Урок 1. Взаимодействие педагогов и специалистов в инклюзивной школе

 

В этом модуле вы узнаете о Поддержке детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.

Сегодня мы поговорим о взаимодействии педагогов и специалистов в инклюзивной школе.

А также рассмотрим преимущества, стратегии и основные принципы взаимодействия педагогов и специалистов.

  

 

 

Эти модели мы будем рассматривать в следующем уроке.

Зарубежные ученые считают, что взаимодействие педагогов и специалистов является важным компонентом инклюзии.

Если учителя больше специализируются в академической сфере, то педагоги специального образования больше обладают знаниями и навыками в области специфических процессов работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

 

 

Взаимодействие можно определить, как постоянный процесс в образовательной деятельности, в ходе которого группа педагогов и специалистов с различными навыками объединяют свои ресурсы, совместно решают проблемы и принимают решение.

 

 Возникает вопрос: где и в каких направлениях работы в инклюзивном обучении необходимо взаимодействие?   

 

Взаимодействие педагогов и специалистов в инклюзивной среде в основном должно быть направлено на:

 создание психологически комфортной инклюзивной среды и инклюзивной культуры в школе;

 разработку личностно-ориентированных учебных планов и программ, направленных на успешную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями;

 диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ООП;

 разработку, создание и адаптацию методических рекомендаций, учебных пособий, а также дидактических материалов, необходимых для поддержки детей в инклюзивной школе;

 разработку критериев оценки знаний и навыков детей с особыми образовательными потребностями;

 успешную реализацию личностно-ориентированного подхода в условиях инклюзивного обучения;

 оказание поддержки и консультативной помощи родителям детей.   

 

Давайте рассмотрим преимущества взаимодействия педагогов и специалистов:

 Во-первых, сотрудничество между педагогами и специалистами способствует успешному внедрению инновационных методов обучения, ориентированных на потребности учащихся.

 Во-вторых, осуществляется совместное профессиональное обучение путем взаимного информирования, консультирования и обучения, а также постоянного обмена опытом.

 В-третьих, педагоги и специалисты демонстрируют большее удовлетворение от командной работы, где они совместно обсуждают и решают проблемы, принимают решение и вырабатывают общий план действий.

 В-четвертых, есть возможность делиться знаниями и ресурсами, иметь дополнительные и альтернативные точки зрения, которые необходимы для организации учебного процесса.

 В-пятых, взаимодействие педагогов и специалистов дает возможность использовать такие формы обучения, как совместное обучение и командное обучение, что придает процессу обучения положительный синергетический эффект.   

 

Однако исследования показывают, что существуют и различные препятствия на пути к эффективному сотрудничеству.

Выявлены ряд структурных и процедурных проблем, включая неоднозначность ролей, ограниченное время взаимного планирования, слабая административная поддержка со стороны руководителей и ограниченные возможности профессионального развития. Но, как это ни парадоксально, они же и являются основой успеха сотрудничества.

В совокупности эти препятствия усиливают возможности наращивания потенциала, где совместное понимание философии, навыков и практики в отношении инклюзии становится важной преамбулой к успешной совместной практике.

 

 Наверное, Вы спросите: а какие стратегии можно использовать для успешного построения взаимодействия педагогов и специалистов?

 

Для эффективного взаимодействия, а также для привлечения широкого круга педагогов и специалистов, представителей администрации школы и родителей детей можно использовать такие стратегии, как:

 проведение интерактивных семинаров, круглых столов и других мероприятий с целью обсуждения вопросов инклюзии на более глубоком уровне;

 построение инклюзивной культуры, то есть построение такого школьного сообщества, которое ориентировано на позитивные межличностные отношения, формирование толерантности, использование конструктивных способов решения проблемных ситуаций.

 определение специального времени для проведения ежемесячного собрания/совещания для обсуждения достигнутых результатов, проблем и корректировки плана дальнейших действий;

 внедрение системы менторинга, что является проводником таких ценностей как профессиональное развитие и развитие творческого потенциала как у ментора, так и у менти.

 развитие стратегии лидерства, где каждый может демонстрировать достижение своих результатов на собственном примере и делиться лучшим опытом, поскольку «все учителя обладают уникальным опытом, навыками и способностями руководить, и им следует только доверять».   

 

Стратегии взаимодействия
Проведение мероприятий для обсуждения вопросов инклюзии
Построение инклюзивной культуры, формирование толерантности Проведение встреч для обсуждения достигнутых результатов и корректировки плана действий
Внедрение системы мониторинга Развитие стратегии лидерства


   

Чтобы взаимодействие педагогов и специалистов было действительно эффективным, оно должно быть подчинено следующим важным принципам:

1. Определение и согласованность общей цели, задачи и направления взаимодействия. Это означает, что все должны иметь четкое понимание не только своей задачи и ее конечной цели, но и задачи других педагогов и специалистов. Кроме того, должен быть четко определен круг ответственность каждого человека.

2. Наличие правил и процедур взаимодействия, построенных на доверии, уважении, поддержке друг друга. Такие правила помогают построить грамотную коммуникацию и мотивируют к сотрудничеству.

3. Обеспечение постоянного профессионального развития через обучение в тренингах, семинарах, а также участие на конференциях, где можно не только получить новые знания, но и поделиться своим опытом;

4. Проведение рефлексии, построение конструктивного диалога, которые побуждают и стимулируют педагогов делиться идеями, верить в силу общения, анализировать ожидания и реальности, а также открывают двери для новых возможностей.

5. Достойное реагирование на критические вопросы, ведение дебатов и умение налаживать положительную обратную связь, что является важной составляющей эффективного взаимодействия.   

   

  

 Таким образом мы приходим к мысли, что совместные действия должны быть неотъемлемой частью деятельности педагогов и специалистов, поскольку именно их взаимодействие является мощным инструментом для внедрения эффективной инклюзивной практики.  

    

Предыдущий материал Следующий материал
Соңғы өзгеріс: Thursday, 18 November 2021, 3:32 PM