Текст лекции 7.
Тема лекции 7: Интеграция самопознания и других дисциплин.
План лекции:
1.Гармоничное развитие двух аспектов образования
2.Особенности внешнего и внутреннего образования
3.Целостное образование
4. Виды и пути интеграции
Литература:
1.Мукажанова Р.А, Омарова Г.А. Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2013. – 128 с.
2. Мукажанова Р.А, Омарова Г.А. «Самопознание» и другие учебные предметы: возможности интеграции содержания и методов обучения». Учебно-методическое пособие для
В современном мире развитие науки, техники и информационных технологий достигли очень высокого уровня, но, к сожалению, нравственные качества людей падают, поэтому ситуация становится всё более опасной: террористические акты, войны, рост самоубийств, загрязнение окружающей среды, болезни, брошенные дети, обездоленные старики и т.д. Действительно, наука без духовности, образование без совершенствования характера, знания безнравственности, бизнес без морали наносят большой вред обществу.
Поэтому трудно переоценить важность развития высоких нравственно-духовных качеств учащихся в процессеполучения образования. Это задача, эквивалентная задаче сохранения жизни на Земле.Автор проекта нравственно-духовного образования «Самопознание» С.А. Назарбаева, в поисках ответа на вечные вопросы, писала: «На рубеже веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания – научить ребенка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по-английски. И вот он уже готов – человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличить добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует… Мне хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Познать себя – должен каждый».
Великий мыслитель Мишель Монтень, в своих «Опытах», в главе «О воспитании детей» подчеркивал важность приоритета нравственно-духовного образования надинтеллектуальным обучением: «Величайшее недомыслие – учить наших детей науке о звездах, раньше, чем науке об их собственных душевных движениях. После того, как юноше разъяснят, что же ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики».
Известный педагог Н.И.Пирогов в работе «Университетский вопрос» подчеркивает: «Вся наша нравственность, правда, добро, свет – все учение. И учить не воспитывая, значит бы не учить, а делать что-то другое».
К сожалению, большинство учителей считают, что, прежде всего, необходимо преподать предмет, и на вопрос о своей основной деятельности они отвечают: «Я учу математике», «Я учу физике», «Я учу истории» и т.д. Но правильным ответом должно стать: «Я учу детей через математику, через физику, через историю…». Какой бы предмет мы ни преподавали, следует всегда помнить – мы учим детей. Поэтому, самым важным в процессе обучения является не накопление определенной суммы знаний, а становление достойной личности, обладающей хорошим характером, живущей согласно внутреннему голосу совести.
Например, выдающийся педагог и психолог С.Л.Рубинштейн говорил о необходимости развития характера школьников в процессе обучения: «… важно, чтобы обучение давало образовательный эффект, не только сообщало знания, но и развивало мышление, чтобы воспитание не только снабжало правилами поведения, но и формировало характер. Неверный подход к этой проблеме и ее не разработанность в нашей педагогике – одна из существенных помех в деле воспитания подрастающего поколения».
Сегодня необходимо гармоничное развитие двух аспектов образования – интеллектуального (внешнее, образование для ума) и нравственно-духовного (внутреннее, образование для сердца).Необходимо слить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию. Образование должно быть ради жизни, а не только ради заработка на жизнь.
Часто учителя жалуются, что современные дети не хотят учиться. Но также мы знаем, что изначально все дети любознательны, стремятся узнавать новое, исследовать окружающий мир. Почему дети, которые хотят учиться, не хотят учиться в школе? Вот в чем парадокс, и как его преодолеть?Ответ прост: дети жаждут знаний, но они жаждут живых знаний. Тогда какие знания –живые, а какие – мёртвые? Выдающийся педагог, вдохновитель гуманной педагогики, Ш.А.Амонашвили так отвечает на этот вопрос:
«Что есть мертвые знания?
Это те, о которых заведомо знаем, что их можно вовсе не знать.
Это те, которые забываются сразу, как только сообщаются.
В общем, мертвые знания – это те, которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и жалеть об этом тоже не будут.
Живые знания составляют Культуру Образования.
Живые знания – те, которые:
– одухотворяют человека;
– влекут к горизонтам науки;
– способствуют творить новую жизнь;
– воодушевляют мысль на новые поиски;
– несут просветление и эволюцию;
– живые знания – крылья;
– мертвые знания – гири на ногах.
Мы принуждаем наших детей заучивать и запоминать огромный груз мёртвых знаний, на что уходит особо ценное время жизни. Именно на этом отрезке жизни, а не потом когда-либо, растущий и взрослеющий человек мог бы получить мощное развитие талантов и способностей, познавательных мотивов и взглядов, составить в себе целостную картину мира».
Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др.
Педагогическая межпредметная интеграция рассматривалась в работах А.А.Бейсенбаевой. Учёный подчёркивает в своих работах, что «задача усовершенствования учебных планов, программ и учебников состоит в том, чтобы отразить в них не только достижения отдельных отраслей знаний, но и аксиологический характер современной науки, ее преобразующее значение, влияние на нравственность человека, его духовный мир». В этом плане большое методологическое значение имеет реализация принципа единства научного знания, требующего применения диалектического метода к построению содержания отдельных предметов и установлению межпредметных связей, а также выявление аксиологической составляющей науки, что будет способствовать духовно-нравственному развитию личности.
Таким образом, воспитание человека, умеющего позитивно мыслить, стремящегося к самопознанию, обладающего чувством ответственности, терпимого к постоянно меняющемуся миру и способного духовно обогащать его, должно стать целью современного урока.
Духовно-гуманная педагогика отказывается от авторитарных правил и догм. Педагог вместе с учащимися выявляет ценности, убеждения, взгляды, они не спускаются сверху по разнарядке. Одухотворению жизни учащихся и взрослых служат изменения в сторону ценностного наполнения содержания образования, основываясь на гуманизации и гуманитаризации обучения, имеющих общечеловеческое и национальное значение.
Педагогический аспект гуманизации заключается в понимании изначальной духовной сути человека, признании его уникальности и самоценности, его права быть самим собой.При этом создание наиболее благоприятных условий для раскрытия нравственно-духовной природы ученика будет главным в деятельности учителя, интересы которого смещаются к той духовной высоте, которая является главным стимулом развития любой личности. Только имея в виду эту точку, как считает М. Мамардашвили[8], можно занять свое место в мироздании. Гуманистическое проявление современного урока должно начинаться с самого его начала: учитель приветствует учеников с улыбкой, заинтересовывает сообщением о том, что сегодня предстоит знакомство с очень важным материалом, знание которого можно использовать не только при дальнейшей учебе, но и в жизни. При этом на уроке царит атмосфера доброты, любви и покоя.
Стремление учителя обеспечить учащимся интересную поисковую деятельность, приводящую к успеху, возвышающему школьника до познания своей истинной природы и способствующему достижению счастья. При этом ценность знаний заключается в том, что они являются средством постижения тайн жизни и обретения свободы выбора.
Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в предметы – это, прежде всего, оживление школьного знания, выявление его нравственно-духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии. Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое со всем, чему мы учим.
Содержание учебных предметов как гуманитарного, так и естественно-математического цикла имеет значительные возможности для интеграции нравственно-духовного образования «Самопознание» и других школьных предметов. Дисциплина «Самопознание» обладаетметапредметным потенциалом, обеспечивая целостность, человечность и одухотворенность процесса образования.
