Тақырыптар бөлімі
- General
- Культура и искусство древнего Казахстана
Культура и искусство древнего Казахстана
Рассматриваемые проблемные вопросы (план лекций):
1.Искусство древнего Казахстана: монументальные и малые формы. Жилище древнего человека
2. Петроглифы
3.Монументальные формы искусства древнего Казахстана.
Краткое содержание данной лекции: Первобытное искусство Казахстана - интересный и малоизученный пласт культуры, составляющий основу, из которой впоследствии сформировался цельный мир традиционных художественных образов. Изначально первобытное искусство развивалось по двум направлениям: монументальные и малые формы. Первое направление – монументальные формы: наскальные рисунки в пещерах и мегалиты. Второе направление: памятники искусства малых форм, мелкая скульптура, глиняная пластика, резьба по камню, кости и дереву. - Характеристика древних типов сооружений и поселений, обнаруженных на территории Казахстана.
Характеристика древних типов сооружений и поселений, обнаруженных на территории Казахстана.
Рассматриваемые проблемные вопросы (план лекции):
1.Жилище древнего человека.
2. Мировое дерево.
Краткое содержание данной лекции: Первым жилищем человека были пещеры. Характерно, что все пещеры, служившие древнему человеку укрытием и жилищем, обращены на юг или юго-восток, в результате чего осенний и зимний периоды они мели естественный обогрев. Для сохранения тепла в холодное время года вход в пещеры древние люди загораживали жердями и шкурами животных.
- Зарождение мифорелигиозных основ культуры древнего Казахстана.
Зарождение мифорелигиозных основ культуры древнего Казахстана.
Рассматриваемые проблемные вопросы (план лекции):
- Тенгрианство.
- Тюркские символы.
- Тотемизм.
- Сакский звериный стиль: символика и мифопоэтика
Сакский звериный стиль: символика и мифопоэтика
Рассматриваемые проблемные вопросы (план лекции):
1. Скифо-сакский звериный стиль.Краткое содержание данной лекции: В середине I тысячелетия до н.э. в Великой Степи сложилась система особого типа, названная в последствие кочевнической. Ее границы простирались от Черного моря до Кореи. История называет ее скифским миром. Необходимо сразу подчеркнуть, что «скифы» - общий термин, обозначающий древних кочевников Азии, и впервые ввел его в научный оборот «отец истории» Геродот. Геродот много путешествовал и видел только западные окраины Скифии (Причерноморье), но и это позволило ему предположить, что этот мир огромен. С другой стороны, нам известно и другое название - «саки». Оно запечатлено в древнеиранских манускриптах и выбито на каменных стелах, навсегда увековечивших народы, граничащих с персами на северо-востоке их империи (Центральная Азия).
- Культура и искусства средневекового (тюрко-монгольская эпоха)
Культура и искусства средневекового (тюрко-монгольская эпоха)
Рассматриваемые проблемные вопросы (план лекции):
Казахстана.
1. Религия, календарь, язык и письменность.
Краткое содержание данной лекции: В середине VI века почти все гигантское степное пространство Центральной Азии оказалось охвачено единым территориально-политическим образованием, известным в истории как Тюркский каганат или Великая Тюркская империя. К XIII веку тюрки под влиянием различных процессов потеряли «имперскую идеологию и мощный центр власти», и в это время на «сцену» евразийской степи выходит племя монголов во главе с Чингисханом. Именно с монголами отождествляется новая эпоха в истории кочевников Казахстана. Тенгрианство, зародившись в глубинах натурфилософии сакских племен, стало одним из основополагающих аспектов мировоззрения древних тюрков. - Архитектура, мемориальное зодчество, скульптура, прикладное искусство, ремесла
Архитектура, мемориальное зодчество, скульптура, прикладное искусство, ремесла
Рассматриваемые проблемные вопросы (план лекции):
1. Средневековые города Казахстана.
2. Первая постройка мавзолея.
Краткое содержание данной лекции: В тюрко-монгольский период в Казахстане существовало множество цветущих городов с прекрасными архитектурными ансамблями, дворцами и мечетями, величественными мавзолеями, медресе и мастерскими гончаров, кузнецов и ювелиров. В некоторых городах ремесленники жили целыми кварталами. Существовало несколько типов городского жилища: анфиладный, крестовидный и многосекционный. Средневековые города Казахстана имели различные варианты планировки. - Фольклорные традиции, музыкальное и танцевальное искусства
Фольклорные традиции, музыкальное и танцевальное искусства
Рассматриваемые проблемные вопросы:
Краткое содержание данной лекции: Духовная жизнь древних тюрков представлена богатейшим фольклорным наследием. Постепенное выделение индивида-шамана, и практически одновременное «формирование типов акына и сала» говорит о том, что формируется индивидуальное начало «творца-художника слова». В эпоху ранних кочевников создаются «тайные союзы», культивировавшие культ аруахов – «прославленных воинов и полководцев». Членам этих союзов были свойственны элементы театральности, в одежде, «странность и необычность телодвижений», что в дальнейшем послужило развитием творческой практики – «поэтов-импровизаторов, певцов и композиторов эксцентрического поведения» - типов салов. - Культура и искусство Казахстана ХҮ-ХҮІІІ веков
Культура и искусство Казахстана ХҮ-ХҮІІІ веков
Рассматриваемые проблемные вопросы (план лекции):
1. Архитектура.
2. Мемориальное зодчество.
3. Прикладное искусство.
Краткое содержание данной лекции: XV века начинается формирование и развитие казахской государственности. Это время богато историческими со-бытиями и знаковыми именами, существенно повлиявшими, а подчас и определившими судьбы последующих эпох. Преодолевая многочисленные препятствия, формирование этнополитической общности «казах» и этнической территории Казахского ханства осуществлялось с конца XIV по XVI век включительно. - Казахская юрта
Казахская юрта
Рассматриваемые проблемные вопросы (план лекции):
1. Конструктивные элементы.
2. Прикладное искусство.
3.Керамика.
Краткое содержание данной лекции: Казахская юрта стала шедевром творческого и технического мышления многих поколений кочевников, оттачивалась веками, избавлялась от лишнего. Можно сказать, что казахский вариант юрты, учитывая ее оптимальные формы, размер и содержание – это прекрасный пример истинно дизайнерского решения. - Традиционная одежда
Традиционная одежда
Рассматриваемые проблемные вопросы (план лекции):
1. Мужской костюм.
2. Головной убор.
3. Женский костюм.
Краткое содержание данной лекции: Тесное культурное взаимодействие со среднеазиатским регионом и активность торговых магистралей обусловила определенное единообразие в одежде на огромных пространствах от Семиречья до Азербайджана. Особенно это проявлено в мужском костюме, так как именно мужчины имели возможность общаться с множеством представителей других этносов и перемещаться на большие расстояния. На основании детального анализа миниатюр XV-XIX вв. Хорасана и Мавераннахра это научно доказал исследователь М.В. Горелик. Мужской костюм представлял собой «собирательный образ», синтезировавший тюркские, ирано-месопотамские, монгольские, китайские элементы. - Испольнительские искусства
Испольнительские искусства
Рассматриваемые проблемные вопросы (план лекции):
1. Фольклор
2.Музыка
3.Танец
Краткое содержание данной лекции: Период с XV по XVIII включительно век в казахской степи ознаменован бурным развитием устного поэтического творчества. Основой здесь выступают патриархальные традиции, так как, несмотря на формирование государственности, духовно-нравственный уклад народа не менял столь стремительно. Фольклор был душой кочевника, его надеждами и радостями, буднями и праздниками.