Текст лекции 9.

Тема лекции 9: Нравственные качества истинного лидера.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1.Почему актуально лидерство в современном мире?

2.Великие духовные учителя о лидерстве

3.Великие и истинные (достойные) лидеры

4.Истинное лидерство — побочный результат нравственно-духовного развития личности

5.Качества истинного лидера

6. Примеры истинных лидеров

 

Литература:

1. Культура лидерства. Методическое пособие для учителей. / Омарова Г.А., Мукажанова Р.А./–Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2014.–97с.

2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. – М.: Высш, школа, 1981. - 374 с.

3.  «Книга о Дао и Дэ» («Дао-дэ цзин»). Абсолютное Дао. Беседы о трактате Лао-цзы "Дао Де Цзин": Ошо — Москва, ИГ "Весь", 2008 г.- 352 с.

4. Джон Хейдер. Дао лидера

5. «Конфуций. Луньюй. Изречения».  - Издательство: Эксмо - Пресс, 2009. – 400 с.

6. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1. — М.,1972.

 

 

 Вопросы правильного управления и достойного лидерства интересовали человечество с давних времен. Многие великие учителя человечества написали трактаты, в которых даны наставления тем, в чьих руках была сосредоточена большая власть и возможности. Великие учителя думали и заботились о будущем народов, о духовном состоянии правителей и моральном облике общественных деятелей, решавших судьбы людей.

Если мы внимательно ознакомимся с древними идеями о лидерстве, то увидимся, насколько они актуальны сегодня. Недаром говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Обогатить современное понимание лидерства духовно-нравственными, возвышенными размышлениями великих мудрецов особенно необходимо в наше время, так как бездуховное образование и воспитание молодежи рождает лидеров, заботящихся только о личном успехе и карьере. Поэтому в данной главе будут представлены некоторые идеи из сокровищницы общечеловеческой мудрости о том, как быть достойным и эффективным лидером на благо обществу.

 

Платон

(428-347 до н.э.)

 

Платон был учеником Сократа и написал несколько произведений о жизни, беседах и смерти Сократа. Интересными для исследования вопросов лидерства и управления являются его произведения «Государство», «Законы» и диалог «Политик». Платон писал об Идеях, Справедливости и Государстве, сочетая философское начало и политические идеи. Он занимался подготовкой правителей-философов, способных править справедливо, следуя принципам общего блага.

Платон писал: «Справедливость столь же хранит государство, сколь и человеческую душу, поэтому раз невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его внутри себя». Поэтому, самым важным для правителя Платон считал его стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Развитие добродетельных человеческих качеств: мужества, мудрости, умеренности, справедливости – позволяет душе подниматься к высшему миру идей, схватывая суть вещей, что необходимо для мудрого правления.

Платон подчеркивал, что правитель должен быть не только обладающим знанием многих наук, но и духовно мудрым, мудрость необходима для правильного руководства людьми. Платон так описывает идеального правителя (лидера): «…когда божественная любовь к рассудительным и справедливым нравам зарождается в лицах, облеченных высшей властью… жизнь его блаженна и блаженны люди, внимающие словам, исходящим из его рассудительных уст. Если у человека величайшая власть соединяется с разумением и рассудительностью, возникает наилучший государственный строй и наилучшие законы – иного не дано». Таким образом, Платон превыше всего ставил в правителях любовь к добродетели и высшим нравственным ценностям человеческой жизни. Он полагал важным, чтобы эта любовь проявлялась  не только на словах, но и, прежде всего,  на деле.

«Добродетель подданных – в повиновении» – считал Платон: «Не дело правителя просить, чтобы подданные ему подчинялись». Подданные сами заинтересованы в мудром правителе, поэтому обретя такого, они охотно следуют его приказам. Трагедия подданных и самого правителя – превращение правителя в тирана («тираническая душа несчастна»). Платон справедливо считал, что подданные сами несут за это часть ответственности.

 

 

 

Лао-Цзы

(IV век до н.э.)

 

Великий китайский мыслитель и святой человек говорил: «Небо и земля долговечны потому, что они существуют не для себя. Мудрый человек ставит себя позади других, благодаря чему он оказывается впереди людей. Знающие не говорят, говорящие не знают. Кто оставляет свои желания, отказывается от страстей, притупляет свои стремления, освобождает свои [мысли] от путаницы, умеряет свой блеск, сводит [свои впечатления] воедино, тот представляет собой тождество глубочайшего. Мудрый человек ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдает другим».

Книга Лао Цзы «Дао Дэ Цзын» является одной из любимых в Китае книг мудрости. Первоначально книга была адресована политикам и вождям Древнего Китая. Преподаватель Джон Хейдернашел, что «Дао Дэ Цзын» – это незаменимая книга для семинаров лидеров групп, психотерапевтов, преподавателей. Студентам она нравится. Она проста и совершенствует вкус. Но важнее то, что «Дао Дэ Цзын» объединяет мастерство лидера с его образом жизни: наша работа есть наш Путь.

Приведем отрывки из этой книги, предложенной в переводе и трактовке Джона Хейдера.

- Зная, как работают противоположности, мудрый руководитель не торопит события, а позволяет процессу развернуться самому. Лидер учит скорее примером, чем призывая других, как им следует поступать.

- Люди обучаются тому, что эффективное действие возникает из молчания и ясного чувства бытия. Лидер не позволяет себе быть предвзятым. Лидер не сплетничает о других и не тратит силы в спорах о достоинствах конкурирующих теорий. Молчание является великим источником силы.

- Небо и земля устойчивы, потому что они не просто эгоистичны и себялюбивы, а потому что существуют в интересах всего творения. Мудрый лидер, зная это, держит свой эгоцентризм под контролем, и делая так становится еще более эффективным.

Просвещенное руководство представляет собой служение, а не эгоизм, не любовь к себе. Лидер работает и существует дольше, если ставит благополучие всех выше благополучия одного себя.

- Мудрый лидер подобен воде.

Рассмотрим воду: вода очищает и освежает все создания, вода свободно и бесстрашно проходит в глубине вещей, вода текуча и восприимчива, вода следует Закону без принуждения.

Рассмотрим лидера: лидер работает в любой ситуации без жалобы, с каждым лицом или результатом; лидер действует так, словно все приносит пользу и хорошо служит независимо от личной выгоды; лидер разговаривает просто, честно трудится ради того, что может пролить свет и создать гармонию.

Наблюдая движение воды, лидер познал, что в действии чувство времени и своевременность это все. Подобно воде, лидер уступает. Потому что лидер не торопит, группа не торопит, группа не обижается и не сопротивляется.

- Если вы не можете понять, что происходит в группе, не присматривайтесь с большим усердием. Расслабьтесь и мягко взгляните вашим внутренним взором.

Если же вы не понимаете, что говорит человек, не старайтесь уловить каждое слово. Оставьте усилия. Погрузитесь в молчание и слушайте своим более глубоким «я».

Если вы озадачены тем, что видите или слышите, не прилагайте усилий, чтобы понять вещи. Отойдите на мгновение назад и успокойтесь. Когда человек спокоен, сложные события становятся простыми.

- Стройте в настоящем. Настоящее более доступно, чем память о прошлом или фантазии о будущем.

Будьте внимательны к тому, что происходит сейчас.

- Чтобы стать более мудрым, оставьте свой эгоизм. Освободитесь от усилий стать совершенным или богатым, или желанным.

Мое глубокое «я» знает, что я един со всем остальным миром. Все творение это единое целое, которое работает в соответствии с Единым Принципом. Я освобождаюсь от эгоизма и оставляю иллюзию отдельного существования. Я действую в интересах целого. Я пребываю в мире и обладаю неизрасходованной энергией, потому что я не сопротивляюсь тому, что происходит.

- Убедитесь, что любая модель, которая у вас есть, согласуется с традиционной мудростью: насладитесь мудростью всех религий.

Большинство людей озабочено бесконечными нуждами, а мудрый лидер тих и углублен в размышления. Большинство людей стремится к новизне, а мудрый лидер предпочитает то, что обычно и естественно.

Удовлетворенность делает возможной простоту в жизни. То, что широко распространено и является всеобщим, то, что естественно, ближе к источнику творения это и есть традиционная мудрость.

- Мудрый лидер говорит редко и кратко. Ведь ни одно естественное излияние не происходит вечно. Идет дождь, затем перестает. Гремит гром и затихает.

Лидер учит больше через действие. Качество молчания человека выражает больше, чем длинные речи. Будьте тихим. Следуйте вашей внутренней мудрости. Чтобы познать внутреннюю мудрость, вы должны быть тихим. Лидер, который знает, как быть тихим, и ощущает глубину, будет эффективным. Но лидер, который болтает, хвастает и пытается внушать группе, не сосредоточен и не выдерживает большой нагрузки.

