Цифровых мигрантов учили общаться с цифровыми аборигенами в Алматы

Цифровизация все больше проникает в повседневную жизнь. Касается это и школ. И если ученики легко усваивают новые веяния, то учителя зачастую отстают от своих подопечных, хотя современные технологии могут сильно облегчить их труд. Алматинским педагогам предоставили возможность устранить пробел в знаниях: в Казахском национальном педагогическом университете им. Абая и городском лицее № 134 московские специалисты провели двухдневный семинар о цифровых технологиях в современной школе.
Дети сегодня – это «цифровые аборигены», они родились в этом цифровом мире, живут в нем с первых своих дней, он для них родной и органичный. А мы, взрослые, «цифровые мигранты», мы должны изучать то, что окружает нас. И нельзя допустить, чтобы дети были более компетентны в этом вопросе, – говорит Наталия Шевелева, заведующая лабораторией исследования образовательной политики Московского городского педагогического университета (МГПУ).
В лаборатории разработали программу «О реализации педагогической деятельности в цифровой экономике», рассчитанную на преподавателей средних школ и университетов. В ней есть обязательные модули и вариативы, которые выбирают сами слушатели. Названия обязательных модулей звучат так: «Цифровые средства общения со школьниками» и «Использование цифровых средств для развития творческого мышления школьников». Вариативные модули касаются, например, проектной деятельности учеников, развития у них творческого мышления с помощью современных ресурсов, психологии и восприятия цифрового мира.

В СКО запретили заполнение электронных школьных дневников в селах, где нет качественного Интернета

Распространенная ситуация: у школы есть доступ к современным техническим возможностям, но ими не пользуются – учителя не знают, как это делается, и боятся показать свою некомпетентность ученикам. В рамках программы сотрудники МГПУ обучали педагогов с помощью компьютера или телефона находить в Интернете в бесплатном доступе цифровые инструменты, которые могут понадобиться непосредственно на уроке. Используя их, учителя овладевают навыками цифровой грамотности в целом. Наталия Шевелева говорит, что эти ресурсы дают возможность сделать урок более интересным. Например, есть онлайн-тест, позволяющий преподавателю мгновенно проверять задания, выполненные учениками. На уроке педагог дает ссылку на интернет-ресурс, дети начинают решать задачи индивидуально или в командах. В финале победители поднимаются под музыку на виртуальный пьедестал. Детям нравится то, что программа ярко оформлена и напоминает их любимые компьютерные игры. Для преподавателя же ресурс удобен тем, что он может сразу увидеть результаты. Подобные программы очень эффективны – они заинтересовывают детей и облегчают работу педагогу. Во время курса преподаватели обучаются и многим другим полезным вещам: использованию фото- и видеоредактирования, созданию презентаций, работе с Google-документами.
Наша программа обучения – это цифровизация плюс методика и педагогика в общих чертах. Мы должны показать, какие существуют в этой области компетенции, инструменты и технологии. И продемонстрировать, как их применять на практике. То есть раскрыть эти направления в «цифре», что сейчас очень актуально, – говорит ведущий научный сотрудник лаборатории исследования образовательной политики Сергей Лесин.
Казахстанские педагоги смогли пройти обучение по программе благодаря инициативе российского Федерального агентства «Россотрудничество» и МГПУ. На занятия в лицее № 134 пришел весь коллектив преподавателей, а также представители профессионального библиотечного сообщества города. Поддержали предложение и в Казахском национальном педагогическом университете (КазНПУ).
Цифровой мир расширяется. И общеизвестно, что зачастую школьники разбираются в этой сфере лучше учителей и вузовских преподавателей. А надо, чтобы педагог шел впереди. Для нашего университета такая программа важна – мы ведь готовим учителей. И конечно, эти знания можно использовать в работе со студентами, все это очень актуально, – сообщил «ЭК» директор центра повышения квалификации и дистанционного образования КазНПУ Александр Семченко.