, слова и дела.

Занимайтесь бескорыстным служением людям! Только когда мы заняты бескорыстным служением в сердце расцветает бескорыстная любовь.

Какими бы возможностями ни обладал человек, он всегда может служить. Говорить ласково, нежно с другими, говорить хорошие добрые слова – это тоже форма служения. Кто-то помогает, давая пищу тем, кому она нужна, или служение может выражаться в том, что человек будет доброжелательно настроен по отношению ксвоим близким и всегда будет внимательно выслушивать их, всегда у него найдется доброе слово для другого человека, это также является служением и выражением той любви, которая находится внутри.

Для того чтобы трансформировать себя полезно считать ошибки и недостатки других, какими бы серьезными они ни были, несущественными и незначительными. А свои собственные недостатки и промахи важно считать серьезными, какими бы несущественными и незначительными они ни были. Они должны вызывать чувство печали и раскаяния. Таким образом, можно избежать усугубления ошибок и изъянов и приобрести такие черты, как братское отношение к другим людям и терпимость.

5. Как узнать людей, чьи сердца полны чистой любовью?

- Люди, чьи сердца полны любви, наделены правдивостью и спокойствием ума. У них праведное поведение, праведная речь; их сердца тают от милосердия; они избегают греха; они с радостью откажутся от всего; они умеренны в еде; они делают другим добро; они лишены эгоизма; они не прельщаются лестью, им приятно слышать, когда хвалят других.

Такие люди обладают качеством сострадания и терпимости. Это терпимость к другому человеку, способность принять его таким, какой он есть, понять, что существуют другие точки зрения, другой способ, другой образ жизни и способность принять это. Все мы разные: то, что может быть хорошо для одного человека, может быть неприемлемым для другого. У каждого свой подход к жизни, и важно быть терпимыми к разным точкам зрения.

Следующее качество – это способность жертвенности, способность отдать то, что тебе дорого. Жертвенность – это не только, когда мы отдаем то, что нам не нравится, или то, что нам не нужно, или то, чего у нас очень много.

Поэтому человек, который воплощает в себе все эти качества, будет бесстрашен. Он никогда не будет ничего ждать от других, он всегда будет спонтанно выражать свою внутреннюю любовь. В нем не будет и тени эгоизма. При любых обстоятельствах такие люди радостны, улыбаются и полны энергии. Они всегда стремятся совершать деяния, способствующие благосостоянию всех существ, и, выполняя работу, не думают о вознаграждении. Мир может добиться процветания посредством таких дисциплинированных людей, чьи сердца чисты и которые представляют собой соль земли.

 

Покой – результат гармоничного развития личности

Обретение внутренней гармонии и покоя – это основное желание каждого отдельного человека, каждой семьи, каждой страны и всего человечества в целом.

Но слово «Покой» понимается по-разному. Многим кажется, что они обретут покой и удовлетворенность, когда исполняется какое-то мирское желание, владевшее ими. Но это – не Истинный Покой; это лишь короткий промежуток между одним беспокойством и другим. Поэтому человек не способен оставаться спокойным даже на миг.

Сейчас в мире начала распространяться болезнь, ведущая к ослаблению и уменьшению Покоя. Существует много людей, которые дают полезные советы о нравственности, образовании, долге и порядке; сами же не практикуют, то, что говорят. Часто люди умеют лишь говорить, а не делать. Слова, лишенные опыта – вот болезнь, поразившая сегодня мир. Современный мир страдает от безнравственных политиков, бездуховной науки и бездушной конкуренции; в таком кризисе крайне необходимы Покой и Любовь. Справедливость и Истина затуманены потребностями привычек, моды, условностей и традиций: индивидуум брошен в толпу. Его уединение полностью нарушено, он не может глубоко погрузиться в себя и осознать свою Истинную Духовную Природу.

Приведем интересный случай из современной жизни. Во время второй чеченской войны по телевидению было показано интервью с одним из священников, находившихся в зоне боевых действий. На вопрос журналиста: «Когда закончится эта война?» – священник ответил: «Она закончится, когда закончится война в сердце человека».