- Даже если жесткое вмешательство привело к блестящему успеху, нет причин для поздравлений. Был нанесен вред. Чей-то процесс нарушен. Тот, чей процесс был нарушен, весьма вероятно, может стать менее открытым и будет сильнее обороняться.

Хорошее искусство лидера заключается в том, чтобы делать меньше, а быть больше. Ошибочно считать, что великий лидер выше других. Парадоксально, но величие приходит из знания того, как занимать низкое положение, быть слугой, быть пустым и восприимчивым.

- Три качества бесценны для лидера:

   1. сочувствие ко всем созданиям;

   2. материальная простота или умеренность;

   3. чувство равноправия или скромность.

- Мудрый лидер создает образец духовного поведения и живет в гармонии с духовными ценностями. Лидер демонстрирует силу самоотверженности и целостности со всем творением»

 

 

Конфуций

(551 – 479 гг. до н. э.)

 

Конфуций говорил о человечности и моральном долге, о знании и любви, о том, что значит быть благородным мужем, который живет высокими помыслами своей души и стремится к общему Благу, и что значит быть маленьким человеком, который стремится лишь к собственной выгоде и комфорту. В этом мире наше единственное предназначение – быть человечными, а значит, сострадательными и великодушными.

«Я ежедневно проверяю себя в трех отношениях: преданно ли служу людям, искренен ли в отношениях с друзьями, повторяю ли заповеди учителя?».

Далее изложим кратко некоторые положения великого учения Конфуция.

Высшая цель жизни человека состоит в том, чтобы осознать истинную сущность собственного «я» и следовать высшей воле и нравственным законам, это и есть небесный путь.

Каждый человек может проявить в своей жизни заложенный в нем от рождения небесный дар добродетели. Высшие законы бытия, которым необходимо следовать, находятся внутри нас. Многие люди ищут небесный дар и не видят, прислушиваются к его зову и не слышат, а, между тем, этот дар пронизывает весь мир, ничто не может существовать без него: «Когда желания проникнуты добром и любовью, душа становится правдивой и чистой. А когда душа становится правдивой и чистой, человек избавляется от пороков и становится лучше. А когда человек избавляется от пороков и становится лучше, то в его семье устанавливается порядок. А когда в семье устанавливается порядок, то и в стране наблюдается благоустройство. А когда в стране наблюдается благоустройство, то устанавливается мир и согласие во всей Вселенной. Владейте собою настолько, чтобы уважать других, как самих себя, и поступайте с ними так, как вы желаете, чтобы они с вами поступали».

Конфуций в своем учении основное внимание уделяет описанию качеств «Благородного мужа» (Цзюнь-цзы). «Благородный муж» это идеальный человек, который проявляет в своей повседневной жизни нравственные ценности, выполняет свой долг и обязанности, действует на всеобщее благо. Такой человек является примером для подражания всем людям, независимо от происхождения. «Благородный муж» отличается от «малого человека» тем, что для него всегда на первом месте – благо народа и справедливость, а для «малого человека» на первом месте – его личная выгода. Конфуций говорил, что «мужи высоких помыслов и те, которые полны человечности, не согласятся ради сохранения своей жизни нанести вред человечности, но могут лишь пожертвовать собой, чтобы до конца быть честными и человечными. Благородному мужу можно вверить сироту, судьбу страны, его нельзя склонить к измене долгу». «Благородный муж» не идет на поводу у чувственности, предпочитая добро, служит отцу и матери, готов пожертвовать собой ради народа и  государя, ко всем обращается с праведным и искреннем словом.

«Благородный муж» – это справедливый и образованный человек, сострадательный к судьбам других людей, учтивый, милосердный, вызывающий уважение человек, но главное – обладающий могучей силой воли и стойкостью духа. Благородный муж стойко принимает удары судьбы, даже смерть, так как знает, что служил добру и справедливости, совесть его чиста. «Низкий человек» (сяо жэнь) – это полная противоположность «благородного мужа». Такие люди заботятся только о личной выгоде, ищут сообщников, но не уважают ни их, ни себя, требуют  милостей и даров, но, получив желаемое, не испытывают благодарности.

Отвечая на вопрос о том, позволено ли убивать людей в целях улучшения положения в государстве, Конфуций писал: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого мужа подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».

Предназначение благородных мужей – это забота о благе народа, именно для выполнения этого Конфуций готовил своих учеников. То есть, Конфуций через духовно-нравственное образование готовил истинных лидеров своего народа. Учитель подчеркивал, что возможность стать «благородным мужем» есть у каждого человека, это не удел избранных. Необходимо только личное желание совершенствоваться и хорошая система воспитания и образования, основанная на духовно-нравственных небесных законах. Учитель сказал: «Каждый может стать благородным мужем, нужно только решиться им стать».

Конфуций полагал, что правителю следует иметь пять прекрасных качеств: «…благородный муж в доброте не расточителен; принуждая к труду, не вызывает гнева; в желаниях не алчен; в величии не горд; вызывая почтение, не жесток».

Идеальный правитель должен избегать «четыре отвратительных качества: «жестокость (если народ не поучать, а убивать, это называется жестокостью), грубость (если народ не предупредить, а затем выразить недовольство, увидев результаты труда, это называется грубостью), разбой (если настаивать на быстром окончании работы, прежде дав указание не спешить, это называется разбоем), жадностью (если обещать награду, но поскупиться ее выдать, это называется жадностью).  Если народ упрямо не желает следовать правителю, тот должен быть твердым. Если же он послушен, правитель должен уметь быть мягким».

Из жизни Конфуция...

Конфуция воспитывала мать, так как отец рано умер. Мать была очень мудрой и образованной женщиной и дала сыну прекрасное образование и воспитание. Как того желала мать, маленький Конфуций часто проводил время с мудрыми и уважаемыми людьми, вдохновляясь возвышенными идеями и мыслями. При окончании школы Конфуций самые высокие оценки по всем предметам на экзаменах. В 17 лет Конфуцию предложили государственную должность хранителя амбаров с рисом. «Мои счета должны быть верны. Вот единственно, о чем я должен заботиться» – говорил Конфуций. Потом он стал и государственным хранителем скота провинции. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены. Вот моя забота» – так говорил юный мудрец.

«Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли работаешь на том месте, где находишься», – говорил он. В двадцать пять лет Конфуций уже имел высокую репутацию и общенародное признание.

По приглашению властей Конфуций поехал в столицу древнего Китая и там основал школу мудрости. У Конфуция появились первые ученики, которых он воспитывал быть «целостными людьми», с одной стороны, полезными государству и обществу, а, с другой, – осознающими свою ответственность перед Небом. Свои принципы обучения Конфуций изложил в ясной и афористичной форме: «Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, того не вдохновляю. Тому, кто простое не понимает, сложное не повторяю».

Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому его жизнь целиком и полностью соответствовала его убеждениям. Философия была для него не моделью идей, выставляемых напоказ, а системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа. В жизни Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой.

Умер этот пророк и мудрец в 479 году до нашей эры.

Конфуций был и остается одной из величайших фигур в духовной истории человечества. Он не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках:

«В 15 лет я обратил помыслы к учению.

В 30 лет – я обрёл прочную основу.

В 40 лет – я сумел освободиться от сомнений.

В 50 лет – я познал волю Неба.

В 60 лет – я научился отличать правду ото лжи.

В 70 лет – я стал следовать зову моего сердца и больше не нарушаю священных правил». 

Аль-Фараби

(870-950 гг.)

 

В «Социально-экономических трактатах» аль-Фараби отразил общечеловеческие ценности, близкие представителям всех культур, времен и вероисповеданий, раскрыл идеал общественного устройства, где люди объединены и действуют совместно в целях достижения счастья. Аль-Фараби пытается найти выход из социальных затруднений его времени, предлагая свою модель общества – «добродетельный город», осуществление которой возможно при достижении людьми всестороннего совершенства. Социально-этические трактаты помогают понять взгляды аль-Фараби на общество, на роль и назначение правителя и людей, показывают, какими бы он хотел их видеть: «Добродетельный город подобен совершенному здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее наиболее полной. В добродетельных городах стремятся к достижению истинного счастья для всех жителей, господствует добро и справедливость, осуждаются несправедливость и зло».

Но что такое счастье и всегда ли люди правильно понимают, в чем их счастье? Прежде всего, великий мыслитель говорит о том, что необходима мера во всем. Даже хорошее качество характера человека, проявленное чрезмерно, может привести к страданию. Например, чрезмерная смелость приводит к безрассудству, чрезмерная щедрость к расточительности, чрезмерная общительность к болтливости и так далее.

