Тематический план

  • Культура и искусство древнего Казахстана

    Рассматриваемые проблемные вопросы (план лекций):

    1.Искусство древнего Казахстана: монументальные и малые формы. Жилище древнего человека

    2. Петроглифы

    3.Монументальные формы искусства древнего Казахстана.

    Краткое содержание данной лекции: Первобытное искусство Казахстана - интересный и малоизученный пласт культуры, составляющий основу, из которой впоследствии сформировался цельный мир традиционных художественных образов. Изначально первобытное искусство развивалось по двум направлениям: монументальные и малые формы. Первое направление – монументальные формы: наскальные рисунки в пещерах и мегалиты. Второе направление: памятники искусства малых форм, мелкая скульптура, глиняная пластика, резьба по камню, кости и дереву.

  • Характеристика древних типов сооружений и поселений, обнаруженных на территории Казахстана.

    Рассматриваемые проблемные вопросы  (план лекции):

    1.Жилище древнего человека.

    2. Мировое дерево.

    Краткое содержание данной лекции: Первым жилищем человека были пещеры. Харак­терно, что все пещеры, служившие древнему человеку укрытием и жилищем, обращены на юг или юго-восток, в результате чего осенний и зимний периоды они мели естественный обогрев. Для сохранения тепла в холодное время года вход в пещеры древние люди загораживали жердями и шкурами животных.


  • Зарождение мифорелигиозных основ культуры древнего Казахстана.

    Рассматриваемые проблемные вопросы  (план лекции):

    1. Тенгрианство.
    2. Тюркские символы.
    3. Тотемизм.
    Краткое содержание данной лекции: Тенгрианство, зародившись в глубинах натурфило­софии сакских племен, стало одним из основополагаю­щих аспектов мировоззрения древних тюрков. Вечное Синее Небо – Тенгри или тенгрианство – мировоззрен­ческая система древних кочевников Центральной Азии, согласно которой Вселенная состоит из трех миров.

  • Сакский звериный стиль: символика и мифопоэтика

    Рассматриваемые проблемные вопросы  (план лекции):

    1. Скифо-сакский звериный стиль. 

    Краткое содержание данной лекции: В середине I тысячелетия до н.э. в Великой Степи сложилась система особого типа, названная в последствие кочевнической. Ее границы простирались от Черного моря до Кореи. История называет ее скифским миром. Необходимо сразу подчеркнуть, что «скифы» - общий термин, обозначающий древних кочевников Азии, и впервые ввел его в научный оборот «отец истории» Ге­родот. Геродот много путешествовал и видел только западные окраины Скифии (Причерноморье), но и это позволило ему предположить, что этот мир огромен. С другой стороны, нам известно и другое название - «саки». Оно запечатлено в древнеиранских манускриптах и вы­бито на каменных стелах, навсегда увековечивших наро­ды, граничащих с персами на северо-востоке их империи (Центральная Азия).

  • Культура и искусства средневекового (тюрко-монгольская эпоха)

    Рассматриваемые проблемные вопросы  (план лекции):

    Казахстана.

    1. Религия, календарь, язык и письменность.

    Краткое содержание данной лекции: В середине VI века почти все гигантское степное пространство Центральной Азии оказалось охвачено еди­ным территориально-политическим образованием, известным в истории как Тюркский каганат или Великая Тюркская империя. К XIII веку тюрки под влиянием различных процессов потеряли «имперскую идеологию и мощный центр власти», и в это время на «сцену» евразийской степи выходит племя монголов во главе с Чингисханом. Именно с монголами отождествляется новая эпоха в истории кочевников Казахстана. Тенгрианство, зародившись в глубинах натурфило­софии сакских племен, стало одним из основополагаю­щих аспектов мировоззрения древних тюрков.

  • Архитектура, мемориальное зодчество, скульптура, прикладное искусство, ремесла

    Рассматриваемые проблемные вопросы  (план лекции):

    1. Средневековые города Казахстана.

    2. Первая постройка мавзолея.

    Краткое содержание данной лекции: В тюрко-монгольский период в Казахстане суще­ствовало множество цветущих городов с прекрасными архитектурными ансамблями, дворцами и мечетями, величественными мавзолеями, медресе и мастерскими гончаров, кузнецов и ювелиров. В некоторых городах ремесленники жили целыми кварталами. Существовало несколько типов городского жилища: анфиладный, кре­стовидный и многосекционный. Средневековые города Казахстана имели различные варианты планировки.

  • Фольклорные традиции, музыкальное и танцевальное искусства

    Рассматриваемые проблемные вопросы:

    Краткое содержание данной лекции: Духовная жизнь древних тюрков представлена бо­гатейшим фольклорным наследием. Постепенное выде­ление индивида-шамана, и практически одновременное «формирование типов акына и сала» говорит о том, что формируется индивидуальное начало «творца-художника слова». В эпоху ранних кочевников создаются «тайные союзы», культивировавшие культ аруахов – «прославленных во­инов и полководцев». Членам этих союзов были свой­ственны элементы театральности, в одежде, «странность и необычность телодвижений», что в дальнейшем по­служило развитием творческой практики – «поэтов-им­провизаторов, певцов и композиторов эксцентрического поведения» - типов салов.

  • Культура и искусство Казахстана ХҮ-ХҮІІІ веков

    Рассматриваемые проблемные вопросы  (план лекции):

    1. Архитектура.

    2. Мемориальное зодчество.

    3. Прикладное искусство.

    Краткое содержание данной лекции: XV века начинается формирование и развитие казахской государственности. Это время богато историческими со-бытиями и знаковыми именами, существенно повлиявшими, а подчас и определившими судьбы последующих эпох. Преодолевая многочисленные препятствия, формирование этнополитической общности «казах» и этнической территории Казахского ханства осуществлялось с конца XIV по XVI век включительно.

  • Казахская юрта

    Рассматриваемые проблемные вопросы (план лекции):

    1. Конструктивные элементы.

    2. Прикладное искусство.

    3.Керамика.

    Краткое содержание данной лекции: Казахская юрта стала шедевром творческого и технического мышления многих поколений кочевников, оттачивалась веками, избавлялась от лишнего. Можно сказать, что казахский вариант юрты, учитывая ее оптимальные формы, размер и содержание – это прекрасный пример истинно дизайнерского решения.

  • Традиционная одежда

    Рассматриваемые проблемные вопросы  (план лекции):

    1. Мужской костюм.

    2. Головной убор.

    3. Женский костюм.

    Краткое содержание данной лекции: Тесное культурное взаимодействие со среднеазиатским регионом и активность торговых магистралей обусловила определенное единообразие в одежде на огромных пространствах от Семиречья до Азербайджана. Особенно это проявлено в мужском костюме, так как именно мужчины имели возможность общаться с множеством представителей других этносов и перемещаться на большие расстояния. На основании детального анализа миниатюр XV-XIX вв. Хорасана и Мавераннахра это научно доказал исследователь М.В. Горелик. Мужской костюм представлял собой «собирательный образ», синтезировавший тюркские, ирано-месопотамские, монгольские, китайские элементы.

  • Испольнительские искусства

    Рассматриваемые проблемные вопросы (план лекции):

    1. Фольклор

    2.Музыка

    3.Танец

    Краткое содержание данной лекции: Период с XV по XVIII включительно век в казахской степи ознаменован бурным развитием устного поэтического творчества. Основой здесь выступают патриархальные традиции, так как, несмотря на формирование государственности, духовно-нравственный уклад народа не менял столь стремительно. Фольклор был душой кочевника, его надеждами и радостями, буднями и праздниками.