Тематический план

  • История мирового изобразительного искусства

     Цель дисциплины«История мирового изобразительного Искусства» является творческое освоение наследия мировой и отечественной культуры с древнейших времен до наших дней, обучение теоретическим основам классической и современной истории искусства, а также умениям, необходимым для эффективной организации творческой работы. Расширение общего кругозора студента, пополнение теоретической базы подготовки по специальности, получение систематизированныхзнанийизобширногоматериалаистории и теории искусства. Предлагаемые историко-теоретические основы курса «История мирового изобразительного искусства» достаточны для самостоятельного в дальнейшем восполнения магистрантами знаний в данной области

    Задачи:

      Основной задачей дисциплины «История мирового изобразительного  искусства» является формирование следующих результатов обучения (РО…) по ОП:

      Задачи изучения дисциплины «История мирового изобразительного  искусства» сводятся: к выработке знаний и умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности студентов магистрантов.

    В результате изучения дисциплины студенты должны

    знать:

    - основные достижения в области искусства;

     - взаимосвязь замысла и концепции, закономерности развития искусства;

    - вопросы, непосредственно связанные с практической деятельностью.

    уметь:

    - самостоятельно найти необходимый материал по интересующим вопросам;

     - свободно обращаться со стилевыми и жанровыми особенностями различных произведений искусства, архитектуры и дизайна при конкретных задачах;

    - составить план работ в соответствии с выданным заданием;

    - грамотно написать и оформить реферат.

    владеть:

     - художественным вкусом профессионального видения;

    - иметь представление о последовательности проектных и творческих  работ.



  • Тема 1

    Абылхан Кастеев родился в ауле Чижин возле Джаркента (ныне Алматинская область). Происходит из племени суан Старшего жуза.[2]

    С 1929 по 1931 годы учился в художественной студии Николая Гавриловича Хлудова (жившего тогда в Казахстане).

    Затем с 1934 по 1937 годы он продолжил учёбу в Москве, в художественной студии имени Крупской.

    Председатель Союза художников Казахстана (1954—1956)[3].

    Был депутатом Верховного Совета Казахской ССР 4—6-го созывов.

    Абылхан Кастеев умер 2 ноября 1973 года, похоронен в Алма-Ате.

    Наиболее известные работы:
    «Колхозная молочная ферма», «Доение кобылиц», «Уборка хлопка», «Колхозный той», «Насильственный увоз невесты», «Купленная невеста», «Золотое зерно», «Аксайский карьер», «Высокогорный каток Медео», «Турксиб», «Долина Таласа», «Капчагайская степь».

    А также портреты: Амангельды Иманова Кенесары КасымоваАбаяЧокана ВалихановаЖамбыла. Лучшим и реалистичным портретом считается — «Портрет матери».

    Многие работы Абылхана Кастеева можно увидеть в Государственном музее искусств Республики Казахстан в Алматы


  • Тема 2


    Го́тика (от итал. gotico) — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Северной и Восточной Европы с XI — XII по XVXVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуруживописькнижную миниатюрувитражфреску и многие другие[1].

    Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, привёдшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

    К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».

    В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма — литературу тайн и ужасов (действие таких произведений часто разворачивалось в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра («готик-рок»), а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры («готическая субкультура»), и ещё одного музыкального жанра («готик-метал»).


  • Виды и жанры изобразительного искусства

    Искусство – это творчество в целом.
    Какие искусства вам известны?
    Литература, музыка, танец, театр, кино.

    Изобразительное искусство – пространственное, не растянуто во времени. Оно требует двух- или трехмерного пространства. Хотя в наше время благодаря техническим возможностям появился вид искусства, включающий временное пространство (видеоарт).

    Изобразительное искусство отражает действительность с помощью зрительных образов:
    - многообразие окружающего мира;
    - мысли и чувства человека.
    Это способ познания окружающего и себя самого.

    Для этого художник использует обобщение и воображение.

    Виды изобразительного искусства:
    Архитектура

    Архитектура – это искусство постройки зданий и сооружений для жизни и деятельности людей.

    Слово «архитектура» произошло от греческого «Архус» – главный, высший;
    «Тектонико» - строительство.

    Требует трехмерного пространства.. Имеет еще и внутреннее пространство – интерьер.

    Живопись

    Живопись – это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок (темпера, масляные краски, акрил, гуашь, …).

    Графика

    Графика – это вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные изображения. «Графо» - пишу, рисую, черчу.
    Рисунки выполняются карандашом, тушью, сепией, сангиной…
    Печатные изображения – гравюры, литография, ксилография, монотипия.

    Графика делится на станковую, книжную и прикладную.
    На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь и пастель.

    Первые произведения графики – наскальные росписи первобытного искусства.
    В Древней Греции графическое искусство было на высочайшем уровне – вазопись
    Живопись
    Графика
    Скульптура
    Декоративно-прикладное искусство
    Театрально-декорационное искусство
    Дизайн

  • Тема 5

    Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissanceитал. Rinascimento от лат. renasci «рождаться опять, возрождаться»[1]) — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени. Приходится — в Италии — на начало XIV века (повсеместно в Европе — с XVXVI веков) — последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит её «возрождение» — так и появился термин.

    Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле[2]. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета.