Сейчас часто можно услышать лозунг: «Мир во всем Мире», но как мало тех, кто мог бы сказать, как достичь его! Нет никого, кто мог бы правильно разъяснить, что именно подразумевается под словом «Мир» или «Покой». Ибо когда кто-то обретает истинный Покой и переживает его, он вообще не воспринимает мирскую суету и беспорядок. Такой человек ощущает Покой при любых внешних обстоятельствах. Как такой Покой передать от одного к другому? Покой можно пережить, но нельзя передать от одного к другому. Лучшее, что можно сделать – это указать другим путь, рассказать о сладости Покоя. Как можно утолить чужой голод, отправив пищу в свой рот? Только сам обедающий получает удовольствие от обеда. Покой тоже имеет такое свойство. Чтобы все могли обрести его, каждый должен заработать и испытать его сам. Любви и Силы Духа достаточно, чтобы обрести Покой.

Где же искать Покой, где он находится и как проявляется? Людям свойственно искать Покой во внешнем мире, в удовлетворении желаний и исполнении надежд.

Люди думают, что получают покой и радость от вещей этого мира, но этот покой и радость лишь крошечное отражение того безграничного Покоя и Радости, которая скрыта в них самих.

Покой и радость не есть неотъемлемая часть вещей этого мира, покой и радость -это наша истинная внутренняя природа.

Существует забавная притча о глупой женщине, искавшей иголку под фонарем, освещавшем улицу. Когда проходивший мимо сердобольный прохожий спросил её: «Что Вы делаете? Не могу ли я чем-то помочь Вам?», она ответила: «Я ищу иголку». «Где Вы потеряли её, уважаемая?» – решил уточнить прохожий. «Я потеряла иголку дома» – ответила женщина. «Так почему Вы ищите иголку на улице?» – спросил удивленный прохожий. «Дома нет света, а улицу освещает фонарь, вот я и ищу иголку на улице» – ответила женщина. Мы можем посмеяться над глупостью этой женщины, но все мы подобно ей проявляем такую же глупость в своей жизни.

- Где мы ищем покой?

- Во внешнем мире: в вещах, в признании, в людях, в поездках на отдых, в материальном благополучии и т.д.

- Но где мы потеряли этот покой? Ведь мы, безусловно, обладали им. Где-то в далеком безмятежном детстве… Где мы потеряли покой?

- Мы потеряли покой внутри себя. Беспокойство поселилась в наши мысли и чувства, оно внутри, а не вовне. Мы все подобно глупой женщине из притчи ищем покой вовне, хотя потеряли его внутри. Вся беда в том, что человек ищет покой везде, кроме того места, где он пребывает и где достижим, то есть в своем сердце. И пока мы не заглянем внутрь себя и не попытаемся понять, кто мы есть на самом деле и почему беспокойство овладело нами изнутри, мы будем метаться в гонке за исполнением желаний, в тщетной надежде обрести желанный покой.

Истинное, вечное местопребывание Покоя – это чистое человеческое сердце. Покой как характеристика высшего духовного начала в человеке осознается каждым из нас и проявляется в нашей повседневной мирской жизни как невозмутимость, удовлетворенность, внутренняя радость, непривязанность и т.д. Покой имеет природу блаженства. Он – свет, освещающий мир. Обладая им, обладаешь всем.

Покой – это безбрежный океан. Океан – основа для вечно вздымающихся волн, которые являются доказательством и результатом его силы. В океане волны появляются, вздымаются высоко над ним, падают в него вновь и растворяются в нем. Хотя сила океана проявляется, таким образом, в удачах и неудачах, подъемах и падениях, сам океан остается устойчивым и неизменным. Но современный мир больше озабочен временным и подвижным и считает волны очень важными. Все чувства, все импульсы человека вздымаются с невероятной силой, как морские волны, они рычат в ярости и вновь опускаются в воду; они не дают покоя. Самое мудрое – это забыть об этих волнах и направить свое внимание к глубине океана, где царит неизменная тишина. Только тогда вы можете достичь Покоя и счастливо плавать в его глубокой спокойной воде.

