1 лекция Киотский протокол

Киотский протокол

Тема лекции: Киотский протокол

Цель лекции: изучить роль Киотского протокола в регулировании охраны окружающей среды в рамках современных международных отношениях.

Задачи лекции:

·         Определить проблемы окружающей среды в современных международных отношениях;

·         Дать характеристику Киотского протокола, как активатора международной кооперации в сфере защиты окружающей среды;

указать нарушения в принятии второго периода обязательства по Киотскому протоколу.

Актуальность темы: Проблема охраны окружающей среды в современных международных отношениях в последние десятилетия набирает все больший вес не только в политике, но и в экономике и других социальных науках.      

Актуальность темы: Проблема охраны окружающей среды в современных международных отношениях в последние десятилетия набирает все больший вес не только в политике, но и в экономике и других социальных науках.      

            Аннотация лекции.Экологическим проблемам в современных условиях начинают уделять внимание не только государственные органы власти и общественные организации, но и коммерческие компании, особенно международного формата. Изучение проблемы охраны окружающей среды в современных международных отношениях важно тем, что позволяет изучить причины ухудшения экологии в настоящее время, найти средства предупреждения или нейтрализации негативного воздействия на окружающую среду. Тем самым обеспечив более чистую экологию будущим поколениям, не на локальном уровне, а на уровне межгосударственном, который есть глобальным, и дает возможность более эффективно координировать действия направленные на улучшение экологии, поскольку позволяет смотреть на эти проблемы более широко. Международные отношения есть регулятором многих видов деятельности на международном пространстве, в том числе они влияют на экологическое состояние планеты. Во власти их находится управление предприятиями не только на территории одной страны, а на территории всей Земли, посредством международных соглашений и договоров межгосударственного или межкорпоративного уровня.

 Содержание лекции: Киотский протокол как источник международных отношений регулирует выбросы парниковых газов в атмосферу и его изучение, как инструмента для стабилизации выбросов парниковых газов позволит более эффективно регулировать межгосударственные отношения в сфере выброса парниковых газов, особенно это относится к экономикам быстроразвивающихся стран, таких как Китай, Индия, Бразилия. Таким образом, объектом исследования является проблема окружающей среды в современных международных отношениях. Предметом исследования есть киотский протокол, как источник норм взаимодействия в сфере защиты окружающей среды в международных отношениях.

Одной из наиболее острых экологических угроз современности является, без сомнения, глобальное изменение климата, которое особенно заметно проявляется на европейском континенте. Последствия глобального потепления могут оказаться катастрофическими, в том числе и для целлюлозного бизнеса, так как отрицательно сказываются на состоянии лесов (породном составе леса, частоте и масштабах распространения лесных пожаров) и способны подорвать ресурсную базу отрасли.

В последнее время в различных странах предпринимаются меры, направленные на смягчение климатических изменений, ограничение и сокращение выбросов парниковых газов. С 2005 г. в странах Европейского союза начинает действовать система торговли выбросами, в рамках которой предприятиям устанавливаются квоты на выбросы парниковых газов. Аналогичные системы разрабатываются в Канаде и Японии. Программы ограничения выбросов парниковых газов действуют в Австралии и в 25 штатах США.

Проблема изменения климата была включена в политическую повестку дня международного сообщества в середине 80-х годов. Тогда ученые пришли к выводу, что климатические изменения связаны с человеческой деятельностью. Впоследствии стало ясно, что проблема очень сложна и для получения максимально точных выводов и прогнозов надо объединить усилия ученых всех стран. В 1988 году Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и Программа по окружающей среде ООН (ЮНЕП) учредили Межправительственную группу экспертов по изменению климата (МГЭИК) - форум тысяч ученых, в том числе и российских. В этом же году Генеральная Ассамблея ООН впервые рассмотрела вопрос об изменении климата и приняла резолюцию 43/53 «О защите глобального климата в интересах нынешнего и будущих поколений человечества».

В 1990 году МГЭИК выпустила свой Первый оценочный доклад, в котором подтвердила угрозу изменения климата и призвала к подготовке специального глобального соглашения по решению этой проблемы. Призыв ученых был поддержан Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №45/212, на основании которой была разработана Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК).

В 1992 году на Всемирном саммите по окружающей среде и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро была открыта к подписанию Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК).