Далее аль-Фараби размышляет о том, каким должен быть правитель добродетельного города? Прежде всего, он замечает, что только человек, нашедший истинное счастье в своей жизни, может других привести к настоящему счастью, а если сам правитель гонится за иллюзорным, неистинным счастьем, то он не сможет стать счастливым и привести своих подданных к счастью.

Делая различие между истинным и ложным счастьем мыслитель исследует природу человека и замечает, что человеку присущи три вида воли:

- Воля к исполнению желаний, исходящих из пяти органов чувств (еда, чувственные удовольствия и т.д.).

- Воля к исполнению желаний исходящих из воображения (власть, социальный статус и др.). Действительно, наши желания иметь больше денег, иметь более престижную работу и т. д., появляются потому, что мы вообразили, что это принесет нам счастье. Стоит задуматься так ли это? Все ли богатые люди счастливы? Все ли люди, обладающие властью счастливы? Следует учиться отличать реальное от воображаемого, истинное от ложного.

- Воля к исполнению желаний, исходящих из высшего разума, размышления (самосовершенствование, желание иметь хороший характер, творить добро, служить бескорыстно обществу и др.).

Первые два вида воли могут иметь место и в неразумном животном. Третья воля присуща только человеку и является истинным свободным выбором. Но не каждый человек использует этот вид воли.

«Если человек наделен всеми тремя видами воли, тогда он может стремиться к счастью, поскольку он обладает способностью различать добро и зло».  Аль-Фараби утверждает, что истинное счастье -  это абсолютное благо, ибо природу счастья может познать только высший разум, который истекает от бытия Первопричины. Если человек медлит с развитием высшего разума, то, не осознав, что такое счастье, он стремится к тому, что приятно временно. Такой человек, достигнув желаемого, через некоторое время разочаровывается и начинает искать новый объект желания.

Осознать, что такое истинное счастье может только тот человек, у которого развита третья воля, воля к исполнению желаний, исходящих из высшего разума. Поэтому только такой человек может стать правителем добродетельного города, ибо только он способен осознать, что такое истинное счастье и способен привести других к этому счастью.

Правителю «добродетельного города», следует обладать многими добродетелями, прежде всего, совестью, знаниями, способностью к глубокому размышлению. Он должен быть справедливым, заботится о всеобщем благе, быть наставником для своего народа. Аль-Фараби перечисляет двенадцать качеств, которыми должен обладать правитель, наиболее значимыми являются: любовь к правде, ненависть ко лжи, обладание достойной душой и честью, презрительное отношение к деньгам и другим атрибутам мирской жизни, любовь к справедливости, решительность, смелость, отвага, отсутствие малодушия. Конечная цель государства – всеобщее благо, путь к нему – наука и духовно-нравственное образование.

Часто возникают вопросы и дискуссии, касающихся оценки деятельности хорошо известных в истории лидеров. Стоит задуматься над тем, как оценить качества того или иного лидера и какого лидера можно будет назвать истинным лидером. То есть тем лидером, который руководствовался бы в своей деятельности идеалами истины и справедливости, и чьё лидерство принесло благо всему обществу и человечеству в целом.

В решении вопросов оценки лидерства часто наблюдается путаница, поэтому нам очень важно разобраться, в чем же заключается разница между великим и истинным лидером и просто великим лидером. Решение данного вопроса актуально для современного образования, так как от этого зависит то, на каких исторических примерам мы будем воспитывать подрастающее поколение, какие идеалы и устремления положим в основу воспитания будущих лидеров страны.

Как подчеркивает российский педагог-историк, Елисов Андрей Владимирович, одним из центральных вопросов в содержании исторического образования является вопрос о роли личности в истории, значимым аспектом которого является проблема истинного величия исторических лидеров:

«Понятна потребность учеников в поиске нравственного содержания в историческом наследии, которое приходится разбирать, чтобы понять сущность истории. Нравственная задача истории состоит в том, чтобы определить, что из исторического наследия предков останется с нами как вековая святыня, а что необходимо оставить в прошлом и не нести «злой опыт» в настоящее и будущее. Оценивая содержание исторического процесса, необходимо четко представлять, какие знания истории могут воспитать в учениках высокую нравственность.

Ныне часто сетуют на падение духовности в обществе, на отсутствие любви в юных сердцах. Эти выводы удручают. Но не менее печально, что история – наставница жизни – превратилась во второстепенный предмет. Из истории исчез нравственный стержень, дух добра, зовущий к духовным поступкам. «Священная» троица истории – прошлое, настоящее, будущее – как бы разорвана и потому прошлое вызывает сожаление, настоящее – уныние, будущее – страх. Карамзин называл историю «священной книгой народов», «зерцалом их бытия», «заветом предков потомству». Он сравнивал ее с «картой для мореплавания в океане жизни», «хранительницей мудрости в короткое время человеческой жизни».…Из истории исчез положительный герой – он растворился в событиях. Они оказались выше человека».

… Действительно, много имен в истории, но разная слава стоит за ними. Почему? Кого можно назвать великими людьми в истории, а кого – истинными лидерами? Величие определяется делами, но почему «дела одних светятся и поныне, согревая светом целые народы, а дела иных продолжают источать зло»? Поиск ответов на эти и другие вопросы позволяет не только расширить кругозор, углубить знания, понять смысл личности в истории, но и, важнее всего, ориентирует учащихся на осмысление вечных общечеловеческих ценностей, помогает осуществлять свой нравственный выбор на примере вдохновляющего опыта, оставленного в истории истинными и достойными лидерами.

Поэтому, очень важно «пробудить нравственным примером из истории сердце и мысль учеников и дать возможность поработать над своим нравственным выбором».

В поисках ответа на поставленные выше вопросы доктор М.Л.Чиббер отмечает: «Достойного лидера нужно мерить тем устойчивым высоким уровнем культуры, который сохраняется долгое время после того, как он удалится со сцены. Именно это нужно иметь в виду, когда мы обнаруживаем высокую культуру, присущую какой-либо семье, организации, деловому предприятию, армии, общине и даже целому народу. Где бы мы ни наблюдали высокий уровень, он был создан благодаря лидерству великих предков или одного-двух руководителей, которые заложили основы сохранившейся культуры. Именно такого рода лидеры необходимы обществу, если оно хочет войти в эру мира и процветания, основанного на братстве всех людей».

Существует много примеров великих лидеров, чье лидерство основано не на истине и справедливости, а на жестокости и насилии. Например, люди задают вопрос: «Неужели нельзя назвать Гитлера великим лидером? Он подчинил себе великий германский народ с вековой культурой и заставил его делать то, что считал нужным. Он почти завоевал всю Европу и Северную Африку и добился небывалого расцвета немецкой экономики и индустрии». Да, трудно возразить, Гитлер был действительно великим лидером, но истинным лидером его назвать невозможно. Гитлер вверг немецкий народ, народы Советского Союза, большую часть Европы в пучину страданий и нищеты, проявил крайнюю жестокость, объявив геноцид еврейского народа. Лидеры подобные Гитлеру становятся пленниками собственного эго, своих страстей, амбиций, обид, они заражены манией величия. Они приносят горе и страдание не только другим народам, но и своему народу. Все что их интересует – это они сами. Естественно, если мы будем воспитывать подрастающее поколение на примерах таких лидеров, мы не сможем тогда надеяться, что в стране будет процветать мир и справедливость.

***Поразмышляйте вместе с учениками над тем, какие из нижеперечисленных лидеров являются истинными лидерами, а какие просто великими и известными в истории: Чингисхан, Петр Первый, Л.Н.Толстой, Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин, Сталин, Махатма Ганди, Мать Тереза, А.Линкольн, Н.Манделла? Можете дополнительно предложить свои примеры исторических лидеров.

Глубокое размышление и различение позволяет сделать вывод о том, что из вышеперечисленных лидеров, истинными лидерами мы сможем назвать только Л.Н.Толстого, Абая Кунанбаева, Ибрая Алтынсарина, Махатму Ганди, Мать Терезу, А.Линкольна, Н.Манделлу.

Не умаляя исторического значения и величия Чингисхана, Петра Первого, Сталина мы не можем назвать их истинными лидерами, в смысле приверженности идеалам истины и справедливости. Страх смерти и предательства, недоверие, месть, агрессия и жестокость, с помощью которой укреплялась власть, характеризует поведение великих завоевателей и диктаторов всех времен и народов.

Как правило, у великих завоевателей и тиранов психологические проблемы начинались ещё в детстве, в котором будущие лидеры не получили достаточно любви и признания, более того их хотели убить, или убивали родных и близких. Стремление укрепить свое господство любой ценой и страх смерти делал таких лидеров источником страха для всех подданных, от их гнева, подозрительности и просто капризов и поворотов настроения зависели жизни сотен и тысяч людей. Люди гибли в войнах, тюрьмах, в рабстве и насилии для осуществления амбициозных планов своих правителей.

