Урок 4. Условия включения детей с особыми образовательными потребностями в общее образовательное пространство

 

 

Сегодня наш урок посвящен теме «Условия включения детей с особыми образовательными потребностями в общее образовательное пространство»

  

 

Условия включения детей с ООП в общее образовательное пространство создаются  согласно следующим критериям :

  1. Гибкая адаптивная модель организации учебно-воспитательного процесса.
  2. Создание особых условий для детей с ООП.
  3. Поддержка сверстников как важный фактор реализации потенциала ученика.
  4. Позитивное отношение всех участников образовательного процесса к обучению учеников с ООП.

 

Критерий 1. Гибкая адаптивная модель организации учебно-воспитательного процесса определяется:

 Гибкостью учебного плана и учебных программ;

 Изменением способов оценивания результатов обучения (учебных достижений ученика);

 Использованием вариативных, специальных и  альтернативных методов обучения;

 Выбором формы обучения.

 

1) Согласно закону РК “Об образовании” Гибкость, а значит возможность изменения учебных планов, школьной учебной программы зависит  от нужд детей с особыми потребностями    

а) Ребенок с ООП может обучаться  по общеобразовательной программе без изменений и дополнений.

б) Может быть осуществлена адаптация учебной программы по определенным предметам. При этом дети получают  цензовый уровень образования с указанием в аттестате, что по конкретному предмету, например языку и  литературе – обучение было по адаптированной программе.

в) Возможно изменение всей программы, то есть по всем предметам на весь период обучения.

В этом случае ребенок учится по специальной индивидуальной программе, НЕ ориентированной на получение цензового образования. На выходе дети получают аттестат другой серии (ВТ).

 

 ВАЖНО учитывать, что 

Оценка всех особых образовательных потребностей учащихся осуществляется, как школой (учителем и службой психолого-педагогического сопровождения), так и ПМПК. Однако решение об обучении ребенка по индивидуальной специальной программе (неориентированной на освоение ГОСО) принимает только ПМПК на основании комплексного обследования.

На основании результатов оценки особых образовательных потребностей ПМПК определяет объем помощи и услуг детям в организациях образования.

Поскольку содержание школьной программы адаптировано под нужды детей с особыми потребностями и они реализуют индивидуальные образовательные планы и  программы  (ИОП), оценки выставляются с учетом личного прогресса учеников по образовательной траектории (индивидуальной и/или адаптированной  программе). При этом изменяются контрольные материалы.

 

Примерами изменения контрольных материалов могут быть:

 адаптация формулировки инструкции: разбиение ее на несколько частей;

 уменьшение количества контрольных заданий;

 индивидуальные контрольные задания (в соответствии с индивидуальными учебными целями);

 использование иллюстративных и других опорных материалов (алгоритмов, таблиц, схем, образцов, справочных материалов), облегчающих выполнение контрольного задания;

 предоставление дополнительного времени;

 возможность выполнять задания устно/письменно.

 

3) При использовании вариативных, специальных, альтернативных педагогических подходов и методов обучения обозначаются темы программ, нуждающиеся в адаптации методов, форм и времени изучения

 

Варианты адаптации учебных заданий и способов их предъявления ученикам:  

  

При этом:

 Уменьшается количество заданий на отрезок времени.

 Упрощаются учебные задания.

 Сокращается текст для чтения или для письма.

 Предлагаются индивидуальные задания, отличные от заданий, которые выполняют другие ученики.

 Предоставляются короткие и поэтапные инструкции для выполнения заданий.

 Больше времени (упражнений) предоставляется для повторения, закрепления изученного.

 Устные объяснения иллюстрируются жестами, рисунками, картинками, предметами.

 Чаще  меняются виды деятельности ученика на уроке.

 Уменьшается количество информации, которую надо выучить наизусть.

 Ученику разрешатся проговаривать вслух в процессе письма.

 Ученику предлагается предметно-практическая деятельность, раскрывающая суть нового понятия, изучаемого на уроке.

 Для облегчения восприятия предлагается использовать алгоритмические предписания, образцы выполнения работы, таблицы, справочные материалы.

 

4) Выбор формы обучения также один из важных показателей гибкости организации учебного процесса

В общеобразовательной школе дети с ООП могут обучаться

 В обычном классе (не более 2-х учеников, при этом количество обучающихся должно быть уменьшено на 3 - на каждого обучающегося с ООП)

 В специальном классе (при наличии достаточно количества детей)

 По потребности предусмотрены  индивидуальные, групповые занятия

 

 

Критерий 2. Создание особых условий для детей с особыми образовательными потребностями

Этот критерий Включает показатели:

 Создание безбарьерной среды и адаптация места обучения.

