Урок 1. Специальные условия обучения детей с особыми образовательными потребностями

  

 

Возникал ли у вас вопрос, зачем нужны специальные условия?

Или, например, могут ли специальные условия быть универсальными для всех детей с особыми образовательными потребностями?

Что есть «печка», от которой следует плясать педагогу?

   

Все логично и просто: любое нарушение физического и/или психического развития вызывает ограничения жизнедеятельности.

Обратимся к международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.

 

 Возникает вопрос: 


Например, у учащихся с нарушениями речи или слуха нет ограничений в навыках самообслуживания, в то время как у детей с нарушением зрения или интеллекта существуют ограничения такого рода. Детям, с проблемами функций опорно-двигательного аппарата требуются особые условия для передвижения, а детям с расстройством аутистического спектра такие условия не нужны.

 

 

   

Однако существуют ограничения, которые присутствуют при любом нарушении развития - это общение со сверстниками и возможность обучения в обычных условиях.

Ниже представлена таблица сфер ограничений для конкретной категории учащихся.

Сферы ограничений жизнедеятельности

Категория учащихся с нарушениями развития

Нарушения речи

Нарушения зрения

Расстройства аутистического спектра

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата

Нарушение слуха

Нарушение

интеллекта

Синдром дефицита внимания и

гиперактивности

Самообслуживание

-

+

+

+

-

+

+

Передвижение

-

+

-

+

+

-

-

Ориентация

-

+

+

+

+

+

+

Общение

+

+

+

+

+

+

+

Контроль поведения

-

-

+

-

-

+

+

Обучение

+

+

+

+

+

+

+

 

 Что важно?

Важно для нашей работы то, что ограничения жизнедеятельности обуславливают целый комплекс особых образовательных потребностей.

 

 

Итак, мы понимаем, что потребности ребенка диктуют необходимость создания комфортных условий для обучения, чтобы образовательный процесс был результативным в широком смысле этого слова.

 Возникает вопрос: одинаковы ли специальные условия для всех детей с особыми образовательными потребностями?

В общем понятии «специальные условия» для детей с ООП можно разделить на общие, специфические, индивидуальные.

Общие условия характерны для всех детей с дизонтогенезом.

Специфические условия свойственны для учащихся какой-либо определенной категории, например, только детям с расстройством аутистического спектра или только детям с интеллектуальной недостаточностью. А индивидуальные условия обусловлены личной историей каждого ребенка, его воспитанием, предпочтениями, семейными ценностями.

Итак, функциональная нагрузка специальных условий – это обеспечение:

 адаптивности образовательной среды

 доступа к образовательным ресурсам

 адекватной помощью

 техническими средствами социальной реабилитации.

  

Выполнение этих функций предполагает некоторую классификацию специальных условий и выделение следующих групп:

 организационные условия. К ним относятся нормативно-правовые и локальные акты, организация медицинского обслуживания и питания, организация взаимодействия с родителями и другие.

 материально-технические условия. Здесь речь идет о специальном оборудовании и об архитектурной среде класса.

 организационно-педагогические условия. Это программно-методическое обеспечение, формы, методы инклюзивного образовательного процесса и т.п.

 кадровые условия. В данную группу условий включаются все необходимые специалисты, а также специальная подготовка всего педагогического коллектива.

 Важным специальным условием, обеспечивающим создание инклюзивной образовательной среды является психолого-педагогическое сопровождение.

 

Продолжим нашу логическую цепочку: ограничения жизнедеятельности ребенка диктуют наличие особых образовательных потребностей. Особые образовательные потребности, в свою очередь, требуют создания комфортных условий для обучения.

 

Таким образом, основными детерминантами создания специальных условий для ребенка с особыми образовательными потребностями в школе является понимание характера ограничений его жизнедеятельности и определение комплекса его особых образовательных потребностей.

 

В приложении к этому уроку вы найдете материалы, раскрывающие специальные условия для конкретной группы детей с ограничениями здоровья.

Вы узнаете, какой комплекс средств можно использовать для учащихся с нарушением слуха, расстройством аутистического спектра и нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

 

Итак, в рамках этого урока мы обозначили основные позиции в характеристике специальных условий образовательной среды, создание которых решает чрезвычайно важную задачу – удовлетворение особых образовательных потребностей каждого ребенка, а, значит, снижение степени их влияния на качество жизнедеятельности.

  

Предыдущий материал Следующий материал
Last modified: Wednesday, 3 November 2021, 1:22 AM