Часто люди следуют за такими лидерами из страха или личной выгоды, но когда данный лидер лишается власти или умирает, народ низвергает своего кумира и начинается обратный процесс разоблачения идеального образа лидера. Иногда образ идеального лидера создается приближенными искусственно, для поддержания порядка и покорности граждан, но истинное поведение лидера кардинально отличается от созданного образа.

Совсем по-другому обстоит дело с истинными лидерами. Рассмотрим далее основные отличия истинных и великих лидеров от просто великих лидеров.

Отличие истинных лидеров состоит в том, что:

- истинные лидеры не только не боятся за свою жизнь, но готовы в любой момент пожертвовать своей жизнью для блага людей;

- истинные лидеры не только не стремятся к власти, но и часто отказываются от высоких должностей, почестей, славы (М.Ганди отказался от всех титулов и должностей, Ч.Айтматов отказался от должности Президента Киргизии);

- истинные лидеры не только не стремятся к личной выгоде, но готовы пожертвовать богатством, властью и даже жизнью во имя истины и справедливости (например, А.Линкольн готов был пожертвовать всем ради введения закона об отмене рабства и равенстве черного и белого населения Америки);

- истинные лидеры посвящают всю свою жизнь служению людям, не деля людей ни по цвету кожи, ни по национальной или религиозной принадлежности (например, Мать Тереза);

- истинных лидеров любят искренне и следуют за ними не из страха или выгоды, а по велению сердца;

- истинные лидеры живут в единстве мысли, слова и дела;

- истинные лидеры вдохновляют и помогают людям обрести веру в себя.

Всё вышесказанное можно резюмировать следующими словами: Великий лидер существует для себя, а истинный лидер – для других.

Действительно, большинство великих завоевателей и могучих правителей империй ради осуществления своих грандиозных планов принесли в мир много горя, страданий и разрушений. Для того, чтобы в будущем человечеству избежать войн, диктатур и насилия нам, наставникам подрастающего поколения предстоит вдумчиво и серьёзно переосмыслить исторический опыт и выбирать на каких примерах исторического лидерства нам стоит воспитывать молодежь. Как сказал Авраам Линкольн: «Исправлять большое и малое зло, которое произрастает из желания любви и из открытой вражды как между нациями, так и между отдельными людьми одно из высочайших призваний цивилизации».

В качестве примера приведем притчу об Александре Македонском. Александр Македонский основатель мировой державы, великий полководец. Но держава Александра Македонского распалась после его смерти.

Александр начал успешные завоевательные походы в возрасте 20 лет, взойдя на престол после смерти отца, македонского царя Филиппа II. Прежде всего он обезопасил северные рубежи Македонии и подчинил Грецию, разгромив мятежный город Фивы. Затем Александр начал завоевательный поход на Восток и за семь лет непрерывной войны полностью завоевал Персидскую империю. В возрасте 33 лет, Александр скончался по дороге домой, в Вавилоне от тяжёлой болезни. Огромная империя Александра была разделена македонскими полководцами (диадохами) между собой.

Достижения полководца в истории оценивались по-разному, в частности многие античные философы не видели ничего великого и прогрессивного в захвате новых земель. Сенека считал Александра несчастным человеком, которого гнала в неведомые земли страсть к честолюбию и жестокость, и который «старался подчинить себе всё, кроме своих страстей», ибо из наук он должен был узнать, «как мала земля, чью ничтожную часть он захватил».Сохранилось несколько притч о том, что в конце жизни Александр Македонский изменился и переосмыслил свою жизнь. Приведем здесь один из вариантов такой притчи.

 

ИСТИННОЕ ЛИДЕРСТВО КАК РЕЗУЛЬТАТ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 

В предыдущей главе мы рассмотрели разницу между просто великими и великими и истинными лидерами. В данной главе мы рассмотрим вопросы, касающиеся другой, не менее важной темы: как реализовать свой лидерский потенциал и как связан процесс воспитания лидерских качеств с процессом духовно-нравственного воспитания. Оказывается, существует прямая и непосредственная связь между ними, и она отражена в названии данной главы: истинное лидерство как результат духовно-нравственного развития личности.

 Современные люди хотят знать, как им реализовать свой лидерский потенциал и стать достойными и эффективными лидерами в той или иной сфере деятельности. Например, как можно стать эффективным лидером класса или школы, спортивной команды стать лидером в университете, в сфере обслуживания или на автомобильном заводе, в клинике или в армейском подразделении и т.д. Много различных исследований проводится в этом направлении.

Например, было замечено, что лидерство и управление не одно и тоже. Можно быть хорошим руководителем и при этом не быть достойным лидером. Но никто не сможет быть достойным лидером, не будучи хорошим руководителем. Но было бы неплохо иметь в виду, что руководство и управление – это очень полезный инструмент в руках лидера. По словам Петера Друкера и Уоррена Бениса:

«- Управление фокусирует свое внимание на низшем уровне. Как мне наилучшим образом достичь определенной цели? Лидерство имеет отношение к высшему уровню. Чего я хотел бы достичь?

- Управление делает вещи, как надо. Лидерство делает, что надо.

- Эффективность управления заключается в том, чтобы выстроить лестницу в направлении к успеху; лидер же определяет, к той ли стене приставлена лестница»

 Слово лидер произошло от английского слова lider, что означает ведущий за собой. Лидер это тот, кто пользуется авторитетом в определенной группе, и группа закрепляет за ним право принимать решения и урегулировать взаимоотношения в группе

Вообще, определений понятия лидерства очень много, только в англоязычных академических изданиях содержится более 350 определений. Это указывает не только на всеобщую путаницу по поводу этого предмета, но и на его сложность.

Одно из определений было предложено лордом Мораном, врачом британского пехотного бат­льона во время Первой мировой войны (1914–1918 гг.) во Франции.

«Лидерство – это способность построить такой план, который увенчается успехом, и дар вдохновить других на его выполнение при любых условиях, включая смерть».

Это определение состоит из двух частей. Первая часть касается способности построить план (программу, проект и т.п.), который имел бы высокую вероятность успеха. Это подразумевает, что план должен быть реалистичным. Вторая часть определения касается реализации. Но никакой план не может быть воплощен так, как первоначально было задумано, люди, реализующие планы обречены сталкиваться с трудностями и препятствиями на своём пути. Вот почему лидер должен обладать даром убеждать других исполнить план вопреки трудностям, упадку духа и неудачам. На обычном языке принятое нами определение может быть выражено очень просто. В любой ситуации, неважно в какой области и неважно насколько сложной, лидерство означает:

Лидер = Знание куда идти + способность вдохновить других туда идти

Часто возникает вопрос: каждый ли человек способен стать лидером? Возможно это особый дар, данный человеку от природы. Иногда говорят, что некоторые люди от природы обладает харизмой, то есть неким свойством исключительности, сверхъестественности, и потому только такие избранные люди могут стать лидерами. Иногда говорят, что «Нужна милость Бога» для того чтобы стать лидером. Так ли это?

В этом плане, Стенфордский Исследовательский Институт в США сделал важное открытие. В восьмидесятые годы многие американские ученые задались вопросом, почему японцы обгоняют американцев почти во всех видах деловой активности и предпринимательства. И это происходит вопреки тому, что в Японии нет достаточного количества учебных заведений, обучающих бизнесу, в то время как в Америке находится несколько лучших в мире институтов этого профиля. Открытие Стенфордского Исследовательского Института заключалось в обнаружении области, которую американцы до сих пор игнорировали, но которая, тем не менее, входит составной частью в структуру достойного лидера, и ее следовало открыть заново. В тоже время в Японии именно этому аспекту лидерства исторически уделялось большое внимание. Исследователи пришли к заключению, что:

«Двенадцать процентов эффективного управления (что является управленческим аналогом понятия лидерства) зависят от познаний, а восемьдесят восемь процентов – от правильного взаимодействия с людьми».

М.Л. Чиббер отмечает в своей книге, что правильно взаимодействовать с людьми лидеру позволяет именно его характер. Никакие поверхностно усвоенные навыки не могут поколебать этой фундаментальной истины:

«Девяносто процентов лидерства определяется нашим характером».

Таким образом, сильный характер – это общее условие для лидерства в любой сфере деятельности и он составляет девяносто процентов нашего потенциала. Если в качестве остающихся десяти процентов добавим познания в избранной нами сфере деятельности, то мы станем в ней лидерами. Например, успех деятельности генерала в армии на девяносто процентов зависит от его характера и на десять процентов от профессиональных познаний и способностей в военном искусстве. Аналогично, эффективность лидера в деловой сфере на девяносто процентов зависит от его характера и на десять процентов от его знакомства с вопросами управления в бизнесе.