  • Тема 6

    Рококо́ (фр. rococo от rocaille «скальный») — термин, вошедший в употребление в середине XVIII века; его использовали с негативным оттенком. В XIX в. стиль рококо неправомерно считали продолжением стиля барокко или даже «высшей стадией искусства барокко». Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в.), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715—1722). Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно[1]. Наиболее известным художником периода Регентства во Франции является Антуан Ватто, творчество которого служит прологом к стилю рококо

  • Тема 7

    Изобразительное искусство Казахстана — изобразительное искусство, создаваемое народами, жившими на территории современного Казахстана со времён палеолита до наших дней.

    Древнейшие памятники изобразительного искусства в Казахстане — наскальные изображения палеолита и неолита сохранились в пещерах Каратау, Хантау, Жасыбай, Зараутсай и других. До настоящего времени дошли памятники андроновской культуры: наскальные изображения людей, сцен охоты (в ущелье Танбалы тас в Жамбылской области; Бугытас в Восточно-Казахстанской области и другие). В культуре саковхуннов и усуней встречаются изображения реальных и фантастических животных (так называемый «звериный стиль»).

    В предметах материальной культуры средневековья существовала роспись глиняных сосудов, оружия, конской утвари. К этому периоду относятся археологические находки: блюдо с изображением льва (X—XII вв.), найденное в Таразе, и керамика с изображением павлина (XI—XV вв.), обнаруженная в Сарайчике. В быту кочевников широко использовались растительные краски для изображения интерьера юрты, предметов обихода, одежды.

    Первым казахским профессиональным художником-живописцем был Ч. Валиханов. Много путешествуя, изучая историю и культуру казахов и киргизов, в своих дневниках он делал отличающиеся яркостью жизненных наблюдений зарисовки людей и природы. Художественное отображение жизни казахского народа, его обычаи, быт, природа края нашли отражение в творчестве русских художников: В. И. ШтернбергаA. Н. ГороновичаА. Ф. ЧернышёваB. В. ВерещагинаТ. Г. Шевченко.

    Особое место в развитии казахстанской живописи принадлежит творчеству Н. Г. Хлудова, отразившего в своих картинах быт казахского народа. Он являлся основателем художественной школы; первыми его учениками были народный художник Казахстана А. Кастеев и известный живописец С. Чуйков. Творчество А. Кастеева занимает особое место в истории казахской живописи. Художник создал тонкие лирические акварельные картины и самобытные сюжетные полотна.

    К середине 1930-х годов произошло существенное укрепление профессионального состава живописцев республики. Первый съезд художников Казахстана (1940) открыл новый этап в развитии живописи. Важное место в работах художников занимает тема подвига и мужества людей, успешно развивается исторический жанр. Опираясь на классические образцы, казахстанские художники находили собственное решение образно-пластических задач освещения исторических событий (Н. НурмухаммедовМ. КенбаевК. ШаяхметовК. Тельжанов и другие). Большое развитие получил портретный жанр (Н. Нурмухаммедов, Г. Исмаилова). Возросло внимание к пейзажу и жанровым картинам. В полотнах одного из первых национальных художников А. Исмаилова утвердилась линия романтического пейзажа; У. Тансыкбаев одним из первых осуществил переход от небольших лирически сюжетов к панорамному пейзажу. Принципы эмоционально-фактурной живописи получили органичное развитие в творчестве Ж. Шарденова. Национальный колорит народных ремёсел определили поэтический и пластический строй живописи А. ГалимбаевойТ. Абуова, Г. Исмаиловой. Творчество С. Романова покоряет умением выделить ценностный смысл единения человека и природы.

    В 1950-е оформляется отдельным жанром натюрморт (А. ЧеркасскийЕ. КарасуловаЭ. Бабад и другие). Новый взгляд на задачи живописи выразил С. Айтбаев в картинах, в которых осмысливаются нравственные и духовные черты облика современника — простота, величие, одухотворенность и органичная слитность с природой родной земли. Историческая тема и тема труда воплощена в картинах Ш. СариеваБ. ТабиеваА. Сыдыханова и многих других. Возрастает интерес к монументальным решениям темы, к лаконичности и строгости цвета и рисунка, усиливается ощущение реальности, ритма жизни. Появляются самобытные художники в области театрально-декорационного искусства (В. М. КолоденкоИ. Б. Бальхозин, Г. Исмаилова, Е. ТуяковД. СулеевИ. Н. Корогодин). В киноискусстве талантливо заявили о себе К. Х. Ходжиков, С. Романов, А. ХайдаровА. Сыдыханов.

    В произведениях современных художников сочетаются разные стилевые решения: творческая переработка стилистических мотивов и отдельных элементов традиционного искусства для воплощения собственного замысла, этнодизайн, оригинальное авторское искусство, не ограниченное какими-либо существующими стилями


  • Тема 8

    Переход к цифровой экономике – серьезный вызов для всей системы образования. Цифровая экономика требует от системы образования не просто «оцифровки» отдельных процессов, а комплексного подхода, который бы ставил новые цели, менял структуру и содержание образовательного процесса. Эффективное образование включает не только передачу информации от педагога к ученику, оно требует сложных социальных взаимодействий и адаптации к потребностям каждого учащегося и их культурно-социальному контексту.

  • Тема 10

    Го́тика (от итал. gotico) — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Северной и Восточной Европы с XI — XII по XVXVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуруживописькнижную миниатюрувитражфреску и многие другие[1].

    Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, привёдшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

    К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».

    В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма — литературу тайн и ужасов (действие таких произведений часто разворачивалось в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра («готик-рок»), а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры («готическая субкультура»), и ещё одного музыкального жанра («готик-метал»).