Урок 1. Путь универсального дизайна из архитектуры в образование
|
В этом уроке мы познакомимся с универсальным дизайном для обучения. |
Начнем с рассмотрения концепции универсального дизайна.
В последние десятилетия в научной литературе стали широко использоваться следующие термины: ориентированный на пользователя дизайн; дизайн для всех; инклюзивный дизайн; универсальный̆ дизайн; универсальный̆ дизайн для обучения.
В Стокгольмской декларации 2004 (Принята 9 мая 2004 года на ежегодном общем собрании Европейского института дизайна и инвалидности в Стокгольме) отмечается, что «дизайн для всех» используется для описания философии дизайна, нацеленной на использование продуктов, услуг и систем как можно большим количеством людей без необходимости адаптации.
Дизайн для всех – это дизайн для человеческого разнообразия, социальной интеграции и равенства.
В 90-х годах в Университете штата Северная Каролина (North Carolina State University; USA) создается концепция универсального дизайна. Его цель – упростить жизнь для всех, сделав продукты, коммуникации и созданную среду более удобными для использования как можно большим количеством людей при минимальных или дополнительных затратах.
Некоторые из вас, наверное, знают, что автором термина «универсальный дизайн» является американский архитектор Роналд Лоуренс Мейс (Ronald Lawrence Mace).

Роналд Мейс, в детстве перенес полиомиелит и пользовался инвалидной коляской, имел личный опыт работы с недостатками традиционного дизайна. Он стал пионером в создании эстетически привлекательного и удобного дизайна для удовлетворения потребностей людей, независимо от их возраста или способностей.
Роналд Мейс основал Центр универсального дизайна, и разработал его основные принципы.
Мейс использовал термин «универсальный дизайн» для описания концепции проектирования продуктов и преобразованной человеком среды, чтобы сделать их эстетичными и пригодными к использованию всеми, независимо от возраста, способностей или социального статуса.
Он создал концепцию дизайн продуктов и сред, которые могут быть использованы всеми людьми в максимально возможной степени без необходимости адаптации или специального дизайна.
Вы задумывались над вопросом, кому нужны пандусы около дома? Обычно первая мысль — пандусы нужны людям с инвалидностью, которые не могут самостоятельно подняться по лестнице.
Однако от наличия пандуса также выиграет путешественник с чемоданом на колесиках, велосипедист, скейтер и родитель с коляской. Таким образом, дизайн пандуса универсально полезен для широкого круга людей.
Ручки на дверях спроектированы таким образом, чтобы помочь людям, у которых есть проблемы с захватом предметов, но также они полезны для людей, которые могут открыть двери с помощью локтей, если в руках этих людей находится много предметов.
Крупный шрифт полезен как для людей с нарушениями зрения, так и для детей, которые учатся читать.
«Универсальные вывески» (знаки без слов) помогают людям, которые говорят на другом языке, и тем, кто не умеет читать.
В начале 2000-х принципы универсального дизайна были перенесены в образовательную практику и переименованы в универсальный дизайн для обучения (Universal design for learning). Эта практика стала частью инклюзивного движения, которое сосредоточилось на изменении систем образования.
Дэвид Роуз и Энн Мейер (2005) описали универсальный дизайн в образовании как путь:
к повышению интереса и мотивации к обучению,
к использованию множественных средств представления информации,
к использованию множественных средств ответа/выражения знаний и навыков учащимися.
Универсальный дизайн в образовании ориентирован на весь класс и представляет из себя нахождение приемлемого для каждого ученика стиля обучения, уважение его личностных, гендерных особенностей, культурного, религиозного происхождения, особенностей развития и языковых способностей.
Универсальный дизайн для обучения подразумевает гибкую предметно-развивающую среду и наличие заданий, включающих альтернативные виды задач для всех детей.
Универсальность дизайна достигается через создание для учеников различных альтернатив внутри гибких учебных модулей. Эти альтернативы изначально «встроены» в учебный материал и методику его преподавания, а не добавляются к ним позже.
Как и интегрированные в структуру архитектурные решения, универсальный дизайн в преподавании также более эффективен и экономичен (Макарьев И.С., Красновская Г.Н., 2019).
Давайте посмотрим на эту иллюстрацию. Перед нами представлена концепция универсального дизайна в образовании. Художник подчеркивает, что расчистка пути для людей с особыми образовательными потребностями очищает путь каждому. Картина полностью отражает суть универсального дизайна:

Давайте обобщим первый урок. Таким образом:
Основная цель универсального дизайна в образовании заключается в создании доступа для учащихся в обычных классах.
Универсальный дизайн для обучения фокусируется на гибких подходах к преподаванию и обучению, не изменяя уровень вызова для учащихся.
Философия универсального дизайна в образовании исходит из процесса создания доступных архитектурных сооружений.
| Предыдущий материал | Следующий материал |