Но свой характер человек развивает сам, следовательно, и свою способность быть лидером человек создает сам. В каждом человеке есть лидерский потенциал, и от самого человека зависит, будет он его развивать или нет.  Таким образом, ответ на вопрос: каждый ли человек способен стать лидером? – однозначен: «Да, если приложит соответствующие усилия по совершенствованию своего характера». Как сказал Робин Шарма: «Лидерство – это целая философия жизни. Замечательным лидером может быть не только руководитель компании или менеджер, им может быть и заботливый учитель, и увлеченный исследователь, и нежная мать. Но при этом все начинается с характера. С самодисциплины, помогающей управлять собой и познавать себя».

Так как в данном методическом пособии мы рассматриваем качества истинного лидера, то следовательно можно сказать, что девяносто процентов истинного лидерства определяется совершенным характером, то есть характером, который проявляется в единстве мысли слова и дела.

Вспомним, что цель духовно-нравственного образования – становление человека совершенного характера, основанного на вечных нравственно-духовных ценностях, живущего в единстве мысли, слова, дела.  Только человек с пробужденным духовно-нравственным самосознанием сможет отличить вечные ценности от временных, истинное от ложного, обрести счастье и сделать счастливыми других людей. Именно такое образование способствует расцвету человеческого совершенства. В этом плане следует помнить заветы великого Абая, который ещё в своё время писал, что: «Сосуд, хранящий ум и знания характер человека. Не будет пользы от учения, если нет надежного хранилища для знаний».

Духовный рост может происходить, если мы в своей повседневной жизни живем в согласии с вечными общечеловеческими ценностями. Духовность – это глубочайшая человечность! Духовность – это честность, благородство, мудрость, бескорыстная любовь, проявленная в теплых и искренних человеческих взаимоотношениях. Современное общество нуждается в образованных людях с открытым сердцем, обладающих широтой мысли, способных к бескорыстному служению обществу.

Таким образом, истинным и эффективным лидером может стать только такой человек, чьи мысли, слова и дела находятся в единстве. Мысли такого человека чисты – их источник не замутнен страстями, гневом, привязанностью, жадностью, завистью или себялюбием. Он говорит то, что думает – в этом у него нет никакой раздвоенности, он поступает так, как говорит, – в его поведении нет ни лицемерия, ни неискренности.

Когда в нашей жизни встречается такой честный, достойный человек с чистыми бескорыстными помыслами и добрым сердцем, мы доверяем ему, готовы прислушаться к его советам и даже следовать его руководству. Если наш начальник обладает подобными качествами, то мы являемся поистине счастливыми людьми и идем на работу с легким сердцем. Тогда работа осуществляется не ради денег, карьеры или любой другой выгоды, а ради осуществления возвышенных идей служения обществу, в любви и благости, и даже финансовая и карьерная сторона осуществляемой деятельности не будет иметь решающего значения. Действительно, сама возможность работать в хорошей команде с мудрым руководством, ощущая себя нужным и востребованным в осуществлении высокой идеи, приносит радость и внутреннее удовлетворение, которое не сравнить ни с каким финансовым эквивалентом.

Итак, мы доверяем человеку, у которого мысли, слова и дела на­ходятся в гармонии. Именно этот тип людей реализует свой лидерский потенциал, часто даже не стремясь и не желая быть лидером.

В современном мире много умных людей, но мало мудрых. Но именно в мудрых лидерах нуждается общество сегодня, поэтому умным людям следует искать мудрости и духовно-нравственного обновления.

Если же человек по обычным меркам умный, образованный и энергичный, но его мысли затронуты эгоистическими желаниями и намерениями скорейшего карьерного роста, то он думает одно, говорит другое, а делает третье. Такой человек, даже если он займет руководящую должность, не сможет стать истинным лидером, за которым искренне пойдут люди. Более того, эгоистические желания и нечистые мысли создадут на работе атмосферу зависти, подозрительности, недовольства, эмоциональных и психологических перегрузок, что превратит любую деятельность в нежеланную и тяжелую, выполняемую чисто из необходимости зарабатывать деньги.

Следовательно, именно духовно-нравственное образование позволяет каждому человеку раскрыть свой лидерский потенциал.

Заметим важную особенность лидерства, основанного на духовно-нравственном развитии: духовно развитый человек не стремится к лидерству и успеху. Успех приходит к нему как неизбежное следствие его достойной жизни. То есть лидерство – это непреднамеренный, побочный результат нравственно-духовного развития человека.

В этом плане интересно то, что Виктор Франкл говорил об успехе: «Снова и снова я предостерегаю своих студентов и в Европе, и в Америке: не нацеливайтесь на успех – чем больше вы стремитесь к нему, превращая в цель, тем в большей степени готовитесь его упустить.

 Ибо успех, как и счастье, не может быть навязан. Он должен придти как результат, и только так он приходит, как ненамеренный побочный результат личной преданности вещам большим, чем он сам.

 Счастье должно случиться, то же справедливо и для успеха. Вы должны позволить ему случиться тем, что не заботитесь о нем. Мне бы хотелось, чтобы вы получше прислушались к тому, что требует от вас ваше сознание, и начали бы это воплощать так хорошо, как только это возможно с учетом уровня ваших познаний.

И тогда вы доживете до того дня, когда увидите, что, в конце концов, я повторяю, в конце концов, успех придет к вам именно потому, что вы и думать забыли о нем».

Если человек же устремлен к личному успеху всеми силами и умеет мастерски манипулировать другими людьми, вынуждает их делать то, что он хочет для достижения своих целей, то в его характере будут присутствовать фундаментальные пороки и его жизнь будет отмечена двойственностью и неискренностью, что в длительной перспективе никогда не принесет успеха.

Д-р Чиббер в книге «Лидерство» подробно описал процесс лидерства.

Процесс лидерства: Быть; Делать; Видеть; Говорить.

Быть – это источник лидерства. Делать – это стиль лидерства, основанный на личном примере. Видеть  видеть реальную картину четко, до мелочей, видеть перспективу и возможные последствия тех или иных решений. Говорить – просто и ясно, от сердца, мягко и с любовью, искренне и не очень много. Слишком много говорящий руководитель утомляет, лишает слушателей энергии и попусту тратит драгоценное время.

Видеть и говорить – это функции, инструменты и техники лидерства. Когда есть основа лидерства, то инструменты и техника нарабатывается с опытом и постепенно совершенствуется и оттачивается.

Далее рассмотрим более подробно основу лидерства – быть и делать.

Быть – значит соединить в единое целое все, чем обладает личность: характер, мысли, опыт, способности, качества и познания, иными словами все, что представляет тотальное бытие личности. «Быть – вот начало и конец лидерства»42. Это простое выска­зывание содержит в себе подтвержденную историей истину, что потенциал и эффективность лидера находится в прямой зависимости от силы его Бытия. Вот почему на Рис.1. слово Быть изображено в виде самого крупного компонента процесса лидерства. Именно по этой причине в целостном и практическом подходе к проблеме лидерства, основной упор делается на Бытие. Однако, уместно повторить, что девяносто процентов Бытия лидера образуется его характером.

Процесс лидерства

 

б ы т ь

-------------------------------------

Делать

 

 


Видеть

 

 


Говорить

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1

Делать – знаменует лучший стиль лидерства, когда за собой ведут силой собственного примера, и на практике воплощают то, что проповедуют. Стиль поведения отражает в себе сущность человека, его целостное бытие. Личный пример действенен, только если бытие лидера достойно подражания. Шарлатан, пытающийся казаться тем, кем на самом деле не является, распознается очень быстро. На Рис.1. это обстоятельство отмечено пунктирной линией, разделяющей понятия быть и делать.

Личный пример оказывается самым мощным приемом воздействия на людей. Его называют методом убеждения без слов, он понятен всем и заразителен. Например, Махатма Ганди на собственном примере показал, как следует искоренять явление неприкасаемости, он общался с неприкасаемыми и питался в их домах. Ганди всегда проповедовал то, что делал сам. Очень хорошо его характеризует следующий пример (который привел в одной из своих книг Бодо Шефер). Одна из женщин попросила Ганди объяснить своему сыну, что очень вредно есть много сладкого. Ганди ответил, что на подготовку к выполнению этого задания ему потребуется 1 месяц. Когда через месяц она снова пришла к нему, Ганди в популярных выражениях объяснил ее сыну, что есть много сладкого – это вредно для здоровья. И мальчик со всем согласился. Отведя Ганди в сторону, женщина спросила его, зачем ему понадобился месяц, ведь он так все убедительно рассказал в течение буквально нескольких минут. Ганди ответил: «Я сам любил сладкое, в течении этого месяца я отказался от сладкого. Я убедился на своем опыте в пользе отказа от сладкого, благодаря этому я и был очень убедительным».