Почему глубоководные обитатели моря так счастливы? Причина в том, что они со всех сторон окружены водой – сверху, снизу и с боков. Вне воды они не могут прожить и секунды. Даже когда их принуждают ее покинуть, они неистово борются, чтобы вновь достичь ее, так как это бедствие несет им смерть. Точно так же человек, погруженный в Покой, во всем испытывает оживление и радость. Тот, кто испытал эти оживление и радость, тот никогда не покинет состояния Покоя. У Истинного Покоя нет падений и взлетов, он не зависит от несчастья или успехов человека и не может быть сегодня одним, а завтра – другим. Постоянное поддержание одного и того же ровного потока внутренней удовлетворенности, состояния тихой радости и счастья – вот Истинный Покой.

Просто отсутствие гнева не следует принимать за внутренний покой; нельзя смешивать ценность Покой с достижением желаемого объекта и получаемым от этого удовлетворением. Покой, заполнивший сердце, не должен по любому поводу колебаться; только такой вид покоя является Истинным Покоем.

Рассмотрев сущность Внутреннего Покоя, попытаемся ответить на следующие очень важные вопросы:

1.Если Покой – это наша истинная духовная природа, то почему мы не можем постоянно пребывать в Покое?

2.Что нужно сделать, чтобы обрести Покой и утвердиться в нем?

Прежде всего, заметим, что, не освободившись от множества все возрастающих желаний, ежедневно атакующих наш ум, внутренний Покой обрести невозможно. Негативные мысли и чувства, желания, отождествление себя с эго, невежество – эта плотная завеса скрывает от нас лучезарный Покой.

Люди часто говорят: «Я хочу покой». Давайте более подробно изучим эту обычную фразу. Что значит в этой фразе «Я»? Это, безусловно, низшее Я-эго, ибо только оно полно желаний. Что означает слово «Хочу»? Это наши желания, то есть то, что мы хотим. Если мы уберем из этой фразы слова «Я» и «Хочу», то останется слово «Покой». То есть если мы уберем свое эго и свои желания, то останется Покой, который всегда прибывал внутри нас. Покой никуда не уходил, не покидал нас, просто мы сами переключили свое внутреннее внимание с Покоя на наше эго и растущие желания.

Но как же научиться не желать? Обычный человек хочет семью, хорошую работу, детей, хочет иметь хорошее положение в обществе… Приведем интересную притчу, показывающую, что земные радости захватывают нас как кольца удава по нашему же желанию.

Все пять общечеловеческих ценностей связаны между собой. Когда человек осознаёт Истину, совершает Праведные поступки с Любовью, то в его душе расцветают благоуханные цветы Покоя. Человек, желающий достичь Покоя, должен неуклонно практиковать добродетельную жизнь, преодолевая все препятствия. Покой – это скалистая гора, способная устоять против постоянных потоков искушений зла.

Каждому человеку следует понимать важность воспитания хорошего характера и укреплять свою волю к совершенствованию. Если он будет идти по миру разумно и осмотрительно, он может продемонстрировать истину утверждения: «Истинная природа человека – Покой». Например, бесценное время нельзя тратить на пустые разговоры. Разговор должен быть приятным и уместным, в таком случае он всегда будет вежливым и простым, а внутренний покой при этом укрепится. В каждом маленьком поступке, деятельности или слове нужно различать и принимать лучшее – вот признак достойного человека.

Для того чтобы наслаждаться покоем и миром, человечество должно подчиняться идеалам Праведного поведения, и ориентироваться на них; это зависит от взаимной терпимости, основывается на индивидуальном поведении, которое должно стать добродетельным и направленным на благо всех. Такое поведение имеет свое неповторимое очарование. Избегайте в своем поведении, поступках, словах и мыслях даже малейших проявлений желания причинить боль другим, оскорбить их или навлечь на них потери или несчастье. Ищите лучшие средства изменить себя; и, практикуя такой тип жизни, воздерживайтесь от того, чтобы вредить себе, всегда ступайте по Пути Истины.