Однако, иногда учителя понимают интеграцию предмета «Самопознание» и других школьных предметов как проведение на уроке «круга радости» или какой-нибудь игры, для развлечения и отдыха учащихся. Например, учитель химии говорит, что интегрировала самопознание, так как на уроке, задавая вопрос по химии, она кидала мячик учащимся, а они, отвечая, кидали мячик ей обратно. Но это не интеграция! Это просто использование некоторого методического приёма, который также используется на уроке самопознания, что не имеет никакого отношения к интеграции самопознания и химии. Интеграция должна происходить на более глубоком уровне содержания, смысла и общечеловеческих ценностей. Основу содержания предмета «Самопознания» составляют общечеловеческие ценности, а все методические приёмы: позитивный настрой, рассказывание историй, пение песен, творческая работа, игры должны иметь глубокий нравственно-духовный смысл. Если на уроке играем в игру, то игра должна иметь ценностную направленность, если поем песню, то её содержание должно способствовать очищению сознания, наполнению его позитивными образами, если рассказываем историю или притчу, то последующая беседа помогает духовному росту учащихся. Игра просто для игры, или песня просто для расслабления и развлечения не отвечает цели нравственно-духовного образования «Самопознание».
Таким образом, можно различать внешнюю интеграцию (применение методических приемов самопознания) и внутреннюю интеграцию, которая основана на методологических позициях целостного понимания человека и мира, как обладающих не только биологической и социальной природой, но и высшей духовной природой.
Проблемы неглубокого понимания интеграции связаны с мировоззренческой позицией учителя. Если учитель сам не ищет, не развивается духовно-нравственно, не видит единства в многообразии мира, а озабочен только усвоением материала учебника, подготовкой к контрольной работе, к экзаменам, думает лишь о рейтинге школы, или о том, как соответствовать рыночной экономике, то такой учитель не сможет интегрировать нравственно-духовное образование и свой предмет, не сможет сделать знания живыми и одухотворёнными. А потом он скажет, что его не научили, не дали соответствующих методов. Но как светлое знание войдет в закрытую дверь? Как свет солнца осветит ваш дом, если вы закрыли двери и окна?
Мировоззренческая позиция учителя – это основа всех методик интеграции. Учитель физики Ирена Стульпинене написала мудрую книгу «Физика языком сердца», в которой она отмечает: «Когда основы определены, тогда и содержание предмета могу интерпретировать согласно своему мировоззрению. Не приходится ничего специально заучивать, интерпретации естественно живут во мне – этим живу. Остаётся собрать и не растерять факты передовых научных изысканий. Понимание может расширяться бесконечно, но главное – всегда оберегать основы. Содержание учебника и новые научные факты – это текст урока. Но мировоззрение есть возможность эти знания «очеловечить», «согреть», облагородить, одухотворить – это подтекст урока».
Мировоззренческие основы интеграции нравственно-духовного образования «Самопознание» и других школьных предметов состоят в целостном понимании мира и человека, как обладающих не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой, которая в окружающем мире проявляется как жизнь, движение, развитие, порядок, гармония; в сознании человека проявляется как вечные общечеловеческие ценности.
Предмет «Самопознание», отражающий новую парадигму образования, утверждает приоритет духовного начала, что позволяет раскрыть целостный контекст всех школьных дисциплин в то время как сейчас они разделены, лишены интегрирующего принципа, внутренней связи. Полученное в процессе интеграции знание будет живым и практическим, оно поможет школьникам увидеть в научной картине мира, в научных исследованиях, в окружающей жизни отражение объединяющего начала общечеловеческих ценностей, сформирует у будущих специалистовцелостную картину мира, и позволит передавать из поколения в поколение не только интеллектуальные, но и духовно-нравственные знания.
Пути интеграции. Существуют три пути интеграции других общеобразовательных предметов и самопознания:
1. Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития науки.
2. Знакомство с открытиями современной науки.
3. Выявление общечеловеческих ценностей в содержании каждого учебного предмета.
1.Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития науки. Рассказывание историй из жизни учёных – прекрасный пример интеграции нравственно-духовного образования и самопознания.
ПРИМЕР 1.У Ньютона была большая собака по имени Даймонд и он её сильно любил. Однажды Ньютон закончил свой научный труд и решил прогуляться. Даймонд решил последовать за хозяином, но когда он перепрыгнул через стул, свеча упала на манускрипт и месяцы работы Ньютона были потеряны и уничтожены. Ньютон не успел спасти манускрипт. Он долго смотрел на Даймонда, но не высказал гнева. Ньютон только спокойно сказал: «Даймонд, ты никогда не поймешь, что ты натворил сегодня».
ПРИМЕР 2. Гениальный физик Майкл Фарадей, которого называли властителем молний и королем физиков, всю жизнь оставался скромным и простым человеком, читал лекции для детей и верил в великие тайны Природы.Майкл Фарадей читал в Лондонском Королевском Институте популярныеРождественские лекции о физике и химии для детей и взрослых, которые были идеальными образцами доступности научного языка, простоты и ораторского искусства.Например, лекция Майкла Фарадея «Химическая история свечи» заканчивалась так: «В заключение – а рано или поздно конец нашим беседам должен быть – я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и эффективно выполняя свой долг перед человечеством».
2. Знакомство с открытиями современной науки.Последние открытия в современной науке обладают огромным потенциалом нравственно-духовного осмысления устройства мира и человека в нём.Это знания оживойВселенной, которая устроена с необыкновенной любовью и заботой именно для жизни человека в ней; знания об изумительном, совершенном устройстве человеческого тела, о влиянии не только действий и слов, но и мыслей на здоровье человека и окружающий мир. Современные исследования показывают тесную взаимосвязь междувнутренним миром человека и внешней жизнью природы и общества. Такие живые знания могут вдохновить учащихся и зажечь в них страсть к знанию, к истине и к служению обществу и человечеству в целом.
В конце ХХ века начинается процесс объединения естественнонаучной и гуманитарной культуры, вызванный самим ходом развития науки. Специалисты по философии науки говорят о том, что природа в естествознании конца ХХ начала ХХI века обнаруживает черты, близкие человеческому миру, а научная картина мира, складывающаяся на наших глазах, включает в себя и природу, и человека, и культуру как взаимосвязанные части единого целого.
Исторические формы бытия того, что именовалось и именуется «наукой», настолько разнообразны и настолько противоречат друг другу, что не поддаются простому эмпирическому изучению. В философии науки выделяются несколько основных этапов развития науки: классический, неклассический и постнеклассический этапы.
Основными характеристиками классического этапа науки являлись: антитеологизм, однозначный детерминизм, механицизм. Представление о физической картине мира основано на законах Ньютона, законах классической механики и т.д. Гносеологические основания классической науки: объективные методы исследования, эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивно-аксиоматический способ построения теории. Ее социальные основания: дисциплинарная организация, создание научных и учебных заведений нового типа (исследовательские лаборатории, институты, академические и инженерные сообщества, политехнические и естественнонаучные вузы и кафедры, испытательные стенды, научные журналы), востребованность науки обществом, усиление связи науки с производством, создание промышленного сектора науки, возникновение массовой, «большой» науки.
Осознание ограниченности когнитивных ресурсов классической науки приходится на конецXIX– начало XX в., время начала кризиса ее основ (период создания Эйнштейном теории относительности, закона неопределённости Гейзенберга, квантовой механики, конструктивной логики и математики и др.). Качественно новый этап–неклассическая наука, основанная на существенно отличном от классического фундаменте. Онтология неклассической науки: релятивизм, индетерминизм, массовость (множество объектов любого рода – статическая система), системность, структурность, организованность, эволюционность систем и объектов. Гносеология неклассической науки: субъект-объектность научного знания, гипотетичность, вероятностный характер научных законов и теорий, частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания. Методология неклассической науки: отсутствие универсального научного метода, плюрализм, научных методов и средств, интуиция, творческий конструктивизм. Социология неклассической науки: «зернистая» структура научного сообщества, многообразие форм научной кооперации, наука – объект экономического, правового, социального и государственного регулирования.