Будущему лидеру всегда следует помнить о том, что плохой пример, заразителен также как и хороший пример. Здесь уместно вспомнить притчу о горстке соли.

Притча о горсти соли

Однажды благородный король со своей армией возвращался из похода. По пути они решили сделать привал. Оказалось, что в продовольственных запасах кончилась соль. Тогда король решил отправить всадников в соседнюю деревню. Он дал им мешочек с золотом и попросил обменять его на мешочек с солью. Солдаты очень удивились такому заданию и сказали: «О, король, жители деревни отдадут нам соль просто так, даром, зачем менять её на золото?». Король ответил своим солдатам: «Если я возьму соль даром, то моя армия, которая идет за мной, полностью разграбит деревню».

Действительно, пример лидера, плохой или хороший, многократно повторяется теми, кто идет следом за лидером и усиливается как снежный ком. Поэтому лидер должен осознавать последствия своих неосторожных действий или необдуманных поступков.

Задание

1.                  Обсудить в группах следующие вопросы:

1.1 Почему истинное лидерство является непреднамеренным побочным результатом духовно-нравственного развития личности?

1.2 В чем заключается процесс лидерства?

1.5 Почему лидер несет ответственность за тех, кто идет за ним?

2. Подготовить карточки с различными нестандартными ситуациями в школе, в походе, на работе, в семье. Предложить учащимся в группах обсудить действия истинного лидера в данной ситуации. Предложить разыграть эту ситуацию.

 

 

КАЧЕСТВА ИСТИННОГО ЛИДЕРА

 

Лидерство заключается не в решении

вопросов, а в развитии людей.

Ведь это так просто – быть лидером.

Это значит помогать людям как можно

полнее раскрыть все свои таланты и

способности по мере продвижения

к достойной и высокой цели.

Роберт Шарма.

В данной главе будут более конкретно рассмотрены качества истинного лидера и даны практические советы по раскрытию лидерского потенциала личности.

Доктор М.Л.Чиббер, изучив жизнь и деятельность выдающихся истинных лидеров, обнаружил нечто очень интересное. Оказывается, все они обладали несколькими универсальными качествами характера и знаниями. Если этим качествам – придать обозримую единую форму, то образуется связная структура, изображенная на Рис.4.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 4.1

Это – сбалансированная структура, в которой каждый компонент характера и познания поддерживают друг друга. У каждого лидера баланс оказывается неповторимым. Однако, как подчеркивает доктор М.Л.Чиббер, полезно принять во внимание, что для самого наличия такого баланса необхо­димы и характер, и знания. Одно знание без силы характера делает человека нерешительным. Один характер, не опирающийся на знания, принижает потенциал лидера. От сбалансированности этой структуры зависит эффективность лидера. От этого баланса зависит его вера в себя. Вера в себя формирует у лидера установку на активность, что значит – мы ответственны за свою жизнь. Мы можем выбирать для себя: либо стремится к реализации вечных ценностей и возвышенных идеалов либо к реализации желаний своего низшего эго. У нас есть инициатива и ответственность, чтобы совершить это.

Наше поведение – результат наших решений, а не тех условий, в которых мы оказались.

Далее мы обсудим, как выше описанную структуру усилить ведением в неё общечеловеческих ценностей (Рис.4.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 4.2

 

На новой диаграмме отображены пять наиболее важных общечеловеческих человеческих ценностей. Вечные общечеловеческие ценностиэто ценности, не изменяющиеся во времени и значимые не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а имеющие значение для всего человечества. Они принадлежат всем народам, имеют глубокий внутренний смысл и предстают не просто в качестве внешних моральных правил, а как объекты прямого внутреннего опыта, то есть в их основе оказывается совесть человека как воплощение истины, праведного поведения, покоя, любви, ненасилия. Ниже дано краткое пояснение к ним:

Истина – это то, что остается неизменным, основополагающий жизненный принцип: духовное начало, пронизывающее все творение, единая суть, присущая всему мирозданию. Она не подвержена изменениям во времени - прошлом, настоящем и будущем.

Праведное поведение–это поведение, соответствующее долгу и обязательствам, поступки согласно внутреннему голосу совести.

Любовь – это чистая бескорыстная и безусловная любовь, это энергия, созидающая и поддерживающая жизнь.

Внутренний покой – совершенное умиротворение ума, глубинная природа человека.

Ненасилие – не причинение вреда никому, ни мыслью, ни словом, ни делом.

Из пяти перечисленных выше ценностей, первые две – истина и правильное поведение – включают в себя, фактически суть всей нравственности. Честность, прямота и верность внутренне прису­щи уже этим двум, что значит: во всех случаях говори правду и действуй согласно внутреннему голосу совести. И если кто-то действует на основе бескорыстной любви, то независимо от успеха или поражения, удовольствия или боли, радости или горя, он пребывает в совершенном мире и покое.

Но сначала давайте сосредоточимся на самом фундаменте лидерства – на бескорыстной любви.

Бескорыстие: фундамент лидерства Это особенно уместно сделать с учетом обстановки, которая ныне преобладает в мире. Мы живем в век, когда личные эгоистические интересы превратились в цель существо­вания. Поэтому неудивительно, что многие не соглашаются принять бескорыстие, в качестве основы лидерства сама эта идея заставляет их чувствовать себя очень неуютно.

Самолюбие – человеческое качество, бескорыстие – духовное, – вот истина, характеризующая это благородное достоинство. Оно – неисчерпаемый источник всего лучшего и нравственного в человеческих существах.

Бескорыстие (если хотите, можете назвать его жертвенностью или отсутствием эгоизма) основывается на идеале, которое человек признает в качестве цели своего существования. Центром бескорыстия как ценности выступает вера – вера в высшее начало в себе. Она одаривает нас сначала: верой в себя, потом удовлетворенностью собой, далее самопожертвованием, и, наконец, самореализацией. Бескорыстие – это средоточие всего благородного, что только есть в человеческом существе.

И, тем не менее, среди людей наблюдается огромное сопротивление тому, чтобы воспринять эту истину. К сожалению, бескорыстие никак не вписывается в современную культуру, где процветает дикая конкурен­ция и бешеная погоня за богатством. Сейчас цель существования видится в том, чтобы поскорее сделать карьеру и обогатиться за одну ночь. Следовательно, от потенциальных лидеров потребуются очень глубокие раздумья, чтобы понять, что эффективность лидера и в самом деле зависит от бескорыстия. Поэтому эту цен­ность и необходимо обсудить во всех деталях.

Доктор М.Л.Чиббер пишет: «Бескорыстный человек не жаден, он не стремится к скорейшему успеху; поэтому его прямота остается непоколебимой. Он никогда не ищет нечестной выгоды за чужой счет; поэтому честность к нему приходит сама собой. Он не карьерист; поэтому его верность сильна и неуклонна. Когда человек овладел этими ценностями, его мысли, слова и дела обретают единство. Он говорит, что думает, а делает, что говорит. В его природе нет ничего двусмысленного. На этом зиждется его надежность, и ему доверяют. А лидером может стать только такой человек, которому доверяют».

По этому поводу впечатляюще высказался Свами Вивекананда: «Я не могу требовать полного бескорыстия от всякого: это невозможно. Но, если вы не в состоянии подумать о челове­честве в целом, подумайте, по крайней мере о своей стране. Если вы не можете думать о стране, подумайте об общине. Если не думаете об общине, подумайте о своей семье. Если не можете думать о семье, подумайте хотя бы о своей жене. Ради бога, не думайте только о себе». Здесь представлен широкий спектр идеалов.

Высказывание Свами Вивекананды созвучно классификации уровней психологической зрелости, представленной в современной психологической литературе:

- младенческий уровень психологической зрелости (личность осознает ответственность только за себя и исполнение своих желаний);

- подростковый уровень психологической зрелости (личность осознает ответственность за себя и свою семью);

- младший юношеский уровень психологической зрелости (личность осознает ответственность за себя, свою семью и за свой род);

- старший юношеский уровень психологической зрелости (личность осознает ответственность за себя, свою семью, свой род и свою страну);

- взрослый уровень психологической зрелости (личность осознает ответственность за себя, свою семью, за свой род, свою страну и за всё человечество).

На начальном уровне психологической зрелости ценностным ядром личности являются – я, мне и мое, а на выс­шем уровне психологической зрелости ценностным ядром личности являются – человечество и вечные общечеловеческие ценности. Заметим, что часто физиологический возраст человека не совпадает с уровнем психологической зрелости личности. Например, человек может иметь почтенный возраст, но мыслить на уровне подростковом и даже младенческом. И наоборот, молодой человек может мыслить на взрослом уровне психологической зрелости.

