Урок 2. Ресурсы образовательной среды в контексте принципа инклюзии
|
Как мы уже говорили, образовательная среда, ее обустройство с учетом особых образовательных потребностей разных детей является важнейшим условием инклюзивного образования. |
Вдумчивое отношение педагога к решению профессиональных задач заставляет ответить, по крайней мере, на такие вопросы:
Какая образовательная среда является адаптивной, каковы ее основные характеристики?
Каким образом классифицируются и чем характеризуются средовые ресурсы для разных групп детей с особыми образовательными потребностями?
Ответы на эти вопросы – инструмент, позволяющий решить задачу создания инклюзивной образовательной среды отвечающей особым образовательным потребностям каждого ребенка.
В этом уроке речь пойдет о ресурсах образовательной среды в контексте инклюзивного принципа.
И все же, почему мы обращаемся к средовому подходу?
Проблему следует искать не в ребенке, а в окружающей его среде (на уровне семьи, класса, школы и т.д.): в большинстве случаев его ограничения обусловлены средой. Если у ребенка есть особые потребности, то он включается в образовательную среду на своих собственных условиях: другими словами, не ребенок приспосабливается к среде, а среда к ребенку.
Целью изменения предметной и пространственной среды является обеспечение физического комфорта. Образовательная среда должна стать безопасной и удобной, т.е. позволять каждому ребенку хорошо ориентироваться в пространстве, свободно передвигаться, быстро находить нужные объекты и выполнять с ними необходимые действия.
Целью изменения социальной среды является достижение социально-психологического комфорта.
В чем эти определения схожи? А чем отличаются?
Образовательная среда должна отвечать ряду требований. А именно, она должна быть насыщенной в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями учащихся вариативной, то есть среда должна быть зонированной и сменяемой, смыслово упорядоченной, доступной, безопасной, трансформируемой. Это означает, что среда должна легко изменяться с учетом образовательной ситуации профилактической с точки зрения возможной гиперопеки.
Итак, ранее мы с вами рассмотрели определение адаптивной среды.
А как же сделать образовательную среду адаптивной?
– Нужно определить группы ресурсов и подумать, каким образом их следует использовать, адаптировать или модифицировать.
Все образовательные ресурсы условно делят на следующие группы:
предметные (отвечают на вопрос что?), помещения, мебель, учебное оборудование и др.;
пространственные (отвечают на вопрос где?), рабочее место, рабочее поле, площадка на территории;
организационно-смысловые (вопрос как?) режим работы, дозировка нагрузки, правила поведения;
социально-психологические (кто?). значимые другие люди, чувства, ценности.
Образовательные ресурсы подбираются и комплектуются с учетом особых образовательных потребностей конкретного ученика. При необходимости традиционные образовательные ресурсы адаптируются в соответствии с возможностями и потребностями учащихся с ООП.
Для грамотной организации образовательной среды педагогу необходимо: выявить «дефициты» развития ученика в той или иной области и определить его особые образовательные потребности; решить, какие из общих или специфических образовательных ресурсов можно использовать для преодоления тех или иных ограничений, устранения или снижения степени выраженности «дефицита» и удовлетворения ООП ученика. При необходимости решить, какие образом можно изменить имеющиеся ресурсы для решения актуальных образовательных задач.
Изменения средовых ресурсов можно разделить на две группы:
Привнесение новых объектов, которые не используются для обычных детей. Например: вертикализатор для ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, коммуникатор для «неговорящего» ребенка с РАС, лупа для ребенка с ослабленным зрением и т.д.;
Адаптация имеющихся объектов с учетом возможностей детей с различными нарушениями. Например: для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - мебель с закругленными краями; для детей с нарушениями зрения - увеличенный шрифт в учебных пособиях, для детей с интеллектуальными нарушениями - иллюстрации с меньшим количеством объектов.
В дополнительных материалах к этому уроку вы встретите классификацию средовых ресурсов и узнаете, как можно адаптировать уже имеющиеся материалы или привнести новые объекты в среду.
Итак, вы уже поняли, что создание инклюзивной образовательной среды затрагивает и содержание используемых ресурсов. И в этой связи уместно говорить о двух основных способах преобразования – адаптации и модификации.
|
Привнесение новых специфических объектов в среду |
Адаптация уже существующих объектов среды |
|
−предметные коллекции;
−специальное учебное оборудование;
−средства индивидуальной коррекции (фиксирующие, обеспечивающие мобильность, оптические, слуховые);
−специальные компьютерные программы;
−средства, блокирующие скольжение (подложки, коврики);
−специальные средства коммуникации;
−маркеры и метки, ускоряющие нахождение и узнавание объектов (зрительные, тактильные, звуковые) и т.д.
|
−объекты с выраженными существенными и опознавательными, с усиленными признаками (размер, яркость, цвет, толщина контуров). Например: четкие, контрастные иллюстрации, не перегруженные второстепенными деталями;
−объекты с привнесенными деталями и свойствами приспособительного характера (закладки, ручки, держалки, фиксаторы, ограничители, разлиновки, и т.д.).
|
ПОСМОТРЕТЬ ПРИМЕРЫ ПРЕДМЕТНЫХ РЕСУРСОВ