Неклассический этап развития «новоевропейской» науки проходит пик развития в 70-е годы XX в. Ему на смену приходит парадигма «постнеклассической» науки (фиксация, выделение и описание особенностей которой основательно осуществлено в работах B.C.Степина). Лидеры постнеклассической науки – биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке. Преимущественный предмет исследования постнеклассической науки – сверхсложные системы (механические, физические, химические, биологические, экологические, инженерно-технические, технологические, компьютерные, медицинские, социальные и др.), включающие человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития.
Идеология, философские основания и методология постнеклассической науки существенно отличаются и во многом несовместимы с принципами и «духом» не только «классического» этапа развития науки, но и ее «неклассического» этапа. Методология постнеклассической науки: методологический плюрализм. Появляются совсем иные представления о «научности» и «рациональности».
Постнеклассика, у истоков которой мы находимся, функционирует как знание – инструмент, ориентированный на утверждение человека в мире. В ней появляются новые преобладающие тенденции: к объединению естественнонаучной и гуманитарной культуры, к выявлению целесообразности, полезности, экологической и гуманистической ценности знания, к переходу от традиционных вопросов науки «что? как? почему?», к вопросу, традиционному скорее для рациональных, ненаучных форм знания – философии, религии и искусству – вопросу «зачем?».
Приведем примеры некоторых новейших исследований, отражающих новуюпарадигмупостнеклассической науки.
1. Открытия японского ученого МасаруЭмото показывают, что вода это универсальный носитель информации, в котором в форме кристаллов записываются слова и мысли человека. Доктор Эмото говорит, что все существующее имеет вибрацию, и написанные слова также имеют вибрацию. Если рисуют круг, то создается вибрация круга. Если пишут «Любовь», то эта надпись создает вибрацию любви. Вода сохраняет эти вибрации в своей кристаллической структуре. Хорошие слова имеют красивые, гармоничные формы кристаллов. Напротив, отрицательные слова производят уродливые, несвязные колебания, которые формируют несимметричные, дисгармоничные кристаллы. Учитывая то, что телочеловека на 70% состоит из воды, можно предположить, как слова и мысли влияют на наше состояние. В лаборатории доктора Эмото провели много экспериментов с целью найти то слово, которое сильнее всего очищает воду, и в результате обнаружили, что это не одно слово, а сочетание двух слов: «Любовь и Благодарность». МасаруЭмото предполагает, что если провести исследования, то можно обнаружить большее число тяжких преступлений в тех областях, где люди чаще в общении используют сквернословие.
2. Современные ученые приходят к выводу, что вся материальная Вселенная сознательна, каждый атом Вселенной имеет сознание (А.А. Липсон, Масару Эмото др.). Поэтому полагаем, что важно понять универсальность и всеобщность духовной реальности как внутренней сущности не только человека, но и всего мира: минералов, растений, животных, самой планеты Земля и всего Космоса. Даже камни и минералы имеют сознание, их нельзя назвать неживой природой.
3. Современные исследования в области физиологии мозга показывают, что информация из внешнего мира поступает, прежде всего, в средний мозг, называемый лимбической системой. Лимбическая система, принимает эмоциональную окраску информации, поступающей в мозг. Если информация негативно окрашена, то лимбическая системы закрывается и не пропускает её дальше, для обработки в нейрокортекс (полушария головного мозга). Это объясняет, почему, когда сильно ругают детей, они перестают воспринимать слова обвинений. Или почему многие дети внутренне закрываются. Голос учителя, его настроение, отношение к ученикам мгновенно считывается лимбической системой и дети не могут воспринимать учебную информацию.
Также было доказано, что в позитивной среде ускоряется движение нейронов мозга и информация воспринимается легче и глубже. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для того, чтобы вырос гармоничный и творческий человек непременно нужен полный любви внешний опыт! (ДейвидХубел и ТорстенВизел, 1981 г.,Нобелевскаяпремияв медицине)
4. Известный ученый А. Гончаренко в книге “Сознание и физическая реальность” пишет о том, что на 7-ой день жизни эмбриона появляется первая пульсирующая клетка, из которой затем формируется сердце.
Мозг формируется позже. То есть в период развития эмбриона сердце взращивает мозг человека. Пульсация – это информация, заложенная изначально в сердце. Можно сказать, что в сердце записан голос совести. Совесть – это со-весть, сознательная весть, святая весть, которая заложена в человеке. Сердцу присуща способность восприятия, врожденный интеллект. Можно сказать, что совесть порождает мозг ребенка еще в утробе матери. Сердце обладает собственным мозгом (мозгом сердца), собственным сердцем (сердцем сердца). В 1970 году физиологи Джон и БеатриссаЛейси обнаружили, что сердце посылает сигналы в мозг и мозг посылает сигналы в сердце. Позже один из пионеров нейрокардиологии Дж. Эндрю Армор представил концепцию функционального «мозга сердца». Он обнаружил, что у сердца своя нервная система: 40 тысяч нейронов, то есть сердце имеет комплексную внутреннюю нервную систему, которая настолько сложна, что её можно рассматривать как отдельный «маленький мозг». Более того электрическое поле сердца (EKG)в 60 раз мощнее мозгового электрического поля (EKG). Магнитное поле сердца в 5000 раз мощнее мозгового магнитного поля. Мозг сердца – это внутренняя сеть нескольких типов нейронов, нейропередатчиков, белков и поддерживающих её работу клеток, похожая на аналогичные сети мозга. Её завершённая схема позволяет ей действовать независимо от головного мозга – учиться, запоминать и даже воспринимать и ощущать. Сердце оказывает сильное влияние на то, как мы воспринимаем внешний мир и отвечаем на его воздействия, сердце воздействует на интеллект, влияет на чёткость мышления, творчество, эмоциональный баланс и общую эффективность деятельности. Таким образом, выражения «подумать сердцем», «сердце-магнит» не просто слова, а реальность. Почему мы испытываем чувства любви, радости, горя и сопровождающие их ощущения расширения, «полёта» или тяжести, боли именно в области сердца? Почему именно там «болит душа, а сердце ноет», «чует сердце беду», «радуется душа»? И почему, когда мы влюблены, у нас ничего не болит, и мы готовы горы свернуть? Почему тело не всегда хочет слушать разум, а разум – сердце? Эти и другие вопросы можно обсуждать с учащимися на уроках.
А.И. Гончаренко в книге «Пространство сердца как основа сверхсознания» писал о том, что в нас сочетаются две телесные плоти: нервная и сердечная, два сознания: одно – сознание сердца, другое – сознание мозга. От мозга сердца информация до головного мозга доходит через 6-8 секунд. Этот промежуток времени является самым уязвимым моментом для действия в обход сердца. Если, прежде чем что-то сделать или сказать, мы немного «подумаем» сердцем, то есть пропустим информацию через сердце, то сколько грубых слов не будет сказано, сколько ошибок не будет совершено, скольких проблем можно избежать. Побеседуйте с учащимися о том, как важно думать сердцем, видеть глазами сердца, принимать решения сердцем, слышать сердцем.
5.Современные физики приходят к выводу, что любовь это не просто эмоция, желание или привязанность. Любовь – это мощная энергия, которая способна преображать окружающий мир, это энергия, рождающая и поддерживающая жизнь. Многочисленные исследования физиков, биологов, медиков, психологов подтверждают чудодейственное влияние энергии любви на все сферы человеческой жизни. Ученый – физик и педагог Артонг Джумсаи описывает опыты, показывающие, как влияют на растения мысли и чувства людей. Если, поливая растения, человек думает об обидах, проблемах, злится, то растения растут медленно, иногда начинают увядать. Если мысли и чувства человека полны любви, то растения начинают бурно расти и цвести, даже если не пришло биологическое время для их цветения. Таким образом, человек является проводником энергии любви, подобно тому, как металл является проводником электрической энергии. Недостаток энергии любви приводит к душевным и физическим расстройствам. Многие проблемы во взаимоотношениях людей связаны с недостатком энергии любви.