Очевидно, что истинным лидером может стать только психологически зрелый человек, осознающий свою ответственность не только за себя и своих близких, но и за свою страну и за все человечество и за реализацию вечных общечеловеческих ценностей в своей жизни.

Далее рассмотрим качества, связанные с ценностью Истина: познание себя, профессиональные знания и навыки, честность. Безусловно важность профессиональных знаний и навыков трудно переоценить. Качество честности связано с базовым требованием совершенного характера: единство мысли, слова и дела. Здесь очень важно познание себя и не только с точки зрения своих сильных и слабых сторон, но прежде всего с позиций истины, то есть того что вечно и неизменно.

Воспитание истинного лидера возможно только как внутреннее самообразование, осуществляемое путём поиска мотива, смыслообразующей основы поведения не вовне (требования общества, мнения людей и т. д.), а внутри самого себя. Возможность осознания высшего  духовного Я в человеке и внутреннего нравственного долга может дать только расширение самосознания от узкого, эгоистичного до Вселенского, надличностного уровня, путём поиска ответов на вечные вопросы: Кто я? В чём смысл моей жизни?

Чем выше самознание человека, тем больше степень бескорыстия; а тогда становится выше и потенциал лидерства, это, фактически, – закон. Появление самосознания ведет к тому, что человек начинает целенаправленно и сознательно «строить себя».

А. Маслоу назвал процесс преодоления личностных уровней существования, поднятия над эго и осознания человеком своего высшего  духовного Я – трансценденцией: «Самоактуализированный человек, совершивший трансценденцию, универсален. Он принадлежит человечеству. Его питает определенная культура, но он поднимается над ней, во многом он независим от нее… Трансценденция может означать вид на жительство в высшей реальности, умение говорить языком высшего бытия, высшее постижение без конца и без срока».

В этом смысле, мы можем предположить, что все великие философы и мыслители, чьи идеи о духовном мы рассмотрели в главе 1, были людьми, совершившими трансценденцию, так как, несмотря на различие времени, культур, терминологии они писали об одних и тех же вечных общечеловеческих ценностях, на которых основывается истинное лидерство.

Как замечает выдающийся философ М. Мамардашвили, пока человек смотрит на мир из узкого мирка своего эго, говоря классическую фразу невежества: «Это все они, а не я. Я – тут ни причем», человек не способен истинно мыслить. Процесс истинного осмысления и осознания начинается с расширения самосознания до высшего духовного уровня, то есть с понимания: «Все это – Я». Таким образом, только расширение самосознания поможет человеку подняться над ограниченностью эго, оценить себя, жизненную ситуацию, решаемую проблему  с точки зрения Единства и Вечных Ценностей, что будет способствовать рождению истинной мысли и совершенного решения.

В этом плане интересна антиномия, которую проводит М. Мамардашвили между классической душой мыслителя и революционером: «Классическая душа мыслителя способна вынести мысль, что ты должен и можешь быть добрым один, просто в силу свойств самого добра. Революционер – это человек, который не может вынести такой мысли: ему нужно, чтобы все были хорошими, и тогда имеет смысл быть хорошим. Он не  в состоянии вынести, что можно и нужно быть добрым одному». То есть человек, осознавший свой духовный уровень бытия, способен быть нравственным один, не имея поддержки во внешнем мире, просто в силу веры в свою истинную духовную природу. Именно такой человек становится истинным лидером, часто не желая этого. В то время как человек, осознающий себя лишь как тело-эмоции-ум, живет с оглядкой на признание во внешнем мире, и будет стремиться к лидерству только из желания реализовать свои амбиции.

Осознав духовный уровень своего существования, человек открывает в себе бесконечный источник Любви, Внутренней силы, Покоя и начинает испытывать потребность отдавать, не желая ничего взамен, то есть бескорыстно. Э. Фромм пишет об этом так: «Человек торгашеского сознания готов давать только в обмен на что-либо. Такие люди не способны давать бескорыстно. Для творческой личности «давать» имеет другое значение. В каждом акте отдачи я воплощаю свою силу, свое духовное богатство, свою власть над собой. Я чувствую себя уверенным, способным на большие поступки, полным энергии и счастливым. Давать радостней, чем брать».

Рассмотрим вопрос связи амбиций и лидерства. Можно ли стать достойным лидером, не имея амбиций? В современном мире распространено мнение, что амбиции – это важная движущая сила лидера. Часто можно услышать такие слова: «О, это очень амбициозный молодой человек! У него большие перспективы и он далеко пойдет!» или: «Здоровые амбиции у молодёжи – это хорошо!». Но это прямо противоречит тому, что эффективность лидера зависит от бескорыстия, ведь амбиции и желание карьерного роста не совместимы с бескорыстием. А тогда, как же можно представить себе лидера, лишенного амбиций? Эти сомнения вполне законны, поэтому с ними следует разобраться.

Словари описывают понятие амбиция как «стремление к успеху или продвижению». На самом деле, амбиции являются мощной мотивировкой. Амбициозный человек нацелен на успех и продвижение, динамичен и может показать очень неплохие, но кратковременные результаты. Но те, кого вперед увлекают вечные ценности и идеалы, достигают долговременных результатов.

Фрэнсис Бекон, великий английский знаток человеческой натуры писал и об амбициях: «Амбиция напоминает постоянно движущуюся желчь, то есть такой сок в организме, который делает человека активным, стремящимся, полным живости и волнения. Но, будучи остановленной и не в силах продолжить свой путь, желчь становится жгучей и потому вредной и ядовитой. Так и амбициозные люди, найдя путь наверх открытым и продвигаясь по нему, оказываются скорее суетливыми, чем опасными; но, если их желания разоблачены, они испытывают тайное неудовлетворение и начинают бросать злобные взгляды на людей и обстоятельства. Им особенно нравится, когда дела приходят в упадок; а это худшее свойство слуги государя или государства».

Поясняя природу амбициозных людей, Фрэнсис Бекон заключает, что в окончательном итоге величайшее добро творится теми, кто более испытывает чувство долга, нежели желание роста. Другими словами, теми, кто смог перерасти уровень личной заинтересованности. Однако людям очень нелегко вырваться за пределы кольца, образованного понятиями «Я, мне и мое». Вследствие этого, государства, общества и организации, ценящие лидеров, пользуются различными приемами, чтобы создать такие условия, в которых лидеры могут подняться над личной заинтересованностью и возвысить свои, такие естественные для человека, амбиции до уровня идеалов.

В этом плане очень важные слова сказал выдающийся психиатр и истинный лидер Виктор Франкл: «Снова и снова я предостерегаю своих студентов и в Европе, и в Америке: не нацеливайтесь на успех – чем больше вы стремитесь к нему, превращая в цель, тем в большей степени готовитесь его упустить. Ибо успех, как и счастье, не может быть навязан. Он должен придти как результат, и только так он приходит, как ненамеренный побочный результат чьей-то личной преданности вещам большим, чем он сам, или как побочный результат полного подчинения своей личности кому-то другому. Счастье должно случиться, то же справедливо и для успеха. Вы должны позволить ему случиться тем, что не заботитесь о нем. Мне бы хотелось, чтобы вы получше прислушались к тому, что требует от вас ваше сознание, и начали бы это воплощать так хорошо, как только это возможно с учетом уровня ваших познаний. И тогда вы доживете до того дня, когда увидите, что, в конце концов, я повторяю, в конце концов, успех придет к вам именно потому, что вы и думать забыли о нем».

Таким образом, важно исполнять свою работу так хорошо, как только это возможно, не заботясь о вознаграждении.

Действительно, ожидания вознаграждения и чрезмерная привязанность к результату делают человека напряженным, подверженным стрессу и беспокойным. Например, если мы решая контрольную работу будем чрезмерно беспокоиться об оценке, то, скорее всего, наделаем ошибок. Если же наоборот сконцентрируемся на том, чтобы хорошо выполнить работу, то результаты, скорее всего, окажутся отличными.

Далее рассмотрим качества, связанные с ценностью Праведное поведение: сила воли и упорство, чувство долга и ответственности, смелость в принятии решений, инициатива.

Сила воли – это ключ к самосовершенствованию. Поэтому, для того чтобы развить свой лидерский потенциал необходимо воспитывать силу воли и упорство в достижении цели вопреки возникающим трудностям и препятствиям. Здесь, в качестве примера, приведем отрывок из книги доктора М.Л.Чиббера: «В качестве почетного гостя Уинстона Черчилля пригласили на празднование 150-летнего юбилея школы, в которой он учился. От него ожидали, что он выступит с центральной речью, обращенной к учащимся, с тем, чтобы вдохновить их последовать его примеру и стать выдающимися лидерами. Черчилль принял это приглашение. Во всем обществе царила атмосфера ожидания, что же им доведется услышать от Черчилля по поводу лидерства?