Покой должен проявляться на всех уровнях и во всех сферах нашей жизни – в мыслях, чувствах, словах, поступках, в исполнении долга. Вкусом Покоя можно наслаждаться через мысли, слова, жесты, действия. Только когда Покой переживается во всех этих четырех формах, то человек обретает совершенный характер.Это – воистину Путь Красоты, это поведение, которое воистину привлекательно.

Для самосовершенствования и воспитания совершенного характера очень важно наблюдать за:

·      Словами (придерживайтесь правды, не говорите много, не критикуйте других, говорите с любовью) – это приведет кИСТИНЕ.

·      Действиями (поступайте по совести, помогайте, не вредите, следуйте законам страны) – это приведет к ПРАВЕДНОМУ ПОВЕДЕНИЮ.

·      Мыслями (думайте о хорошем, избегайте обиды, гнева, зависти и т.д.) – это приведет к ПОКОЮ.

·      Характером (проявляйте свою истинную суть, доброту и счастье) – это приведет к ЛЮБВИ.

·      Сердцем (помните свою истинную духовную природу) – это приведет к НЕНАСИЛИЮ.

Для того чтобы достичь покоя необходимо успокоить ум. Но что такое ум? Какова природа ума? И как можно успокоить ум? Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим структуру человеческой личности.

 

УровеньВысшегосознанияилиДуховныйуровень,высшееЯ

Интуиция

совесть                                      Личностныйуровень

 

 

 

 

 

 

 

 

Подсознание

 

 

 

 

Пятьорганов

чувств

 

Рисунок2.Структурачеловеческойличности

 

 

Далее приведем краткое описание уровней структуры человеческой личности, начинаяс нижнего физического уровня.

Физический уровень,видимый уровень человеческого существования, связан с развитием и активностью физического тела.

Психоэмоциональный уровень – это чувства, эмоции, темперамент, возникающие в подсознании человека. Через пять органов чувств информация из внешнего мира попадает в подсознание (иногда сознательно, иногда минуя сознательный уровень), где приобретает психоэмоциональную окраску. Рождаясь в подсознании, чувства и эмоции осознаютсяна уровне сознательного ума.

Ментальный уровень (ум) человека – это его низший ум, то есть мысли, желания, эмоции, пристрастия, соответствующие индивидуальному существованию человека. Обыденное, бытийное мышление человека отнесем к этому уровню.

Уровень интеллекта человека – это разум,выражающий общечеловеческие, вечные ценности, а также дающий человеку способность различать добро и зло, истинное и ложное, вечное и временное.

Духовныйуровень – это уровень Сверхсознания, это вселенское “Я” мироздания, которое и есть единое, высшее Я человека. Тем самым на этом уровне всё многобразие мира сливается в Единое Духовное начало.

С точки зрения онтологии, духовный уровень, существовал до человеческого рождения, и потенциально присутствует в каждом человеке неизменно. Физический и психоэмоциональный уровни возникают с рождением человека и развиваются в течениежизни. Ментальный уровень возникает вместе с возникновением мышления и социальной деятельности человека. Уровень интеллекта выявляется и развивается в процессе жизни.

На каждом уровне действуют свои закономерности, уровни оказывают влияние друг на друга, но при этом высшие уровни располагают определёнными возможностями для управления низшими уровнями, вернее, включения их в решение задач, возникающих на высших уровнях.

Рассмотрим природу Разума (Уровень Интеллекта)

•  Высший разум (интеллект) есть непосредственная сила истинного «Я», проявляется в человеке как воля.

•  С помощью высшего разума человек может осознать свою истинную природу.

•  Функция высшего разума (интеллекта) – направлять и контролировать ум.

•  Разум (интеллект) наделен силой различения между хорошим и плохим, истинным и ложным, вечным и временным.

•  Различение – это составляющая внутренней мудрости.

На пути достижения Покоя очень важно выполнять три правила:

1.Развивать свой разум, т.е. способность отличать вечное от временного и выбирать то, что из них ценнее.