3. Выявление общечеловеческих ценностей в содержании учебных предметов.
Ход развития современной науки приводит человечество к пониманию существования теснейшей взаимосвязи между устройством внешнего материального мира и внутренним миром человека, его мыслями, словами, делами. В свое время, выдающийся ученый и мыслитель К.Э.Циолковский, пророчески заметил: «Надо истинную мораль извлечь из естественных начал вселенной, из её общих законов, и сделать её, таким образом, убедительной и приемлемой всеми людьми».
Как уже говорилось, возможность интеграции напрямую зависит от мировоззрения учителя. Любовь к детям и своему предмету, широкие взгляды и открытое сердце, живой интерес к новому, стремление совершенствоваться и познавать свою истинную природу – вот необходимые предпосылки интеграции своего предмета и дисциплины «Самопознание».
Дорогие учителя, давайте просто посмотрим на свой предмет глазами любви и передадим его своим ученикам языком сердца.
Ввиду того, что наибольшие затруднения у учителей-предметников вызывает интеграция самопознания с предметами естественнонаучного цикла, мы приведем примеры выявления общечеловеческих ценностей в содержании предметов естественнонаучного цикла.
Примеры из математики.
ПРИМЕР 1.Арифметика.32 : 8 = 4
Задача: Мои родители, которые очень обо мне заботятся, принесли домой 32 яблока. Затем ко мне пришли семеро друзей и, помня о том, что родители всегда учили меня делиться с другими, я решил разделить яблоки с моими друзьями. Сколько яблок должен получить каждый, чтобы всем досталось одинаковое количество яблок?
*Поддержите детей, которые скажут, что родителям надо тоже оставить столько же яблок, как и остальным. Побеседуйте о том, как заботятся родители о нас и как важно нам заботиться о родителях.
ПРИМЕР 2. Арифметика.20 + 25 + 30 = 75
Ерлан может поднять 20 кг, Василий может поднять 25 кг и Жанибек может поднять 30 кг. Если они объединятся и помогут друг другу, сколько килограмм они смогут поднять?
*Побеседуйте о важности сотрудничества, работы в команде.
ПРИМЕР 3. Арифметика. 23 ученика из пятого класса узнали, что вахтер их школы, пожилая женщина тётя Валя попала в больницу, и у неё нет родных и близких. Тогда ребята решили навестить её, купить фруктов и для этого собрать деньги, со всех поровну. Лидер класса подумал, что если поровну на всех поделить не получится, то он заплатит чуть больше остальных. Фрукты стоили 1 200 тенге. Сколько заплатил каждый за букет? Сколько заплатил лидер?
*Задача на деление с остатком, несущая глубокий ценностный смысл. Можно побеседовать о том, как важно помогать людям, и о качествах истинного лидера.
ПРИМЕР 4. Геометрия.
Прямая линия – это кратчайшее расстояние между двумя точками. Прямая линия учит нас идти к поставленной цели прямо, без отклонений. Мы не должны позволять другим отговаривать себя или сбивать нас с выбранного пути. Не теряйте времени на окружные пути. Потеря времени – потеря жизни.
ПРИМЕР 5. Арифметика. Посчитать: 1+5+6+4+2=?, 5+3+7+1+2=?, 4+6+7+1=?
Во всех примерах получается один ответ 18. Различные пути ведут к одной и той же истине. Нельзя сказать, что мой путь верный, а твой неверный. Для каждого человека существует свой собственный путь. Мы должны быть терпимы друг к другу и уважать путь других.
ПРИМЕР 6. Алгебра. Линейная функция Y=кХ, Х – доверие, Y – дружба. Когда растет доверие, растет и дружба, если Х=0, то и Y=0, то есть, если нет доверия, то нет и дружбы.
ПРИМЕР 7. Геометрия. Круг – если мы двигаемся по кругу, то никогда не придем к концу.Предположим, что вас кто-то обидел, в ответ вы обидели его и т.д., получается порочный круг обид, из которого нет выхода. Вместо того чтобы обижаться, нам следует простить и забыть обиду. Тогда порочный круг разорвётся, и мы станем намного счастливее.
ПРИМЕР 8. Математический анализ. Производная у´=f´ (х).Пусть у=f(х) – внутренняя жизнь, тогда ее производная у´=f´ (х) – внешняя жизнь. Внешняя жизнь – это производная от внутренней жизни. Известны теоремы:
Если
в точке f´
(
) >0, то в этой точке функция f(х) возрастает. То есть, если в данное время наши
действия можно оценить знаком +, то это значит, что внутренне человек растет и
найдет больше счастья и мира в жизни.
Если
в точке f´
(
) <0, то функция f(х) убывает. То есть, если в данное время наши
действия можно назвать отрицательными, то это значит, что внутренне человек
деградирует и меньше счастья и покоя в его жизни.
Если
в точке f´
(
)=0, то функция f(х)
в данной точке либо достигает максимума, либо минимума. Действительно, когда
внутренние переживания достигают своих высот или бездн, то внешняя жизнь в
данный момент времени как бы прекращается.
Дифференцированиев математике подобно различению между хорошим и плохим, между истинным и ложным в жизни.
ПРИМЕР 9. Математический анализ. Интегрирование.
Определённый интеграл – это
сумма всех значений функции на данном отрезке. В жизни мы можем
проинтегрировать все наши действия за определённый промежуток времени, если
результат >0, то в нашей жизни
наблюдается прогресс, развитие. Если результат
<0, то наблюдается
регресс. Интегрирование подобносамоанализу поведения за определённый промежуток
времени. Такую самопроверку хорошо делать ежедневно.
ПРИМЕР 12. Алгебра. Удивительно то, что всё бесконечное многообразие чисел строится из одной единицы 1 и действий над ней; сложение, деление, извлечение корня и т.д. Здесь можно побеседовать о том, как проявляется в науке и в жизни принцип Единства. Когда мы обнаружим единое начало в строении чисел, то нам легче будет дальше понимать и изучать алгебру, мы будем меньше допускать ошибок и более правильно решать задачи. Также и в жизни, когда мы научимся видеть единство в многообразии, то нам будет легче жить, мы будем меньше допускать ошибок и более правильно решать жизненные задачи.
Все цифры строятся из единицы.
Все материальные объекты строятся из атома.
Все органические формы жизни строятся из клетки.
В сердцах всех людей на земле есть Любовь, Совесть, Истина – все нравственно-духовные ценности.
Все люди – братья.
Примеры из биологии. Все в природе может служить нам уроком. Учителям надо всегда стараться найти ценность, связанную с тем, чему они учат. Особенно важно интегрировать ценностив обучение в начальной школе. Очень важно проводить с детьми беседы на эти темы. Дети – это мыслители и философы, ученые и экспериментаторы, не ограниченные в своих рассуждениях.
ПРИМЕР 1.Если ребенок, надувая воздушный шарик, слишком сильно его надует, то шарик лопнет. Подобно этому, если мы слишком жадны и наше эго раздувается, то раньше или позже у нас будут проблемы. Как и слишком раздутый шарик, мы можем пострадать.
ПРИМЕР 2. Солнце – это пример безусловной любви и терпения. Солнце светит всем одинаково, без различия цвета кожи, нации, религии. Когда люди прячутся в дома, оно остается за дверью и терпеливо ждет, чтобы немедленно появиться, как только в нем возникнет необходимость. Солнце – это великий пример чистой, бескорыстной любви. Чистая любовь любит всех одинаково и не просит ничего взамен, она терпелива, и если твое сердце открыто, то она немедленно войдет туда.