В ХХ в. изменения окружающей среды, вызванные хозяйственной деятельностью человека и его непрерывным наступлением на природу, приобрели глобальный характер. Одним из таких изменений стало глобальное потепление. Как и любые другие глобальные проблемы, оно требует для решения совместных действий всего мирового сообщества. Одним из таких совместных шагов стали Рамочная конвенция по климату и в развитие ее - Киотский протокол.

Конвенция была открыта к подписанию 4 июня 1992 года на состоявшейся в Рио-де-Жанейро Конференции ООН по окружающей среде и развитию и 21 марта 1994 года вступила в силу. В настоящее время Сторонами Конвенции являются более 190 стран, включая Россию, все промышленно развитые страны, все страны с переходной экономикой, а также подавляющее большинство развивающихся стран.Высший орган Конвенции - Конференция Сторон РКИК. Все решения Конференций Сторон Конвенции принимаются на основе консенсуса, так как предлагавшиеся иные принципы принятия решений согласовать не удалось. В качестве финансового механизма РКИК определен Глобальный экологический фонд (ГЭФ). Фонд финансирует создание систем учета выбросов парниковых газов в развивающихся странах, проекты по адаптации наименее развитых стран к новым климатическим условиям.

РКИК были заданы рамки будущего международного сотрудничества. Однако требовалось воплотить идеи и принципы на практике. Такая несколько необычная структура - «Рамочная конвенция + Протокол» - отражает новизну и сложность проблемы, ее прямую связь с основой мировой экономики:потреблением нефти, газа и угля. Было практически невозможно сразу согласовать - что и когда надо делать.

Киотский протокол был единогласно принят на Третьей конференции сторон РКИК в г. Киото. Он устанавливает обязательства развитых стран по ограничению выбросов парниковых газов в 2008 - 2012 гг. (для России - не превысить в 2008-2012 годах уровень выбросов 1990 года). Парниковые газы, регулируемые Киотским протоколом, это: диоксид углерода (СО2), метан (СН4), закись азота (N2O), гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), гексафторид серы (SF6). Однако чтобы понять суть и структуру Протокола, надо обратиться к базовым фактам, от которых отталкивались его разработчики.

Киотский протокол дает достаточно общие формулировки и не содержит деталей выполнения обязательств. Детализация была сделана осенью 2001 г. на Седьмой конференции РКИК в Марракеше, где единогласно согласованы Марракешские соглашения-фактически подзаконные акты Киотского протокола. Они должны быть приняты на первой конференции стран-участниц Киотского протокола после его вступления в силу. К соглашениям возможны поправки, дополнения и даже изменения. Однако надо понимать, что любое изменение повлечет пересмотр всех марракешских договоренностей и перенос начала международных программ и проектов на более поздние сроки. Отказ от согласованных ранее правил также нанесет стране-нарушителю значительный политический урон.

Список парниковых газов, подлежащих инвентаризации в рамках РКИК включает: двуокись углерода (CO2) и метан (CH4), закись азота (N2O), перфторуглероды (ПФУ), гидрофторуглероды (ГФУ) и гексафторид серы (SF6). По мере синтеза и использования новых ГФУ и ПФУ список будет дополняться. Водяной пар-самый распространенный парниковый газ- исключен из данного рассмотрения, так как нет данных о росте его концентрации в атмосфере (то есть связанная с ним опасность не просматривается). Озоноразрушающие вещества (хлорфторуглероды, HCFC-22, галогены, метилхлороформ, тетрахлорид углерода), которые также дают небольшой парниковый эффект, здесь не рассматриваются, поскольку они подлежат учету и запрещены к использованию в связи с выполнением странами обязательств по Монреальскому протоколу.