2.Прилагать искренние усилия, чтобы пережить на опыте то, что было избрано как ценное и истинное.

3.От этих усилий не следует отказываться никогда, несмотря ни на какие препятствия.

Что же дает человеку в жизни внутренний Покой? Прежде всего, Покой – необходимое условие спокойной и счастливой жизни в обществе и семье. Покой помогает воспитывать детей, строить гармоничные отношения с близкими людьми, друзьями, коллегами. Для успеха в любой работе и деятельности необходим покой. Покой помогает работе интеллекта, ибо только в атмосфере покоя мы можем различить истинное и ложное, сделать правильный выбор, разрешить конфликтную ситуацию. Покой способствует развитию интуиции, всех позитивных качеств и свойств человека. А когда мы встаем на духовный путь, Покой становится непременным условием духовного роста. Мы должны задать себе вопрос: «Наполнена ли умиротворенностью моя жизнь? Нахожусь ли я в Покое каждый момент моей жизни? В какие минуты жизни, в связи с какой деятельностью, в каких обстоятельствах, при общении с какими людьми я утрачиваю внутреннее равновесие и душевный покой?» Обращаясь внутрь себя, спокойно и беспристрастно размышляя над этими вопросами, мы можем найти ответ. Услышав и осознав его, мы получаем возможность сделать еще один шаг вперед по пути к самосовершенствованию.

Хочется отметить, что такое непреходящее значение Покоя в повседневной жизни человека связано с тем, что он ведет к гармонии, равновесию и внутреннего мира, и внешнего. Свет в лице, сияние глаз, приятный голос, сердечные чувства и неизменная доброта, ум без волнений, радостный и чистый взгляд на вещи – это признаки личности, в которой укоренился Покой.

 

Ненасилие как основа миропонимания

Ненасилие – сладкий плод практики четырех предыдущих ценностей: Истины, Любви, Праведного поведения и Покоя, это проявление уважения и любви ко всему живому, осознание единства всего сущего, это жизнь, не приносящая вреда ни мыслью, ни словом, ни делом.

Характерные особенности ненасилия

•  Осознание единства всего сущего.

•  Ненасилие - это универсальность любви, которая пронизывает весь живой и неживой мир.

•  Ненасилие включает в себя все добродетели, это пик высших духовных достижений человека на пути к своему совершенству, его индивидуальный духовный опыт.

•  По отношению к природе – это сохранение баланса в природе, соблюдение законов природы.

•  Ненасилие означает не только не причинение вреда, но и совершение действий для облегчения страданий других людей.

Ненасилие – Любовь, проявленная в миропонимании. Если мировоззрение человека основано на любви, тогда в нём проявляется ненасилие. Такой человек понимает, что он неотделим от всего мира, что всё связанно, всё едино, поэтому он никому не может причинить боль ни поступками, ни словами, ни мыслями, и это становится правилом жизни.

Можно рассмотреть три аспекта ненасилия:

1.индивидуальный (ненасилие по отношению к пяти органам чувств);

2.социальный (уважение и любовь ко всем людям, принятие всех культур и религий);

3.экологический(жизнь в гармонии с природой, забота об окружающей среде).

Рассмотрим каждый из этих аспектов.

Индивидуальный аспект Ненасилия.

Если спросить: «Что такое ненасилие?», то многие могут ответить – не причинять боль другому человеку. Да, это верно, но только ненасилие – это гораздо большее. Ненасилие – это не причинение вреда, прежде всего, самому себе, своиморганам чувств и действий. Ненасилие по отношению к себе – это ненасилие над органами чувств:

Говорить ложь, грубость – насилие над языком;

Слушать плохие речи – насилие над ушами;

Смотреть на плохое – насилие над глазами;

Вдыхать плохие запахи – насилие над носом;

Совершать плохие поступки – насилие над телом.

Негативные мысли – насилие над Вселенной.