В назначенный день зал, где должно было состояться действо, был переполнен. Ученые и журналисты все прибывали и прибывали. Каждый стремился оказаться поближе к сэру Уинстону в тот момент, когда он раскроет секреты своего лидерства. Наконец, после обычных приветственных слов, Черчиллю предложили произнести его ключевую речь. Он поднялся из кресла и медленно пошел к трибуне. Достал свои очки прямоугольной формы и надел их. Затем вынул небольшой листок бумаги, положил его на трибуну и стал всматриваться в аудиторию поверх очков. Наступила мертвая тишина. И он произнес свою речь: «никогда, никогда, НИКОГДА, НИКОГДА не сдавайся».

Буквально проревев эти слова, он вернулся на свое место. В зале на долгое время воцарилось смущенное молчание. Однако, его великое послание все же дошло до своего адреса. Люди вдруг повскакали со своих мест и устроили ему долгую и оглушительную овацию.

Всего в пяти словах Черчилль выразил самую суть секрета своего лидерства и успеха. За свою жизнь, полную контрастов, он познал многие взлеты и падения, но никогда не приходил в отчаяние. А когда пробил час, он был готов провести свой народ от почти полного поражения до окончательной победы в величайшей и самой кровопролитной войне, какую только знала человеческая история».

Приведем пример истинного лидера, путь которого был очень тернистым и трудным. Прочитайте нижеследующую биографию. Не правда ли, что человека такой судьбы можно смело назвать неудачником. Только последняя запись в биографии поражает и кажется, не соответствует всем предыдущим событиям биографии этого человека.

Кто же этот человек?

1816. Его семья лишилась дома. Он пошел работать, чтобы помочь родителям.

1818. Умерла мать.

1831. Потерпел неудачу в бизнесе.

1832. Баллотировался в законодательный орган штата, но проиграл.

1832. Потерял работу, хотел поступить в юридическую школу, но не прошел по конкурсу.

1833. Занял деньги у друга для организации нового дела, но в конце года обанкротился. Следующие семнадцать лет он выплачивал этот долг.

1834. Снова баллотировался в законодательный орган штата и победил.

1835. Был помолвлен, но невеста умерла, и он тяжело переживал ее потерю.

1836. Заболел на нервной почве и шесть месяцев пролежал в постели.

1838. Избирался спикером законодательного органа штата, но не набрал нужного количества голосов.

1840. Баллотировался в члены коллегии выборщиков (на президентских выборах), но потерпел неудачу.

1843. Избирался в конгресс, но не прошел.

1846. Снова избирался в конгресс, победил, переехал в Вашингтон и получил хорошую работу.

1848. Переизбирался в конгресс, но проиграл.

1849. Хотел занять пост служащего государственной конторы, регистрирующей земельные сделки, в своем родном штате, но ему было отказано.

1854. Избирался в сенат США, но проиграл.

1856. Баллотировался на пост вице-президента от республиканской партии, но получил менее ста голосов.

1858. Снова избирался в сенат и проиграл.

1860. Избран президентом Соединенных Штатов Америки.

 

Имя этого человека Авраам Линкольн. Он писал: «Почва ускользала из-под ног, я спотыкался, падал, но поднимался и говорил себе: «Это всего лишь маленькая неудача, но не провал». Если глубоко поразмыслить, то последняя запись в биографии не покажется случайной. Возможно, именно преодоление ряда провалов и неудач закалило характер и волю А.Линкольна и помогло ему стать истинным лидером Америки и одним из величайших людей 19 века.

Заметим также, что если источником силы воли служит наше высшее сознание – внутренний голос, то он помогает лидеру найти верное решение. Но если источником воли оказывается эгоизм, то все неминуемо заканчивается проблемами. Здесь уместно вспомнит слово 17 Абая Кунанбаева о том, что Воля и Разум должны объединиться и всегда слушать Сердце.

Очень важна инициатива. Эффективный лидер всегда опережает события на два шага. Он информирован и всегда готов использовать вновь открывшиеся возможности на пользу дела. Вероятно, самым сильным источником инициативы оказывается привычка смотреть на вещи шире, чем того требует работа.

Рассмотрим качества, связанные с ценностью Внутренний покой: уверенность в себе, равновесие, гармония и т.д.  Если лидер раздражен или не уверен в себе, то его авторитет неминуемо пошатнется. В этом плане истинному лидеру необходимо уметь контролировать свои мысли, наблюдать за ними. Как сказал Чарльз Дарвин: «Высочайшая возможная стадия нравственной культуры – когда мы понимаем, что способны контролировать свои мысли».

Действительно: «Заботься о своих мыслях. А дела позаботятся о себе сами. Посеешь поступок, пожнешь склонность. Посеешь склонность, пожнешь привычку. Посеешь привычку, пожнешь характер. Посеешь характер, пожнешь судьбу. Так что, твоя судьба – в твоих руках».

Лидер должен некоторое время проводить в тишине, чтобы обдумать ситуацию и распознать вероятные трудности и препятствия, которые могут возникнуть. А.Маслоу, описывая приемы, помогающие человеку самоактуализироваться, одним из важнейших полагал умение «слушать себя» – погрузиться в себя, отключить голоса внешнего мира, посидеть в тишине ума: «Внутренний голос, способность прислушиваться к глубинному, его реакции, прислушиваться к тому, что происходит внутри помогает нам в обнаружении своей идентичности».

Действительно для истинного лидера важна практика сидения в тишине ума, так как она дает возможность заглянуть в свой внутренний мир, успокоить мысли и чувства. Успокаивая ум, погружая его в глубину себя, во внутренний источник человек обретает истинные богатства духа: любовь, внутренний мир, покой, силу и веру в себя. Например, В.П.Зинченко подчеркивал важность погружения в себя: «Поведение во внешнем мире сменяется погружением, углублением в себя, затем человек выныривает наружу. Подъем по духовной вертикали возможен лишь благодаря погружению в себя».

В заключении, рассмотрим качества, связанные с ценностью Ненасилие: способность взаимодействия с людьми, сострадание, внимание к слабым.

Для истинного лидера, люди, которые доверились ему и идут за ним,  не подчиненные, которыми можно командовать, а единомышленники, о которых нужно заботиться. Главная добродетель при взаимодействии с людьми – это бескорыстная любовь, наподобие той, какую испытывает нежная и добрая мать: «Достойный лидер знает своих людей лучше и заботится о них больше, чем их собственная мать».

Иногда мы сталкиваемся с тем, что руководитель успех дела объясняет той ролью, которую сыграл именно он, а в провалах обвиняет команду. Но достойный лидер при успехе отдает пальму первенства своим людям, а ответственность за неудачу берет на себя. Такой подход сплачивает людей в коллективных усилиях, направленных на работу в интересах организации.

Достойный лидер всегда считает себя частью команды, поэтому, обращаясь к ней, неизменно употребляет слово «мы», а не «вы». Разумеется, реальным базисом, на основе которого люди могут почувствовать себя героями, является искренняя забота и бескорыстная любовь лидера к своим людям.

Следующие правила помогут наладить  взаимодействие людей в группе:

· Пример руководителя.

· Поддержание дисциплины.

· Поддержание группового духа.

· Нет ничего сильнее групповой работы для того чтобы конфликты иссякли.

· Подбадривание, побуждение, воспитание чувства цели (давайте вспомним, зачем мы здесь собрались).

· Необходимо создать общее энергетическое поле, в котором каждый мог проявить себя и чувствовать необходимым.

· Распознавать и использовать особые дарования людей.

· Обеспечение связи с группой.

· Обучение группы.

· Уделять внимание личным проблемам каждого. Больше поддержки оказывать самым слабым в команде.

· Хвалить и одобрять людей. Хвалить при всех, ругать с любовью, наедине

 

Задание

1.                  Обсудить в группах следующие вопросы:

1.1 Какие качества истинного лидера отражают ценность Любовь?

      1.2 Какие качества истинного лидера отражают ценность Истина?

      1.3 Какие качества истинного лидера отражают ценность Праведное поведение?

      1.4 Какие качества истинного лидера отражают ценность Внутренний покой?

       1.5 Какие качества истинного лидера отражают ценность Ненасилие?

2. Нарисовать в группах плакат на тему: «Нравственные качества истинного лидера».

3. Написать в группах стихотворение на тему «Истинный лидер»

4. Выберите несколько качеств истинного лидера, которыми вам бы хотелось обладать, составьте программу по развитию этих качеств. Реализуйте эту программу!