Имеется четко определенный список категорий источников, которые мировое сообщество в рамках РКИК договорилось считать антропогенными. Для ряда источников это весьма условное деление, особенно в сельском хозяйстве. С источниками в энергетике, промышленности и транспорте проблем «антропогенности» не возникает, они все подлежат инвентаризации. Их можно подразделить на следующие категории: стационарные установки по сжиганию топлива (сжигание ископаемого топлива в котлах, печах, турбинах и пр.), мобильные установки по сжиганию топлива (автомобили, грузовики, локомотивы, самолеты, суда и т. п.). Выбросы от технологических процессов включают физико-химические процессы, при которых выделяется СО2 или другие газы, например при обжиге извести, производстве цемента, азотной кислоты, выплавке алюминия и т. п. Утечки парниковых газов подразумевают технологические или случайные утечки на стыках труб, форсунках, задвижках. Утечки метана происходят при хранении угля, очистке сточных вод, из угольных шахт и карьеров, при переработке природного газаРКИК имеет ряд особенностей в вопросе принадлежности выбросов ПГ, которые должны быть отмечены особо. Выбросы от производства электроэнергии целиком принадлежат тому, кто ее выработал (и продал). Таким образом, экономия электроэнергии является снижением выброса парниковых газов, только если электростанция тоже включена в проект или программу снижения выбросов и на станции реально наблюдается снижение.

Киотский протокол-это первый шаг на пути снижения воздействия человека на климат путем уменьшения индустриальной эмиссии углекислого газа, в первую очередь теми странами, которые внесли и продолжают вносить наибольший вклад в дестабилизацию климата. Этот документ не учитывает всю антропогенную эмиссию углекислого газа, особенно эмиссию за счет уничтожения биомассы (землепользования), которая не меньше индустриальной эмиссии. Он не учитывает также в должной мере сток углекислого газа в естественные экосистемы стран, где такие экосистемы сохранились в значительном объеме. Не учитывает Протокол также биологический насос океана, как механизм стока антропогенной эмиссии. Остается неопределенной величина вклада антропогенной эмиссии в наблюдаемую величину потепления. Ненадежны модельные подходы к сценариям дальнейшего потепления. Тем не менее - это шаг в правильном направлении, который следует поддержать, так как два надежно наблюдаемых факта-потепление, подтверждаемое не только ростом температуры, но и другими изменениями окружающей среды, и очень быстрый рост концентрации углекислого газа и других парниковых газов подтверждают антропогенный вклад в потепление. Этот шаг полностью соответствует основному принципу принятия решений в области экологии и здоровья людей в условиях неопределенности - не навреди.

Международная поддержка национальных мер встранах, готовых к осуществлению значительных шагов по снижению выбросов парниковых газов, развитию возобновляемой энергетики, выполнению экологических проектов по адаптации экосистем к меняющемуся климату.

Сигнал для мировой экономики и бизнеса-из двух зол надо выбирать меньшее:чтобы предотвратить катастрофические изменения климата, придется заранее позаботиться о снижении выбросов парниковых газов.

 

Заключение

Проблема охраны окружающей среды в современных условиях набирает все больший вес, и особенно эта проблема актуальна в сфере международных отношениях, поскольку позволяет бороться с экологическими проблемами на глобальном межгосударственном уровне, что есть более эффективно, нежели локальные мероприятия.

Наибольшей проблемой и угроз современности есть глобальное изменение климата, последствия которого могут оказаться катастрофическими.

Принятием Киотского протокола было заданы рамки международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды. Он устанавливает обязательства развитых стран ограничивать выбросы парниковых газов.

Киотский протокол - это первый шаг на пути снижения воздействия человека на климат путем уменьшения индустриальной эмиссии углекислого газа, в первую очередь теми странами, которые внесли и продолжают вносить наибольший вклад в дестабилизацию климата.

Главная задача Киотского протокола состоит в том, чтобы продемонстрировать возможность эффективного контроля за антропогенными выбросами парниковых газов, отработать механизмы такого контроля на национальном и международном уровнях, создать предпосылки для вовлечения в этот процесс возможно большего числа стран и возможно большего числа источников выбросов во всем мире.

Одним из наиболее перспективных рыночных подходов к охране окружающей среды является механизм ограничения суммарных выбросов и торговли квотами.

Только четкое соблюдение существующих правил процедуры РКИК ООН и Киотского протокола, взаимное уважение сторон и стремление к достижению компромисса позволит обеспечить доверие к начинающимся переговорам по будущему глобальному климатическому соглашению.

Вопросы по теме:

•      Какие страны присоединились к Киотскому протоколу?

•      В каком городе проходила международная конференция на которой была принята Конвенция о введении квот на выброс парниковых газов?

•      Какой международный документ подписан для того чтобы контролировать выбросы парниковых газов?