Действительно, сплетни, клевета, ложь, пустая болтовня – это насилие над своим языком. Слушать сплетни, клевету, вульгарные песни и т.д. – это насилие над своими ушами. Смотреть на плохое (фильмы с элементами насилия, ужасы, разврат), выискивать недостатки в других, читать различные безнравственные тексты, не несущие гармонию и покой – это насилие над своими глазами. Вдыхать дым табака и другие зловония – это насилие над своим носом. Думать плохо о других, желать другим плохое – это насилие над своей истинной природой. Тонкая энергия мысли распространяется мгновенно в материальной Вселенной, поэтомунегативные мысли оказывают наиболее сильное разрушительное воздействие на всю Вселенную.

Отказ от насилия – первый шаг человека на пути самосовершенствования. Все органы чувств человека должны соприкасаться только с хорошим:

Думай о хорошем,

Смотри на хорошее,

Слушай хорошее

Говори хорошее,

Делай хорошее – вот путь к счастью

Необходимо принести в жертву эгоизм, слушатьголос совести, а желания, гнев, жадность, невежество, гордыню и ненависть– укротить нежным, исцеляющимприкосновениемненасилия.Если нет желания помочь, то хотя бы не вреди. Не причинять вреда – это уже помощь.

Социальный аспект ненасилия.

В данном аспекте важно понять единство всех культур и религий как исторического наследия человечества. Слово «религия» происходит от латинского слова religare, что означает воссоединение, возвращение к духовному источнику. Слово «культура» происходит от латинского «cultura», от глагола«colo»colere», что означает –культивировать, взращивать, улучшать качество, в результате чего повышается ценность предмета. Например, рис после длительной обработки (извлечение из колосков, дробление, очищение, шелушение и т.д) становится более ценным продуктом. Точно также и человек: истинная культура заключается в культивированиии и развитии изначально заложенных в каждом человеке вечных общечеловеческих ценностей: итины, любви, праведного поведения, покоя и ненасилия. В процессе этого развития повышается качество и ценность человеческого бытия. Таким образом, культура и религия имеют единую цель: совершенствование человека, выявление его духовного потенциала.

Культура и религия формируются в зависимости от исторического контекста своего возникновения, географических условий, социально-экономических особенностей, и т.д. Каждая религия характеризуется внешними ритуалами и обрядами, а так же своим внутренним содержанием. Культура также бывает внешняя (правила поведения в обществе, этикет и т.д.) и внутренняя (духовно-нравственные ценности).

Общее для всех культур и религий

— Любовь кДуховному началу и к людям.

— Вечные общечеловеческие ценности.

— Ни одна культура и религия не учит ненависти, злу и неправедности.

— Посланники всех религий были святыми людьми человечеству. Великие представители всех культур жили, творили и учили в соответствии с вечными общечеловеческими ценностями.

Причины национальных и религиозных конфликтов

—      Превращение религии в институт политической или экономической власти. Все межнациональные конфликты имеют экономическую и политическую причину.

—      Живое понимание истины заменяется догмой.

—      На первое место выходят внешние правила, обряды и ритуалы, цель и смысл которых потерян или искажен.

Только то, что питает идею Единства всех вер, наций, человечества как единой семьи будет способствовать самопознанию. Единое Духовное начало равно проявляется во всех религиях и национальных культурах,как вечные общечеловеческие ценности, поэтому содержание программы нравственно-духовного образования«Самопознание» основано на вечных общечеловеческих ценностях. Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» имеет светский характер и рассматривает религиозное наследие человечества только с культурно-исторической точки зрения.

Человечество может обрести счастье только через осознание единства в многообразии.Если мысли и чувства следуют путями обособления и разделения, счастье недосягаемо, и покой не может быть пережит. Без покоя у человека нет шансов обрести радость.

Экологический аспект ненасилия.

Человечество обладает такими естественными ресурсами как, например, воздух, вода, газ, нефть, земля и т.п. Мы зависим от воздуха и воды. Но сейчас загрязнение воздуха и воды достигло крайних пределов. Кто это сделал? Это сделал человек, человечество. Но эту ситуацию можно изменить, если человек будет внутренне очищать себя и наполняться энергией любви, проявлять ненасилие по отношению к природе, ресурсам и всем живым существам, населяющим нашу прекрасную планету.