|
Привнесение новых специфических объектов в среду |
Адаптация уже существующих объектов среды |
|
−сигнальные опоры, обеспечивающие ориентировку в пространстве ;
−средства, обеспечивающие свободное перемещение в пространстве (пандусы, поручни, лифты);
−структурирование пространства на специально организованные зоны
|
−специальная организация основных маршрутов передвижения;
−специальная организация рабочего поля и рабочего места ребенка;
−средства трансформации пространства (стеллажи, ширмы, занавеси) и т.д.
|
ПОСМОТРЕТЬ ПРИМЕРЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ

|
Привнесение новых специфических объектов в среду |
Адаптация уже существующих объектов среды |
|
−смысловое структурирование разных видов деятельности (планы (словесные, наглядные, схематические), алгоритмы, памятки);
−структурирование времени (визуальные расписания – рисунки);
−правила, регулирующие поведение и отношения ученика с другими участниками образовательного процесса;
−организация адекватных акустических условий для учащихся со слуховой депривацией и т.д.
|
−специальный режим учебной работы (на уроке, в течение дня, недели, месяца, года);
−специальные дозировки различных видов нагрузки (зрительной, слуховой, речевой, физической, интеллектуальной);
−индивидуальный ритм и темп деятельности.
|
ПОСМОТРЕТЬ ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-СМЫСЛОВЫХ РЕСУРСОВ

|
Привнесение новых специфических объектов в среду |
Адаптация уже существующих объектов среды |
|
−способность видеть и акцентировать сильные стороны ребенка;
−специальный словарь, с помощью которого описываются дети и особенности их поведения;
−примеры достижений людей с ОПФР;
−специальные ресурсы типа «стена настроения», «оценочное полотно» и т.д.
|
−адекватные ситуации установки, мотивы, стили взаимодействия взрослых с детьми и каждым ребенком в отдельности;
−адекватный внешний вид ребенка;
−благоприятный социальный статус ребенка;
−ситуации успеха и т.д.
|
ПОСМОТРЕТЬ ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Адаптация представляет собой изменение характера учебного материала, однако, содержание или сложность задачи не меняются.
К основным путям адаптации относится изменение инструкции, дополнительная визуализация, индивидуализация учебного материала.
В это время модификация изменяет не только характер учебного пособия, но и содержание, и уровень сложности задачи. Главный принцип модификации – снижение уровня требований к учащемуся. Педагог упрощает варианты заданий до тех пор, пока они не станут доступны для ребёнка. Если ученик не в состоянии выполнить задание, учитель предлагает свою помощь.
Основной путь модификации - это сокращение. При модификации снижаются требования к учащемуся, содержание сокращается, задачи упрощаются.
Основным отличием адаптации и модификации является изменение уровня содержательной сложности учебной задачи.
Такими образом, говоря о создании инклюзивной образовательной среды, мы прежде все говорим о работе с ее ресурсами.
Адаптивная образовательная среда включает в себя следующие компоненты: архитектурная безбарьерная среда, адаптация содержания обучения, использование специальных методов и приемов обучения, адекватное отношение и психолого-педагогическое сопровождение.
| Предыдущий материал | Следующий материал |
