Урок 1. Взаимодействие педагогов и специалистов в инклюзивной школе
|
В этом модуле вы узнаете о Поддержке детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. Сегодня мы поговорим о взаимодействии педагогов и специалистов в инклюзивной школе. А также рассмотрим преимущества, стратегии и основные принципы взаимодействия педагогов и специалистов. |
Эти модели мы будем рассматривать в следующем уроке.
Зарубежные ученые считают, что взаимодействие педагогов и специалистов является важным компонентом инклюзии.
Если учителя больше специализируются в академической сфере, то педагоги специального образования больше обладают знаниями и навыками в области специфических процессов работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Взаимодействие можно определить, как постоянный процесс в образовательной деятельности, в ходе которого группа педагогов и специалистов с различными навыками объединяют свои ресурсы, совместно решают проблемы и принимают решение.
Возникает вопрос: где и в каких направлениях работы в инклюзивном обучении необходимо взаимодействие?
Взаимодействие педагогов и специалистов в инклюзивной среде в основном должно быть направлено на:
создание психологически комфортной инклюзивной среды и инклюзивной культуры в школе;
разработку личностно-ориентированных учебных планов и программ, направленных на успешную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями;
диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ООП;
разработку, создание и адаптацию методических рекомендаций, учебных пособий, а также дидактических материалов, необходимых для поддержки детей в инклюзивной школе;
разработку критериев оценки знаний и навыков детей с особыми образовательными потребностями;
успешную реализацию личностно-ориентированного подхода в условиях инклюзивного обучения;
оказание поддержки и консультативной помощи родителям детей.
Давайте рассмотрим преимущества взаимодействия педагогов и специалистов:
Во-первых, сотрудничество между педагогами и специалистами способствует успешному внедрению инновационных методов обучения, ориентированных на потребности учащихся.
Во-вторых, осуществляется совместное профессиональное обучение путем взаимного информирования, консультирования и обучения, а также постоянного обмена опытом.
В-третьих, педагоги и специалисты демонстрируют большее удовлетворение от командной работы, где они совместно обсуждают и решают проблемы, принимают решение и вырабатывают общий план действий.
В-четвертых, есть возможность делиться знаниями и ресурсами, иметь дополнительные и альтернативные точки зрения, которые необходимы для организации учебного процесса.
В-пятых, взаимодействие педагогов и специалистов дает возможность использовать такие формы обучения, как совместное обучение и командное обучение, что придает процессу обучения положительный синергетический эффект.
Однако исследования показывают, что существуют и различные препятствия на пути к эффективному сотрудничеству.
Выявлены ряд структурных и процедурных проблем, включая неоднозначность ролей, ограниченное время взаимного планирования, слабая административная поддержка со стороны руководителей и ограниченные возможности профессионального развития. Но, как это ни парадоксально, они же и являются основой успеха сотрудничества.
В совокупности эти препятствия усиливают возможности наращивания потенциала, где совместное понимание философии, навыков и практики в отношении инклюзии становится важной преамбулой к успешной совместной практике.
Наверное, Вы спросите: а какие стратегии можно использовать для успешного построения взаимодействия педагогов и специалистов?
Для эффективного взаимодействия, а также для привлечения широкого круга педагогов и специалистов, представителей администрации школы и родителей детей можно использовать такие стратегии, как:
проведение интерактивных семинаров, круглых столов и других мероприятий с целью обсуждения вопросов инклюзии на более глубоком уровне;
построение инклюзивной культуры, то есть построение такого школьного сообщества, которое ориентировано на позитивные межличностные отношения, формирование толерантности, использование конструктивных способов решения проблемных ситуаций.
определение специального времени для проведения ежемесячного собрания/совещания для обсуждения достигнутых результатов, проблем и корректировки плана дальнейших действий;
внедрение системы менторинга, что является проводником таких ценностей как профессиональное развитие и развитие творческого потенциала как у ментора, так и у менти.
развитие стратегии лидерства, где каждый может демонстрировать достижение своих результатов на собственном примере и делиться лучшим опытом, поскольку «все учителя обладают уникальным опытом, навыками и способностями руководить, и им следует только доверять».
| Стратегии взаимодействия | ||||||
| Проведение мероприятий для обсуждения вопросов инклюзии | ||||||
| Построение инклюзивной культуры, формирование толерантности | Проведение встреч для обсуждения достигнутых результатов и корректировки плана действий | |||||
| Внедрение системы мониторинга | Развитие стратегии лидерства | |||||
Чтобы взаимодействие педагогов и специалистов было действительно эффективным, оно должно быть подчинено следующим важным принципам:
1. Определение и согласованность общей цели, задачи и направления взаимодействия. Это означает, что все должны иметь четкое понимание не только своей задачи и ее конечной цели, но и задачи других педагогов и специалистов. Кроме того, должен быть четко определен круг ответственность каждого человека.
2. Наличие правил и процедур взаимодействия, построенных на доверии, уважении, поддержке друг друга. Такие правила помогают построить грамотную коммуникацию и мотивируют к сотрудничеству.
3. Обеспечение постоянного профессионального развития через обучение в тренингах, семинарах, а также участие на конференциях, где можно не только получить новые знания, но и поделиться своим опытом;
4. Проведение рефлексии, построение конструктивного диалога, которые побуждают и стимулируют педагогов делиться идеями, верить в силу общения, анализировать ожидания и реальности, а также открывают двери для новых возможностей.
5. Достойное реагирование на критические вопросы, ведение дебатов и умение налаживать положительную обратную связь, что является важной составляющей эффективного взаимодействия.

Таким образом мы приходим к мысли, что совместные действия должны быть неотъемлемой частью деятельности педагогов и специалистов, поскольку именно их взаимодействие является мощным инструментом для внедрения эффективной инклюзивной практики.
| Предыдущий материал | Следующий материал |