Известно, что, когда мы движемся по направлению к солнцу, наша тень остается за нами, а когда мы движемся от солнца, то тень движется впереди нас. Предположим, что солнце –вечные человеческие ценности, а тень – это наши отрицательные качества. Тогда, если мы направим свою жизнь в сторону вечных человеческих ценностей, то наши плохие качества останутся позади нас и не смогут оказывать существенного влияния, но если мы отвернемся от общечеловеческих ценностей, то наши отрицательные качества будут «бежать» впереди нас. Когда солнце стоит прямо над головой, то тень практически исчезает, точно так, если мы поставим общечеловеческие ценности превыше собственного эгоизма, то наши отрицательные качества станут совсем несущественными.
ПРИМЕР 3. Земля – это пример бескорыстного исполнения своих обязанностей. Каждые сутки Земля поворачивается вокруг своей оси на 360°, обеспечивая людям свет для работы днем и создавая ночь для отдыха. Также Земля поворачивается вокруг Солнца, определяя смену сезонов, что важно для сбора урожая, для обеспечения людей пищей. Земля – это великий пример служения людям, бескорыстного и четкого выполнения своих обязанностей.
ПРИМЕР 4.Солнце, Земля, Луна, растения, животные без устали служат человеку, обеспечивают его теплом, пищей, жертвуя своими жизнями, не ожидая ничего взамен. Солнце дает всем живым существам свет и тепло, растения, получая свет и тепло, выделяют кислород для дыхания человека, и поглощают вредный для человека углекислый газ. Деревья отдают свои плоды людям, ничего не требуя взамен. Корова поит человека молоком, как своего теленка. Животные отдают свою жизнь для того, чтобы человек питался. В древности это называлось кругом жертвенности. Вся природа приносит себя в жертву для того чтобы человек жил полноценной жизнью! А современный человек оправдывает своей жизнью эти жертвы? Нет, он даже не осознаёт их! К сожалению, современный человек вышел из круга жертвенности, желая только брать. И если современный человек что-то делает, то не просто так, а за свой интерес, то есть он, в большинстве случаев, разучился быть бескорыстным. Круг жертвенности разорван и это причина экологических проблем на земле. Человеку следует задуматься об этом и освятить свою жизнь служением людям и природе, совершением добрых дел.
Круг жертвенности В.Ф. Бак, в книге «Биология языком сердца», называет законом альтруизма. Она пишет о том, что жизнь – открытая система. В неё беспрерывным потоком входит энергия и информация, которые преобразовываются и питают жизнь. Живая система отдает в пространство свою часть энергии и информации, трансформируя мир косной природы. Закон энергоинформационного обмена между частями системы – один из важнейших Космических законов. На уровне человеческой морали он закреплён в понятии: если хочешь получать, – научись отдавать. В биологической системе все её компоненты «жертвуют своими интересами» во имя единой цели – жизнь и развитие целого организма. Альтруизм – это не просто нравственное качество человека, это обязательное условие жизни. Каждая отдельная клетка организма должна жертвовать своим ростом, развитием, потреблением ради других клеток, так как питательные условия среды развития всегда ограничены. При правильном энергоинформационном обмене, наличии обратной связи, соблюдении принципа иерархического подчинения, клетки многоклеточного организма получают всё необходимое, и целостный организм развивается, соблюдая свой гомеостаз.
Если отдельно взятая клетка организма выходит из-под контроля и не реагирует на регуляторные команды, перестаёт согласовывать свою индивидуальную стратегию развития со стратегией целого, выражаясь языком морали «ведёт себя эгоистично», то она перерождается в опухолевую клетку. У опухолевых клеток отсутствует способность к контактному торможению деления. Суть его заключается в том, что, «если культуре нормальных клеток предоставить экспериментальную возможность размножаться в специальном стеклянном сосуде Кареля, то они размножаются до тех пор, пока один слой клеток (монослой) не покроет дно сосуда. После этого нормальные клетки перестают размножаться, они не образуют второго слоя клеток. Опухолевые же клетки в культуре размножаются всё время, образуя многослойную систему» Раковая клетка – пример «клеточного эгоизма», она бессмертна и достигает своего бессмертия за счёт ресурсов целого организма. Все здоровые клетки организма имеют механизм включения торможения деления, клетка «отказывается от своих интересов во имя интересов других». Можно говорить о «социуме клеток» многоклеточного организма, где определены место и роль каждого компонента, и все они связаны друг с другом для единой цели – развитие и жизнь целого организма. Неосознанный «альтруизм» клеток – условие жизни многоклеточного организма.
Эгоизм ведёт к застою и гибели, альтруизм к развитию и жизни. Человеку дано выбирать. Какими будем мы? Открытыми, духовно свободными, умеющими любить и жертвовать во имя общего блага, переносить лишения достойно, или закрытыми, зависящими от своих пороков и желаний, потребляющими как можно больше, не знающими, что такое альтруистическая любовь, и потому несчастными? Выбирать каждому самостоятельно, но, выбирая, вспомним о раковой клетке, хотим ли быть похожими на неё? Жизнь, проходящая в изобилии также опасна, как жизнь в полной нищете. И то и другое – есть следствие нарушения закона Сохранения и Превращения Энергии. Человеку необходимо научиться переносить лишения в жизни, обходиться малым, не растрачиваться попусту и не тратить ресурсы других.
ПРИМЕР 5. Животные. Здесь можно провести интересную игру «Чему мы можем научиться у животных». Учитель предлагает учащимся выбрать по одной карточке с изображением животного. Ребята должны подумать и сказать чему мы можем научиться у данного животного. Например, у собаки – верности, у слона – мудрости, у верблюда – терпению и т.д. Можно провести аналогичную игру «Чему мы можем научиться природы», в этом случае, на карточках будут изображены солнце, земля, луна, горы, реки, облака и т.д. Игра интегрирует нравственно-духовное образование и полученные знания по познанию мира, географии, биологии.
ПРИМЕР 6. Пчелы и мухи. Будьте подобны пчелам, которые собирают везде нектар, а не мухам, которые ищут нечистоты. Ищите хорошую компанию, учитесь видеть во всем хорошее. Где вы ни были, ищете общества мудрых, благоразумных людей, учитесь извлекать урок из всего, что вас окружает. Избегайте плохой компании и плохих разговоров.
ПРИМЕР 7. Северная полярная звезда. Она расположена против северного географического полюса Земли, почти прямо над осью её вращения. Северная полярная звезда всегда указывает на север и помогает найти дорогу заблудившимся кораблям и людям, сбившимся в пути в северном полушарии. В южном полушарии это направление указывают четыре звезды Южного креста, чьё пересечение находится как раз над южным полюсом. Мы должны стать подобными направляющему свету для людей, которые потеряли направление в море жизни. Пусть пример нашей жизни указывает людям, сбившимся с пути, правильное направление в жизни.
ПРИМЕР 8. Работы В.И.Вернадского. Учебники биологии старших классов наполнены многими биологическими фактами, законами, но они не связаны единой мировоззренческой нитью, определяющей, что такое жизнь, которую изучают. В.Ф. Бак считает, что работы В.И.Вернадского, развернувшего перед всем человечеством картину научных обобщений и выводов о живом веществе, всё ещё не прочитываются и не осмысливаются в полной мере учителями, и, соответственно, не открываются перед учениками. Гениальные мысли В.И.Вернадского – это современная основа экологической науки. Ученики XXI века способны воспринять и осознать их глубину. Учителю биологии необходимо пересмотреть для себя истинный смысл и содержание понятий «жизнь» и «живое вещество» планеты.
ПРИМЕР 9. Клетка. В многоклеточном организме соматические (неполовые) клетки несут генетическую информацию обо всём организме. Эта особенность клеток называется тотипотентностью. Наименьшая структура тела клетка несёт информацию обо всём организме, является его голограммой. По ней можно воссоздать все уровни организации жизни. На клеточном уровне уже закладываются те существенные особенности, которые позволят отличать один живой организм от другого. Различия между царствами органического мира также закладываются на уровне строения клеток.