 Подбор учебников, учебных пособий.

 Удовлетворение потребности в компенсаторных и технических средствах.

 Специальная психолого- педагогическая помощь (психолога, логопеда, специального педагога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога).

 Помощь педагога-ассистента.   

1) Создание безбарьерной среды и адаптация пространства обучения для детей  

 Для детей с ограниченной мобильностью: включает подвоз к школе, пандусы, перила, подъемники, лифт, специально оборудованное учебное место (стол, стул), места общего пользования (туалет, столовая и пр.);

 Для незрячих детей: тактильные дорожки, тактильные указатели, перила и т.д.

 

2) Имеются категории обучающихся, которые нуждаются  в специально разработанных/изданных учебниках.

Например,

 незрячие дети – так как  обучаются  по системе Брайля

 слабовидящие -  обучаются по укрупненному шрифту

 дети с нарушениями интеллекта –  обучаются по облегченным программам,  не ориентированным на Государственный стандарт образования.

 выборочно дети с нарушениями слуха  (такие предметы как «Обучение грамоте», «Развитие речи»).

 

 

3) Потребность в компенсаторных и учебных средствах

Определяется для лиц  с ограниченной мобильностью, нарушениями слуха, зрения, речи. Они  используют индивидуальные технические и компенсаторные средства, полученные в установленном порядке в соответствии с Перечнем компенсаторных, технических и вспомогательных средств, утвержденных Министерством труда и социальной защиты населения РК.

 

4) Специальная педагогическая и психологическая помощь в зависимости от потребности может  включать помощь логопеда,  специального и социального педагога, психолога и др. На специальных развивающих занятиях специалист оказывает свои услуги не с целью полного преодоления нарушений познавательной деятельности, а с целью успешного включения ученика в процесс обучения в рамках  образовательный программы.

 

 Очень много вопросов и обсуждений вызывает помощь педагога-ассистента. Нужен ли педагог-ассистент?  Все ли дети нуждаются в его помощи? На постоянной или временной основе?

 

Согласно существующим  нормативным документам

1) Педагог-ассистент с функцией ассистирования оказывает помощь учащимся с поведенческими, эмоциональными и коммуникативными особенностями, вследствие которых школьники не в состоянии самостоятельно участвовать в учебном процессе.

2) Предоставление услуг педагога-ассистента обучающимся с нарушениями психофизического развития и поведения осуществляется только  на основании рекомендаций  ПМПК.

 

Важно постепенное снижение участия ассистента в индивидуальном сопровождении:

  

  

 кроме тяжелых сложных случаев ассистирование – это временная мера, пока ребенок не адаптируется к школьной среде.

 

Критерий 3. Поддержка сверстников как важный фактор реализации потенциала ученика с ООП

 Показатели:

 Другие ученики оказывают ученику с особыми образовательными потребностями  различную  поддержку

 Другие ученики считают ребенка с особыми потребностями частью своего класса без участия посредников  ( учителей)

 Ученик с особыми потребностями активно участвует в жизни класса, школы

 Ученик участвует во внеклассных  мероприятиях

 

Критерий 4. Позитивное отношение всех участников образовательного процесса к обучению учеников с ООП

 Из местного бюджета выделяются  средства на поддержку программ развития образования на основе принципа инклюзивности  - возможно, при подушевом финансировании

 Весь состав школы положительно относится к включению детей с ООП  в образовательный процесс и школа информирует местное сообщество о  программах развития инклюзивности образовательной системы

 Школа стремится к тому, чтобы любой ребенок мог в ней учиться.

 Школа стремится к тому, чтобы устранить все формы дискриминации.

 

 ВЫВОДЫ

Следует учитывать - далеко не всем детям нужен полный объем  помощи и все условия для включения в образовательное пространство. Объем  помощи зависит от оценки образовательных потребностей и  может быть минимальным – (например, помощь учителя на уроке, посадить ребенка за первую парту), значительным кратковременным (дополнительные занятия, адаптация места обучения , адаптация учебной программы) – или большим и постоянным (например,  помощь специалистов, специальные программы обучения,  специально разработанные учебники) и т.д.

  

Подводя итог вышесказанному хочется отметить, что

Проблема инклюзивного образования сложна, дискуссионна, но главное – она является действительно социальной, так как в ходе ее  решения затрагиваются  интересы колоссального числа людей.

Инклюзивное образование на практике реализуется адаптивной  моделью организации учебно-воспитательного процесса с созданием специальных образовательных  условий.

 

 

    

Предыдущий материал Следующий материал
Соңғы өзгеріс: Wednesday, 3 November 2021, 1:12 AM