Очень важно очищать не только воздух, воду и землю, но и пространство, эфир. Сегодня всё наше пространство загрязнено негативными мыслеформами человека. Каждый звук, который произносит человек, каждая вибрация записываются и сохраняются в эфире навсегда. И благодаря тому, что эфир загрязнен негативными вибрациями, мы получаем негативное влияние, обратную реакцию от него. Поэтому очень важно наши мысли были позитивными и несли энергию любви.

Природа дает очень много примеров Ненасилия. Например, дерево даетсладкие плоды и прохладную тень всем, кто пожелает. И в конце своего существования, когда дерево срубают, оно дает дрова, от которых человек получает тепло. Дерево служит бескорыстно, самойсутью его является служение.

Дождь падает на всех. Корова дает молоко людям, хотя сама его не пьет. Река дает воду, несмотря на всю ту грязь, которую человек сливает в нее.

В прежние времена был популярен лозунг: «Человек – царь природы». Он понимался как возможность «переделывать» природу, чтобы она служила человеку, то есть ломать, крушить, обращать реки вспять и т.п. Но сегодня человечество приходит к новому пониманию роли человека в иерархии природы. Роль человека, как высшего существа на планете состоит в сохранении и защите природы и всех живых существ.

Соблюдение Ненасилия - высшая форма космического закона. Никакая другая духовная практика не приведет к непрерывному созерцанию единства всех живых существ. Вы чувствуете чужую боль как свою; вы разделяете успехи других как свои собственные.

Причины проявления насилия в современном мире

Психологи во всем мире сейчас задают такой вопрос: каковы причины крайнего проявления насилия в современном мире? Они выявляют несколько причин:

•  Недостаток энергии Любви во всех сферах жизни.

•  Недостаток духовно-нравственных знаний.

•  Насилие как реакция на изменение.

•  Насилие как желание переделать мир под свои умственные представления о мире.

•  Отсутствие примера, идеала для подражания. Дети не видят мирных и гармоничных решений конфликтов.

•  Заполнение умов людей информацией о насилии, убийстве через средства массовой информации и компьютерные игры.

Практика ненасилия.

· Стараться не причинять никому вреда.

· Понять, что все существа обладают чувствами и правом на жизнь.

· Развивать чувство единства и всеобщего братства, понимать взаимосвязь всего сущего.

· Заботиться об окружающей среде.

· Не тратить попусту все виды энергий: пища, деньги, электричество и др. Установить потолок для желаний.

· Учиться прощать.

· Самоконтроль над проявлением агрессивных эмоций.

· Воздерживаться от непочтительной речи.

· Воздерживаться от пагубной информации.

· Избегать плохой компании.

Если мы хотим серьезно практиковать Ненасилие в своей жизни, нам нужно отстраниться от нежелательных компаний, нежелательного окружения.

Человек принимает те вибрации, которые его окружают, и пока мы не достигли определенного уровня духовности и не победили своих внутренних врагов, до тех пор мы будем подвергаться воздействию негативных мыслей, слов, эмоций, которые произносятся вокруг нас. Также необходимо устраняться от нежелательных разговоров. Нам нужно всегда задумываться, то, что я сейчас скажу, это хорошо? Это необходимо? Поможет ли это кому-то, помогут ли мои слова или причинят кому-то боль? Русская пословица говорит: «Слово – серебро. А молчание – золото». Очень важно разговаривать всегда мягко и с любовью с другими людьми. Важно научиться замечать боль в других людях и облегчать боль другим. Конечная цель идеала Ненасилия – создание гармонии внутри нас, между нами и другими людьми, с окружающим миром и природой.

Также необходимо всегда находить мирное решение любых конфликтов, быть открытым к диалогу, проявлять качество терпимости в отношении расовых, национальных, религиозных, политических разногласий, развивать смирение, основанное на любви и мудрости.