Удивительно устройство клетки и слаженная работа внутри клетки. Ученые сравнивают клетку с космическим кораблем, в котором все системы работают четко и отлажено, и никогда не бывает ошибок!
ПРИМЕР 13. На уроках географии, посвященных изучению горных пород, можно рассказать о том, что современные приборы могут регистрировать тончайшие вибрации. Существует даже научный метод – палеофонография, позволяющий воспроизвести голос мастера, певшего или говорившего во время работы на гончарном круге в далёком-далёком прошлом. Таким образом, глина и другие породы могут слышать и даже запоминать то, что говорит человек. Учитель может предложить учащимся найти различные разновидности пород родного края и на уроке попытаться «услышать» не говорящую языком человека Природу, почувствовать ее. Для этого можно взять породу в руки, закрыть глаза и посидеть в тишине, настроившись сердцем на эту породу. Затем ребята могут поделиться тем, что «рассказали» им породы и побеседовать о том, что запомнят стены нашей школы после нас, как важно быть ответственным за свои слова.
Примеры из физики.
ПРИМЕР 1. Равновесие. Пользуясь весами, мы видим, что для равновесия с каждой стороны должен находиться одинаковый вес. Таким же образом, мы должны вести сбалансированную жизнь, не увлекаясь чем-то чрезмерно и не становясь экстремистами. Нам следует вести уравновешенную жизнь и избегать крайностей.
ПРИМЕР 2. Потенциальная энергия. Р=mgh, Р – потенциальная энергия, m – масса тела, h – подъём тела над нулевым уровнем. Чем выше поднялся человек над земным, материальным уровнем, тем выше его потенциальная, творческая энергия
ПРИМЕР 3. Поверхностное натяжение воды. Поверхностное натяжение воды не дает кораблику двигаться. Кусочек камфары, привязанный к кораблику, уменьшает поверхностное натяжение и кораблик плывет. Так и в жизни, чем меньше внутреннее напряжение, тем легче плывет кораблик нашей жизни.
ПРИМЕР 4. Отражение света на кривых поверхностях. Если поверхность отражения не ровная, то изображение будет искривленным.
Предложите учащимся посмотреть на свое отражение в различных стальных предметах: ложках, вазах, чашках. Подобно этому если наш ум не ровный, не спокойный, если он искривлен неверными представлениями о мире, или отрицательными эмоциями, то отражение окружающего мира в нашем уме будет искажено. Наш ум должен быть чистым и спокойным, тогда мы увидим истинную картину мира. Попросите учащихся зарисовать отражение света от искривленной поверхности. Мысли подобны лучам света. Школьникам следует усвоить, что если наши мысли будут рассеиваться, то мы не в состоянии будем получить чёткую картину мироздания. Только если наши мысли будут чистыми, ясными и концентрированными, то мы получим четкое, ясное представление об окружающем мире.
Нижеприведенные примеры были приведены в книге И.Стульпинене «Физика языком сердца».
ПРИМЕР 5. Структура атомной решетки. Чем отличны графит (сажа) и алмаз, если оба состоят из атомов одного и того же химического элемента – углерода? Решётка графита гексагональная: состоит из слоёв, в которых равномерно расположены одинаковые плоские шестигранники атомов углерода. Расстояния между слоями вдвое больше длины стороны шестиугольника, потому притяжение между слоями слабое.
Решётка алмаза – тетраэдр. Каждый атом находится на вершине тетраэдра. Расстояния между атомами строго одинаковы, что является причиной исключительной твёрдости алмаза. При становлении графита алмазом из плоскостей рождаются объёмные структуры: каждый атом «восходит» на вершину тетраэдра – навсегда. И происходит «чудо»: материал становится прозрачным, приобретает способность радужно светиться! Добавилась только одно – третье измерение. Но если с твёрдыми веществами могут происходить такие превращения, что будет, когда к «трёхмерному сознанию» человека добавится четвёртая мерность? Каким станет человечество, если разные качества людей «взойдут на вершины», если пороки превратятся в добродетели: враждебность станет дружелюбием, легкомыслие – ответственностью, трусость – смелостью, лень – трудолюбием, сладострастие – порядочностью, жадность – щедростью, подозрительность – доверием, предательство – преданностью, грубость – тонкостью, эгоизм – самоотречением, ненависть – любовью?..
Произойдёт чудо: человек станет Человеком. Когда сажа звериного эгоизма превратится в углерод «высшей пробы» – в человечность, тогда человек станет чистым, как алмаз! Менять свою низшую животную природу на высшее благородство души – значит, как говорили древние алхимики, искать кристалл духовных драгоценностей – философский камень мудрости. Урывками не достичь результата – каждый день приходится прижимать и выжигать свои пороки. Кристальность души – не случайный дар Природы, но результат кропотливого самосовершенствования.
ПРИМЕР 6. Магнитные свойства вещества. Магнетики (вещества, способные намагничиваться) делятся на три группы: диамагнетики, парамагнетики и ферромагнетики. Диамагнетики, когда попадают во внешнее магнитное поле, очень незначительно намагничиваются против этого поля (гр. Dia– выделение, расхождение). Парамагнетики очень слабо намагничиваются по направлению поля (гр. Рara– рядом с чем-то). Но и те и другие быстро размагничиваются после удаления из поля.
Только у ферромагнетиков их магнитная проницаемость во внешнем магнитном поле усиливается в сотни и тысячи раз – они не теряют намагниченность при исчезновении внешнего поля. Ферромагнетиков мало, это небольшая группа веществ. Так и с людьми: все в той или иной степени реагируют на воздействие «очень магнитной» личности. Кого-то встреча настраивает против принесённых ею идей, другие ими зажигаются. Но обе группы – ненадолго, только до тех пор, пока есть возможность близкого общения и контакта с этой сильной личностью.
Лишь очень немногие не теряют полученный «магнетический заряд» и сами становятся сильными личностями – постоянными магнитами. Мы все на испытании, но только сильные духом способны стать постоянным магнитом и не размагничиваться. Даже если их жгут огнём. Тем они отличаются от обычной стали.
ПРИМЕР 7. Принцип Гюйгенса. Принцип Гюйгенса утверждает: каждая точка, которую достиг фронт световой волны, сама становится источником света. Где свет – там и достижения. Это не аналогия – это Истина!
ПРИМЕР 8. О теории Абсолютности. Вы скажете, что нет в учебнике такой темы? Дело в том, что до Альберта Эйнштейна абсолютными величинами (инвариантами) считались время, пространство, масса, энергия. Во втором постулате своей теории, Эйнштейна объявил инвариантом или абсолютной величиной – скорость света. Можно сказать, что явления природы Эйнштейн стал измерять светом. В одном из писем он писал: «Теперь о термине «теория относительности». Вынужден отметить, что он неудачный и не однажды создавал философские недоразумения». Название теории, данное М.Планком, прижилось, хотя свою теорию Эйнштейн хотел назвать «теорией инвариантов», – утверждают исследователи жизни Эйнштейна. Так что объяснение Эйнштейном относительности – не самое главное в его теории. Нам важнее то, что теория относительности, как когда-то первым отметил Герман Минковский, с равным правом может быть названа «теорией абсолютности». Именно так свою теорию в беседах иногда называл и сам Эйнштейн. Теория абсолютности в науку и всем нам принесла весть: Свет есть абсолютное всё. Остальное, в сравнении с ним, – относительно!
Увы, как часто, применяя выводы теории относительности к своей личной жизни, кратким «Всё относительно!» человек легкомысленно оправдывает свои поступки, ссылаясь на Эйнштейна. Когда школьники узнают теорию Эйнштейна как теорию абсолютности, они смогут сказать себе: «Не ограничусь относительным! Целью жизни моей пусть будет стремление к Абсолютному».
ПРИМЕР 9. Пример урока экономики, интегрированного с самопознанием.
