Текст лекции 8.

Тема лекции 8: Самопознание через внеучебную деятельность.

План лекции:

 

          1.Виды внеучебной деятельности

          2.Пример учителя

          3.Правила проведения благотворительной акции

          4.Примеры инсценировок в драмкружке

          5.Проект внеучебной деятельности на основе Общечеловеческих ценностей

 

Литература:

1. Мукажанова Р.А., Сакенова Е.Н., Исмаилова О.Г., Абулхасанова Г.Е.   Организация внеклассной работы в пилотных школах с интеграцией программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в единое образовательное пространство. Методическое пособие для учителей – Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2014.

2. Общечеловеческие ценности (5-11 кл.). Методическое пособие для учителей/ Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2014.

 Внеклассная работа предоставляет широкие возможности для духовно-нравственного развития учащихся на основе общечеловеческих ценностей и подготовки их к жизни. Внеклассная работа в школе – важнейшее средство приобщения ребёнка к гуманистическим ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Поэтому сегодня для школы очень важно, как будет организована внеурочная деятельность, через которую учащиеся будут вовлечены в творческие и исследовательские проекты, различные занятия, спортивные соревнования, кружки и др. В этом процессе они начнут выявлять в себе общечеловеческие ценности. Школьники научатся принимать решения, научатся искусству отношений и понимания, помощи друг другу. Они смогут формулировать свои интересы, научатся осознавать возможности внеклассной работы, которая организуется после уроков.

Введение ценностей во внеучебную деятельность через спорт, драмкружок, клуб по интересам, благотворительные акции, уголок поэтов, походы, дискуссионные площадки, дни спорта, науки и др. К примеру, занятия спортом подходят для поощрения таких хороших качеств, как работа в команде, единство и взаимопомощь, умение уступать. Темами, выбранными для обсуждения на дискуссионных площадках, могут быть насущные вопросы, содержащие в себе нравственные аспекты.

Говоря о роли учителя в организации внеклассной работы и в целом в жизни ребенка, можно рекомендовать учителю следующие правила для руководства в своей работе:

1. Учитель дает реальное вдохновение, чего не может дать ни одна книга.

2. Учитель является практическим примером чистоты и простоты.

3. Учитель передает свой опыт постижения духа.

4. Учитель не подавляет свободу личности, вдохновляя учеников быть смелыми перед лицом испытаний.

5. Учитель знает ученика лучше, чем он сам.

6. Учитель никогда не будет впечатлен внешним, социальным проявлением в ученике.

7. Учитель не только показывает ученику путь, но и помогает ему в каждом шаге.

8. Учитель никогда не теряет веру в ученика, даже в тех случаях, когда он не верит в себя.

9. Учитель не только говорит ученику, но и демонстрирует, как внутренняя сила может быть увеличена настолько, что человек может творить чудеса в мире.

10. Учитель побуждает ученика к осознанию духовного в жизни.

11. Учитель делает ученика бесстрашным и смелым.

12. Учитель ничего не хочет от ученика.

Делая вывод о роли учителя в воспитательном процессе, необходимо подчеркнуть, что она состоит не в том, чтобы взять руководство этим процессом в свои руки. Направляющая и организующая сила учителя будет значительнее, если в ней будет больше вдохновения.

          Правила проведения благотворительной акции

Во время проведения благотворительной акции важны:

1. Атмосфера общего дела, в котором принимают участие и дети, и родители, и учителя, и администрация на равных основаниях.

2. Обязательное подробное объяснение всех деталей того, что мы делаем.

3. Непременный финал с показом фильма или фотостенда, в котором дети видят, кому подарены их подарки.

Также важно понимать, что, во-первых, бессмысленно принимать участие в подобных акциях разово.

          Во-вторых, у каждой акции должен быть финал - нечто, что подводит итог: видео или фотосъемка передачи подарков, ответные письма от детей из детских домов и т.д.

В-третьих, дети должны знать и видеть, что и взрослые (учителя, администрация) тоже участвуют в акции.

Пример учителя – главное во внеучебной деятельности. Учителя должны быть наставниками и источниками вдохновения для учеников, достаточно творческими и интуитивными, чтобы использовать любую ситуацию как средство, способствующее выявлению ценностей. Используя в разных формах деятельностный подход в воспитательной работе, мы реально видим ее результат, который невозможен после даже самых проникновенных лекций и бесед о доброте, милосердии и душевной щедрости без подкрепления поступками.

 

 

План проекта внеучебной деятельности

 

Школа ______________ Класс ___________________ Кол-во учащихся ______________

Дата ________________ Педагог _____________________________________________

Место проведения проекта внеучебной деятельности _______________________________

 

Цель:

Задачи:

 

Ресурсы:(материалы, источники)

 

 

План подготовки к проведению проекта внеучебной деятельности (каждый пункт плана раскрыть в 3-5 предложениях)

1.

 

2.

 

3.

Анализ

 

 

План проведения мероприятия.

1.

 

2.

 

3.

 

Педагог  _________________________ 

 

Директор _________________________