Урок 2. Интеграционные процессы как предпосылки развития инклюзии. Нормативно-правовая база инклюзивного образования в Республике Казахстан
|
В этом уроке мы с вами рассмотрим интеграционные процессы как предпосылки развития инклюзии. А также изучим нормативно-правовую базу инклюзивного образования в республике Казахстан. |
В историческом контексте система образования лиц с особыми образовательными потребностями в своем развитии условно проходит несколько этапов:
Начальный этап - обретение детьми с теми или иными проблемами в развитии права на обучение.
Это отдельные случаи обучения лиц с проблемами в психофизическом развитии, отдельные школы, ремесленные мастерские, обучение за счет благотворительных фондов. В основном, эти примеры носили не системный, а эпизодический характер.
Второй этап - обретение детьми с ОВ права на специальное обучение. Здесь уже гарантом получения образования становится государство. Обязательное начальное и среднее образование гарантирует государство.
![]() |
В то же время происходит, так называемая «Social isolation», когда на протяжении ХIX-ХХ века проводилось изолированное обучение в специальных организациях образования. Одновременно, с Social isolation происходит зарождение и становление идей интеграции. Формируется новый вектор движения «от сегрегации к интеграции», «от равных прав к равным возможностям». Причем, идея интеграции не сразу возникла применительно к лицам с особыми образовательными потребностями. Изначально это означало интеграцию так называемых «низших» сословий в общественную жизнь, широкий доступ к образованию. |
Вместе с этим, широко поднимались вопросы интеграции женщин в образовательное пространство, т.е. этапы от домашнего обучения к возможности получать среднее и высшее образование. Кстати, широкий доступ женщин к образованию до сих пор актуален для ряда стран, например, исламских.
Соответственно, у каждой страны в зависимости от их социального, экономического или культурного опыта идеи образовательной интеграции приобретают специфические черты.
В США первоначально говорилось много об интеграции афроамериканцев, которые были сегрегированы по расовому признаку.
На Западе идеи образовательной интеграции возникали в контексте противодействия дискриминации по половым, национальным, политическим признакам.
В Индии, например интеграция по кастовому признаку, так как до недавнего времени принадлежность к определенной касте автоматически закрывала доступ к образованию.
В Казахстане понятие «интеграция в образовании» возникло сразу применительно к детям с ограниченными возможностями и началась, примерно, c начала 2000-х годов. В это же время появилась первая экспериментальная деятельность в сфере совместного обучения.
Знакомство с зарубежными вариантами интеграции сразу позволило увидеть ряд внешне привлекательных черт такого подхода к обучению детей с психофизическими нарушениями. В первую очередь интеграция привлекла родителей детей с особыми образовательными потребностями. Родители инициировали первые эксперименты по обучению детей в массовых детских садах и школах. Если на Западе обсуждение проблем специального образования и интеграции велось в рамках принятых там законодательных положений, то в Казахстане такое обсуждение некоторое время не имело законодательной базы.
И нынешний этап – провозглашение принципа инклюзии в образовании.
Инклюзия (введенная в 1994 году Саламанкской декларацией) с 1990-х годов и по сегодняшний день признана наиболее гуманной и эффективной образовательной практикой.
Казахстан проводит достаточно последовательную политику по обеспечению прав лиц с ООП на качественное обучение.
Давайте рассмотрим развитие правовых основ инклюзивного образования в Республике Казахстан.
Это ряд международных актов:
Конвенция ООН «О борьбе с дискриминацией в области образования». Основная идея данного документа: право на общедоступность образования и на равные условия в отношении качества обучения. Конвенция ратифицирована Правительством Республики Казахстан в январе 2016 года.
Саламанкская декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». Основная идея: лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать детям условия на основе педагогических методов.
Конвенция ООН «О правах инвалидов» (2006). Идея: Обеспечение инклюзивного образования на всех ступенях образования и обучение на протяжении всей жизни. Ратифицирована Правительством РК в феврале 2015 года.
Обратимся к Законодательной базе Республики Казахстан:
|
Законодательством Республики Казахстан |
Конституция Республики Казахстан | |
| Закон Республики Казахстан «О правах ребенка» |
||
| Закон Республики Казахстан «Об образовании» | ||
| о. | Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ОВ» |
|
| Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» | ||
| Закон РК от 26 июня 2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам инклюзивного образования» |
1. Конституция нашей страны и Закон РК «О правах ребенка», где всем гражданам гарантируется бесплатное среднее образование.
2. Закон «Об образовании».
В 2010 году в Закон «Об Образовании» РК были внесены изменения, согласно которым родители получили право выбора организации образования. Термин «дети с ограниченными возможностями» заменен на «дети с особыми образовательными потребностями» и определилось новое понятие «инклюзивное образование».
Если ранее оно трактовалось как совместное обучение детей с ограниченными возможностями в обычных школах, то согласно изменениям
Важен совсем недавно принятый Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам инклюзивного образования», согласно которому в уже существующие Законы были внесены необходимые изменения и дополнения. Прежде всего это определение - дети с особыми образовательными потребностями.
Здесь, уже повторюсь, убран акцент, что особые потребности вызваны состоянием здоровья. То есть это НЕ только дети, имеющие ограниченные возможности развития, вследствие психофизических нарушений, но и дети, у которых трудности обучения вызваны неблагоприятными социальными, экономическими, психологическими, культурными, лингвистическими факторами.
Введены понятия: специальные условия, с предусмотренной ответственностью местных исполнительных органов (МИО) за несоздание специальных условий; психолого-педагогическое сопровождение детей с ООП; оценка особых образовательных потребностей.
ВАЖНО учитывать, что
Объем помощи детям с особыми образовательными потребностями может быть различен в зависимости от определения оценки образовательных потребностей.
Например, для ученика, недавно переехавшего в нашу страну, достаточно дополнительных языковых курсов; для ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию – нужна помощь социального педагога и психолога.
А для ребенка, имеющего глубокие нарушениями зрения, нужна специально организованная пространственная среда; учебники, изданные шрифтом Брайля; специальное учебное оборудование; помощь тифлопедагога и т д.
Выводы:
Таким образом, в Казахстане развитие инклюзии - это необходимость. Инклюзия позволит не упускать из виду любого ребенка, чем бы его трудности в обучении не были вызваны.
Когда мы обращаемся к международному опыту в области инклюзивного образования, как впрочем, и в любой другой области, мы не имеем в виду простое копирование моделей, которые успешно сработали в той или иной стране. Логика и подходы к внедрению инклюзивного образования в разных странах очень разные.
В нашей стране включение детей с особыми потребностями в общеобразовательные организации предусматривает специальную педагогическую помощь и психологическую поддержку для контроля развития ребенка, успешности его обучения, оказания помощи в решении проблем адаптации в среде. Следовательно, образовательное пространство страны нуждается в хорошо организованной и налаженной инфраструктуре специальной психолого-педагогической поддержки детям с особыми образовательными потребностями.
| Предыдущий материал | Следующий материал |