Урок: Что такое общечеловеческие ценности. Ценности в нашей жизни.
(10-й класс)
«Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером его отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу» Ш.А.Амонашвили
Цель урока: повысить экономическую грамотность учащихся на основе общечеловеческих ценностей, которая ведет к формированию таких качеств личности, как деловитость, взвешенность во взаимосвязи с разумной потребностью, умением соизмерять ее со своими возможностями в условиях предпринимательской деятельности.
Формирование знаний об общечеловеческих ценностях, ответственности перед другими, перед самим собой и окружающим миром, о вкладе каждого в создание гармоничного будущего в доме, школе и обществе.
Учебно-воспитательные задачи:
1. Познакомиться с понятиями истина, праведное поведение, любовь, покой, ненасилие, научиться сотрудничать и вступать в контакт с другими, развивать целостный взгляд на вещи и явления.
2. Сформировать умение различать общее и частное, вечное и временное, видеть во всем происходящем полезное для себя, разрешать простые конфликты и проблемы, слушать, высказывать собственное мнение, достигать взаимного согласия, развивать невербальные формы общения.
3. Сформировать способность ценностного подхода ко всем явлениям жизни, нравственного выбора в различных ситуациях.
Тип урока: урок-беседа
Методы: Притча об учителе и учениках, игра «Передача любви», эссе о единстве и различиях.
Основные понятия: Общечеловеческие ценности. Спокойствие. Единство. Любовь.
Ход урока
1. Позитивный настрой (концентрация на положительных мыслях под спокойную музыку)
2. Эпиграф урока: «Будь честен с самим собой, и тогда ты не сможешь лгать другим». В. Шекспир («Гамлет»)
3.Вступительное слово учителя.
Мы начинаем с вами изучение курса «Основы экономики. Казахстан в современном мире». Но перед началом наших уроков экономики давайте обсудим некоторые вопросы, важные для изучения нашего предмета и для всей нашей жизни.
Беседа. Вопросы:
– Какое у нас сейчас время?
– Какие приоритеты у людей в настоящее время?
Мы с вами обсудим сейчас очень интересную притчу, которая может стать руководством к нашим мыслям, словам, поступкам в дальнейшей жизни.
4. Притча:
Давным-давно один старый, мудрый учитель собрал вокруг себя учеников. «Я чувствую, что стал стар и немощен, – сказал он, – Теперь ваш долг обеспечивать меня пищей и деньгами». Все ученики согласились, что в самом деле пришла их очередь послужить своему учителю. Только один ученик сказал: «Учитель, это будет нелегко, потому что люди, живущие рядом, скупые. Они, наверняка, не помогут нам». Учитель ответил: «Сын мой, я не прошу вас просить милостыню, это не годится. Я предлагаю, чтобы вы взяли без спроса. Это не будет грехом, так как нам нужнее, чем другим. Я слишком слаб, чтобы делать это самому. Кто поможет своему старому учителю?»
«Мы, мы», – закричали ученики. «Мы молодые и сильные. Скажи нам, что сделать». Учитель объяснил, что сначала они должны найти такое место, где их никто не увидит, и тихо дожидаться. Как только мимо пойдет какой-нибудь богач, они должны украсть его кошелек. Учитель, однако, сказал, что они не должны никого обижать, выполняя это задание.
Все ученики уже собрались уходить, кроме одного мальчика, который стоял, понурив голову. Учитель резко сказал ему: «В чем дело, дитя? Ты не хочешь помочь своему старому учителю?». «Прости меня, мой учитель, – сказал мальчик, – но я не могу сделать, как ты просишь». «Объясни», – сказал учитель.
«Вы сказали, что мы должны пойти туда, где нас никто не будет видеть. Это невозможно, ведь даже если я совершенно один, часть меня самого все равно смотрит на меня. Я скорее пойду просить милостыню, чем позволю своему «Я» смотреть, как я краду!».
Лицо старика засияло радостью. «Наконец-то хоть один из всех моих учеников понял мои наставления».
Остальные юноши, услышав эти слова, опустили от стыда головы. Но с этого дня они никогда не совершали недостойных поступков. Они всегда помнили слова своего товарища: «Мое «Я» всегда наблюдает за мной».
Продолжение беседы. Вопросы:
– Как вы думаете, почему учитель попросил учеников о помощи?
– Почему один ученик не послушался учителя?
– Приятно ли было это учителю?
– Что бы вы сделали, если бы учитель попросил вас украсть?
– Какая часть нас самих всегда за нами смотрит? Как вы ее назовете?
Итак, у нас впереди будет много уроков экономики, пронизанных общечеловеческими ценностями, о которых мы сегодня и поговорим. Вечные универсальные ценности: истина, праведное поведение, любовь, покой, ненасилие – являются общими для всех людей, всего живого и неживого.
Общечеловеческие ценности представляют собой изначальную суть человека, открытую и описанную мудрецами и святыми всех народов и времен. Они несут свет знания о подлинной природе человека, утверждают постижение самого себя и озаряют мудростью, чтобы каждый человек и весь род людской пришли к осознанию высшей цели – самореализации. Эти ценности нужно не только изучить, понять и осмыслить, но принять их всем существом и следовать им в повседневной жизни. Понимание и осознание человеческих ценностей – это дорога к истине о единстве всех людей.
Истина – это первозданная природа человека. Она не ограничена пределами времени в его трех ипостасях: прошлом, настоящем и будущем.
На уровне человеческой морали истина подразумевает выявление подлинной сути и причины вещей и поступков, а также правдивость, верность своим словам и обещаниям. Опыт – величайший учитель истины, и совершенство в истине может быть достигнуто только через слияние с жизнью идеалов правды, долга, покоя, добра и любви.
Человек обладает врожденной интуицией, или способностью отличать добро от зла. В благоприятных условиях он применяет этот дар, основываясь на своей истинной природе. Но в критических ситуациях, одержимый страхом или сознанием вины, он сбивается с верного пути и, нимало не заботясь об истине, действует по своему усмотрению прямо противоположно тому, что велит ему совесть, оказываясь затем лицом к лицу с последствиями. При этом, однако, в глубине души он знает, что в конце концов правда восторжествует.
Помимо всего прочего, в жизни нередко складываются ситуации, когда человек поставлен перед проблемой выбора: считать ли истиной писаный закон, устоявшийся обычай или неоспоримый факт. Истина исходит от внутреннего голоса, голоса человеческой совести.
Говорить правду означает приобщение к истине, неизменной во все времена. Это искренние слова, идущие из глубины души, это сокровенный голос сердца.
Продолжение беседы. Вопросы:
– Как вы понимаете истину?
– Что вы думаете об эпиграфе нашего урока?
– Можете ли вы отличить, когда вам лгут?
– Как вы себя чувствуете, когда вас обманывают?
Праведное поведение – это верность своим обязательствам, внутренняя культура, и цель ее – благо и для себя, и для всего, что нас окружает. Это служение, которое не преследует личных интересов и не ожидает никаких выгод и похвал, оно открывает человеку дорогу к источнику внутреннего покоя и радости. И жизнь показывает, что согласно духовному закону и естественному закону природы плоды бескорыстного служения – залог даров милости судьбы.
Праведное поведение – это лампа жизни, рассеивающая тьму внутреннюю и внешнюю, дарующая счастье. Праведное поведение – фундамент процветания людей, это непоколебимая истина всех времен. Когда Праведное поведение «уменьшается» и начинает исчезать из человеческой жизни, вся планета погружается в страх и беспокойство, и ее сотрясают волнения и беспорядки. Если человеческие отношения не освящены сиянием Праведное поведение, вся цивилизация оказывается под темным покровом страданий и несправедливости. Следовательно, обязанность человека – везде и всегда следовать Праведному поведению.