•      Какое международное соглашение по парниковым газам действует в настоящее время?

•      Что такое Киотский протокол? | UNFCCC

•      В каком году было подписан Киотский протокол по стабилизации выбросов парниковых газов?

•      Какая из развитых стран в 2011 г вышла из Киотского протокола?

•      В каком городе проходила международная конференция на которой была принята Конвенция о введении квот на выброс парниковых газов?

•      Какой международный документ подписан для того чтобы контролировать выбросы парниковых газов?

•      Какое международное соглашение по парниковым газам действует в настоящее время?

•      В каком году было подписано киотское соглашение?

•      Какая из развитых стран в 2011 г вышла из Киотского протокола?

Список источников и литературы

1.Беларусь откладывает ратификацию поправки, регламентирующей Киото-2 // Сайт неправительственных общественных организаций стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии CAN. URL: http://infoclimate.org/belarus-otkladyivaet-ratifikatsiyu-popravki-reglamentiruyushhey-kioto-2/ (дата обращения: 01.02.2013).

2.Бердин В., Васильев С., Данилов-Даниэлян В., Кокорин А., Кураев С., (2003). Киотский протокол: политика, экономика и окружающая среда. Буклет WWF. [Электронный ресурс]. - URL: <http://www.wwf.ru/pic/docdb//publ/kyoto_QA_eng.pdf> (дата обращения: 07.10.2013).

3.Гершинкова Д.А. Ответственность в рамках международных соглашений и многосторонних переговоров. / О нарушении правил процедуры на конференции ООН по климату в Дохе в декабре 2012 г.// Вестник международных организаций. - 2013. [Электронный ресурс]. -URL: <http://iorj.hse.ru/2013--2/88619873.html> (дата обращения: 07.10.2013).

4.Документ FCCC/CP/1996/2 //Интернет-портал ООН. URL: <http://www.unfccc.int> (дата обращения: 07.10.2013).

5.Документ FCCC/CP/2010/7. §29 // РКИК ООН. URL: <http://www.unfccc.int> (дата обращения: 07.10.2013).

6.Документ FCCC/KP/CMP/2012/L.9//РКИК ООН. URL: <http://www.unfccc.int> (дата обращения: 07.10.2013).

7.Изменение климата и Киотский протокол - реалии и практические возможности. Кокорин А.О., Грицевич И.Г., Сафонов Г.В. М.: 2004. 64 с.

8.Изменения климата 2001. Третий оценочный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата. Резюме для лиц, определяющих политику. Том 1 Научные аспекты, 109 с. Т. 2 Последствия, адаптация и уязвимость, 107 с.

9.Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г. // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru (дата обращения: 07.10.2013).

10.Киотский протокол и гражданское общество / На пути к устойчивому развитию России // №27. 2004. [Электронный ресурс]. URL: 11.<http://www.ecopolicy.ru/upload/File/Bull_32ru.pdf> (дата обращения: 07.10.2013).

12.Киотский протокол: политика и практика. Международный журнал БИЗНЕС. Спец. Выпуск 2003, 98 с.

13.Киотский протокол - вопросы и ответы. Бердин В.Х., Васильев С.В., Данилов-Данильян В.И., Кокорин А.О., Кураев С.Н. WWF, Российский региональный экологический центр, Национальное углеродное соглашение. М. 2003. 24 с.

14.Климатические изменения: взгляд из России. Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. Российский региональный экологический центр, "Защита природы" Y М., "ТЕИС", 2003, 416 с.

15.Неправомочные (ultravires) действия Комитета ООН по правам ребенка и новый Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка: доклад Аналитического центра «Семейная политика. РФ». Май 2012 г. URL: http://www.familypolicy.ru/ (дата обращения: 07.10.2013).

16.https://unfccc.int/ru/kyoto_protocol

17.https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml

18. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml

19. https://ria.ru/20200216/1564763482.htm

20.https://russian.rt.com/world/article/459154-kiotskiy-protokol-uglekisly-gaz-energiya

21.(http://www.wwf.ru/about/what_we_do/climate/kyoto/doc28/page0/)

22.«Экологическиесистемы»).2003.№3(http://www.esco-ecosys.narod.ru/2003_3/art60.htm)