Все, что люди делают с полной самоотдачей и посвящают обществу, в котором живут, является частью Праведного поведения и ведет к внутреннему самосовершенствованию. Следуя путем Праведного поведения, человек стремится превратить каждую мысль, каждое слово, каждое движение и каждый миг в священный шаг по дороге к достижению своего высшего, истинного "Я".
Отсюда следует, что Праведное поведение – это нравственные и этические нормы, основанные на бескорыстном служении, по которым необходимо жить человеку как частице общества, страны и мира, охранять их – священная обязанность каждого гражданина во имя своего и всеобщего благополучия. Та же верность пути Долга, проявляется в форме космического закона, заставляя Солнце и Луну вращаться по своим постоянным орбитам и выполнять свое служение для всей Вселенной. Заветы древних мудрецов поступать по справедливости должны стать золотой нитью, очищающей мысли и дела наших современников во имя жизни на земле.
Продолжение беседы. Вопросы:
– Что такое Праведное поведение?
– Как бы вы определили правильность своих действий?
Покой – это спокойное состояние ума, которое не подвержено воздействию временных печалей и радостей, неудач и побед. Это ощущение внутреннего умиротворения и покоя. Чтобы достичь этого покоя, необходимо вести жизнь, созвучную нашей совести. Можно ли добиться Покоя, спокойствия и счастья, идя путем злобы, вражды и несправедливости? Вряд ли. Когда вы вкушаете яблоко, можете ли вы ощутить вкус персика? Каково действие, таков будет и его результат. Высота лестницы, на которую вы хотите взобраться, должна превысить высоту преграды на пути к Покою, которая состоит из плохих качеств человека, отсутствия личностных достоинств и роста ненависти и жестокости.
Продолжение беседы. Вопросы:
– Что для вас покой?
– Как можно достичь состояния внутреннего покоя?
Любовь – это гармония тела, разума и души. Любовь тела – это страстность, любовь ума – это сочувствие, Любовь души – это внутреннее умиротворение.
Любовь человека имеет множество форм, выражаясь, например, через чувства между матерью и ребенком (материнская любовь), между женой мужем и (влечение), между родственниками и близкими (привязанность). Подобная любовь объясняется родственными связями, симпатией, отношениями влюбленности. Однако существует и чистая Любовь, выражающаяся в единстве со всем, что нас окружает. Такая Любовь отдает и прощает, она проникнута духом жертвенности, и полностью отрешена от личного «я», то есть священна.
Известны разные уровни любви: первый – самый низкий. Люди, находящиеся на этом уровне, печалятся, видя других счастливыми, поскольку завидуют чужим достижениям. Они постоянно осуждают других и выискивают в них недостатки. Такие люди не выносят, когда другим хорошо, они губят в себе все проявления любви. Если кому-то улыбнется удача, им не дает покоя зависть, подобно тому, как ворона завидует чудесной песне соловья. Они смеются над хорошими людьми, как вороны, высмеивающие лебедя.
Люди, находящиеся на втором уровне, пекутся лишь о собственном благополучии, и самое важное для них, чтобы в их семье был покой и достаток, и их родным и близким было хорошо и спокойно. Остальные люди с их добрым характером и пороками их совершенно не волнуют. Подобных людей среднего уровня можно назвать посредственными или обычными.
Третий уровень – лучший и самый высший. Находящиеся на этом уровне люди полны веры в то, что все люди одинаковы по своему духовному происхождению. Они чувствуют, что высшее «Я» в форме Любви присутствует везде и во всем. Люди, исполненные такой высшей любви, постоянно находятся в состоянии удовлетворенности.
Человек должен культивировать в себе принцип Любви как высочайшее из человеческих достоинств, соразмеряя его с каждым мгновением жизни, что особенно важно на современном этапе развития человечества, полном раздоров и беспокойства. Любовь должна выражаться во всех мыслях, словах и делах, и тогда восторжествует истинная человечность. Даже животный мир нуждается в любви. Звери и птицы не только имеют потребность в любви, но сами выражают ее человеку, и это является проявлением родства человека и животных.
Истина – это Любовь в форме мысли. Праведное поведение – это любовь в действии. Покой– это внутреннее ощущение любви. Любовь – это осознание единства со всем сущим, выражающееся в глубоком, проникновенном чувстве, не знающем границ, условий и проявленное в даре бескорыстно отдавать и прощать.
Продолжение беседы. Вопросы:
– Ваше понимание Любви?
– Какие виды Любви вы знаете?
Ненасилие – это поведение, основанное на сострадании ко всем живым существам, на контроле над чувствами, внутреннем покое, терпимости, истине, любви ко всему.
Истинный смысл Ненасилия – не причинение обиды и вреда ни единому живому существу ни мыслью, ни словом, ни делом. Об этом же говорит и Президент нашей страны на IV съезде лидеров мировых и традиционных религий в Астане (21-22 мая 2012 г.). Очищение и одухотворение мыслей, слов и поступков, их гармоничное слияние автоматически ведут человека к Ненасилию, он уже не может никого обидеть ни мыслью, ни словом, ни действиями.
По сравнению с прошлыми эпохами, наше время отмечено явным увеличением злых качеств, нехороших действий и чрезмерной жестокостью. Как тогда можно объяснить тот факт, что в течение 5000 лет запечатленной истории человечества на земле происходило 15000 войн? И до сих пор человечество не избавилось от страха войны. Каждая такая война приносила с собой страдания и унижение человеческого достоинства.
Если рассмотреть причины возникновения войн, то обнаруживается, что накопление зла в мире связано с преобладанием животных инстинктов в человеке. Поэтому самое главное для человека сейчас – это принести в жертву эгоизм и животные качества – ненависть, жадность, зависть, гнев, гордыню и злость.
Воспитание в себе ненасилия, – это, во-первых, мощное противоядие от собственных пороков, а во-вторых, забота о защите основных интересов всего человечества.
В процессе освободительного движения и в стремлении человека к независимости от господства иноземцев именно принцип Ненасилия продемонстрировал заложенную в нем силу вселенского закона. Но, несмотря на это, человечество не избавилось еще до конца как от страха перед ядерной войной, так и от хронической нищеты, глубокого невежества, страшных болезней, лишений и бедствий, религиозного фанатизма и фундаментализма, массовой торговли наркотиками, терроризма и неуклонного разрушения человеческих ценностей. Практика ненасилия поможет человеку постепенно накопить заряд светлой энергии, которая усилит его нравственно-духовную силу в борьбе против низменных и аморальных тенденций.
Продолжение беседы. Вопросы:
- К чему ведет Ненасилие?
- Бывает ли насилие только физическим?
5. Игра «Передача Любви». Все становятся в круг и,взявшись за руки, говорят по цепочке друг другу: «Я тебя люблю».
6. Домашнее задание: написать краткое эссе о том, что объединяет всех людей на земле.
В заключении подчеркнём, интеграция содержания предмета «Самопознание» и предметов естественнонаучного цикла будет способствовать качественным изменениям аксиологического базиса личности учащихся в плане твердой уверенности в правоте нравственных общечеловеческих идеалов и готовности к реализации их на практике. Благодаря процессу возрождения духовно-нравственной составляющей образования сегодняшние школьники смогутподняться над узостью потребительского мировоззренияк высотам осознания духовности как своей истинной природы, и смогут передать другим личный опыт самопознания как носители и выразители духовно-нравственного начала.
План урока__________________,
интегрированного с предметом «Самопознание»
Школа______Дата_______Педагог________________Класс _____ Кол-во уч-ся ____
Тема____________________Ценность_____________Качества_____________________
Цель урока: Задачи урока: 1. 2. 3.
|
Ресурсы: (материалы, источники)
|
Ход урока: Внешняя интеграция (использование методических приемов урока самопознания) |
Примечания
|
Внутренняя интеграция (интеграция общечеловеческих ценностей в содержание урока)
Домашнее задание
Заключительная минута урока |